Что такое деньги?
методическая разработка (2 класс)
Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka._chto_takoe_dengi._salahutdinova_z.t.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Салахутдинова З.Т.
Тема: Что такое деньги?
Цель: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров.
Задачи:
Образовательные:
- Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
- Определить функции денег.
Развивающие:
- Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать в группах.
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.
Возраст аудитории: 2 класс
Форма проведения: занятие-исследование
Оборудование: учебная презентация, видеофрагмент, раздаточный материал (карточки), толковые словари, металлические деньги, бумажные купюры, предметы с ценниками.
Предметные результаты: знакомство с понятием денег, их функциями и историей возникновения.
Метапредметные результаты:
познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера.
регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты: осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности, осознание того, что деньги не являются основой счастья; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ход занятия
I. Организационно-мотивационный этап
- Настроение у нас отличное, а улыбка - дело привычное. Пожелаем друг другу добра, нам занятие начинать пора!
II. Предъявление практической задачи
Детям предлагается подойти к импровизированному «Магазинчику» и приобрести различные товары.
- Загляните в магазин, он богат товарами. Полюбуйтесь, выбирайте и скорее покупайте.
Дети подходят и рассматривают товары.
- Какой из товаров вас заинтересовал? Почему?
Дети называют товар и объясняют причину выбора.
- Я предлагаю вам приобрести понравившийся товар.
Ребята желают купить определённые вещи, и понимают, что им не хватает денег.
III. Определение темы занятия. Целеполагание
Учащиеся разгадывают загадку о деньгах.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (деньги)
- Сформулируйте тему нашего занятия.
- Что вы знаете о деньгах? (По ходу беседы учитель делает записи на доске)
- Что хотите узнать? (По ходу беседы учитель делает записи на доске)
IV. Открытие нового знания
1.Работа в группах
- Как вы думаете, с чего мы начнем изучение новой темы? Что же такое деньги?
- Найдите в толковом словаре определение слова «деньги».
- Соотнесите ваше определение с тем, что нашли в словаре. («Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.)
- Сколько значений у слова «деньги»?
(Дети находят нужную информацию в словаре)
2. Фронтальная беседа
- Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества.
- Для чего людям нужны деньги? (ответы детей)
- Деньги определяют меру стоимости вещей, являются средством платежа и одним из средств накопления. Какую из данных функций вы можете объяснить? (Цены, выраженные в деньгах, позволяют нам сравнить: насколько одни товары дороже других, сколько мы можем позволить себе на те деньги, которые зарабатываем и накопили).
- Какой денежной единицей мы пользуемся?
- Рубль – универсальная денежная единица. Куда бы мы ни пришли в России, везде с помощью рубля можно расплатиться. А всегда ли деньги выглядели таким образом?
3. Просмотр видеофильма «История денег»
- На заре становления человеческой цивилизации денег не было. Но постепенно человечество пришло к осознанию того факта, что им необходимы деньги. Давайте посмотрим, что такое деньги и как они появились.
4. Обсуждение просмотренного
(Дети работают в группах по карточкам. Приложение 1)
5. Практическая работа в парах
-У вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.
- Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Сравните их.
- Используя демонстрацию на экране, найдите на монетах:
А) лицевую сторону;
Б) оборотную сторону;
В) ребро;
Г) номинал;
Д) легенду.
- Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»?
- Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».
- Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
V.Физминутка
- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?
Слушайте внимательно, и если я назову то, что можно купить за деньги - хлопаете, нет – топаете.
- Книга, тетрадь, стол, знания, лекарство, автомобиль, дружба, счастье, мороженое, велосипед, любовь, компьютер, трудолюбие, телефон, здоровье.
VI. Первичное закрепление
1. Работа с пословицами
- В народе существует много пословиц о значении и роли денег в жизни человека. Перед вами конверт с пословицами, ваша задача дополнить пословицу и объяснить её смысл.
(Работа в группах с последующим обсуждением)
1 группа. Не имей 100 рублей, а имей 100 (друзей).
Нелегко деньги нажить, а легко (прожить).
Тот без нужды живет, кто деньги (бережет).
2 группа. Уговор дороже (денег).
Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет (рубля).
Денег ни гроша, да слава (хороша).
На деньги ума (не купишь).
3 группа. Деньги – хороший слуга, но плохой (хозяин).
На деньги друга (не купить).
Вовремя копейка дороже (рубля)
2.Самостоятельная работа
Графический диктант
- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»
- Деньги - все, что принимается в уплату за товары и услуги (+)
- Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)
- Плата за работу – это зарплата (+)
- Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (+)
- Оборотная сторона монеты – это гурт (-)
- Надпись на монете называется легендой (+)
-Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)
- Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» (+)
(Проверка по эталону)
VII. Включение в систему знаний
1. Творческое задание. Составление синквейна
(Работа в группах)
- Предлагаю вам составить синквейн по новой теме.
1-ая строка – имя существительное, обозначающее тему занятия;
2-ая строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета;
3-ья строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета ;
4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот);
5 строка – имя существительное, как итог, вывод.
VIII. Итог занятия
- Почему деньги называют великим изобретением человечества?
- Что нового узнали?
- Что нельзя купить за деньги?
- Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?
(5руб.08.коп.)
IX. Рефлексия
- Понравилось вам занятие?
- Чему удивились?
- Что было особенно сложным?
- Что показалось самым интересным?
- Довольны результатом своей работы?
- Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)
- В заключение хотелось бы отметить, что хотя богатый человек и может себе многое позволить, но ни деньги, ни любое другое имущество не может сделать людей счастливыми. Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
Список используемой литературы:
1.Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей. Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК», 2015.
2. Исаева О.Г. Детская энциклопедия. Я познаю мир "Экономика". АСТ, Астрель, 2017.
3. ФединС.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Материалы сайтов интернет:
https://youtu.be/i1Ofahsq1pQ
http://www.bibliotekar.ru/dengi1.htm
http://www.denznak.ru/
Приложение 1
1. Что такое бартер?
2. Почему людям приходилось меняться?
3. Какие товары обладали высокой ликвидностью?
4. Что такое деньги?
5. Какие деньги были в обиходе в Древней Руси?
6. Какие функции имеют деньги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....