Доклад Приемы организации класса на начало урока.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_organizatsii_klassa_na_nachalo_uroka.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы организации класса на начало урока
Составитель:
учитель начальных классов
Михайлова Ю.В.
-Учитель начальных классов – профессия особая, даже в чём-то уникальная. Каждый из вас талантлив, каждый из вас – волшебник. Вы отдаёте своим ученикам всё самое лучшее: свои знания, свой опыт, частичку своего сердца. Благодаря вам мир сверкает яркими красками. Пусть любимая работа приносит вам удовлетворение, а прослушав мой доклад Вы пополните вашу методическую копилку.
- Приём какого этапа урока я использовала, начав своё выступление? (Оргмомент. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой)
- Это самый короткий этап урока. Длительность его -1-2 минуты. Но именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке: он создает определенный настрой, выполняет мотивирующую функцию.
-Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Надеюсь, что моё выступление по теме «Приемы организации класса на начало урока» поможет ответить на этот вопрос.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Чем ярче, позитивнее и увлекательнее оно проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование. От учителя лишь требуется творческий подход, вариации различных приёмов.
1.«Приветствие»
(Слайд 2) Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости. С него и должна начинаться встреча учителя с учениками на уроке. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра.
- Можно написать на доске или слайде слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал.
- “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
-большого (средними);
-во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2.Рифмованное начало урока. (Слайд 3,4,5)
Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить рифмованное начало урока:
1) Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. | 2) А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Я – командир, вы – мой отряд! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | 3) Ну-ка, юный мой дружок, | 4) Посмотрите все на меня! |
3. Релаксация. (включает релаксационную музыку)
- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Вы — бабочка, у вас красивые и большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Вы плавно парите в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую серединку цветка. Вдохните его аромат... откройте глаза и улыбнитесь.
В переводе с медицинского языка латыни этот термин обозначает дословно «ослабление». И действительно, как утверждают психологи, релаксация ослабляет напряжение, отвлекая от неприятных эмоций, снимает утомление тела и ума.
4.Начало урока с элементами театрализации
Приглашение на урок сказочного персонажа (игрушка, ученик в костюме сказочного героя)
5.«Интрига»
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
6.«Психологический настрой на урок»
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Пожелание успеха, добра, хорошего настроения, хороших отметок.
Чтоб урок наш стал светлее, | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, | Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: | Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. |
7.«Золотая рыбка»
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
8.Эпиграф к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки)(Слайд 6)
-Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
-Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
-Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
-Делу время, потехе час.
-Больше знай, меньше болтай.
-Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
-Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
-Умную речь хорошо и слушать.
-Ученье – свет, а неученье – тьма.
-Ученье лучше богатства
9. Дыхательная гимнастика.
10.Пальчиковая гимнастика
11. Приём «Удивляй!»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение к теме урока. Например, урок окружающего мира начать с небольшого рассказа.
«Однажды, а в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! А самое интересное то, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли, что не замечаем ее удивительных свойств.»
12. Загадка
13. «Случай из жизни»
Зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как литература, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.
14.«Хочу- могу- умею- делаю» (Слайд 7)
На доске слова: «хочу», «могу», «умею», «делаю». Учитель дает им такую расшифровку:
«Хочу»- я хочу пожелать вам увеличить объем ваших знаний в полтора раза.
«Могу»- сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
«Умею»-мы с вами умеем применять изученные правила в решении упражнений.
« Делаю»-делаем каждый себе установку: « Понять и быть тем первым, который увидит ход рассуждений, ход решения».
15. Способ «Медиа»
Начало урока можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска и слово учителя.. Достаточно лишь показать небольшой видео-сюжет, который будет настраивать детей на успех (фрагмент мультфильма и т.д.)
16. «Музыкальное начало урока»
Использование отрывка песни для пожелания удачи и т.д.
17. Использование приёмов рефлексии эмоционального состояния.
(«Смайлики», «Мимика», «Жесты» и т.д.)
18. Использование игровой ситуации.
Например:
- Сядьте все Насти.
- Сядьте те, кто любит конфеты.
-Сядьте те, кто хочет учиться на пятёрки.
19.Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно работать над их разнообразием, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. К.Д.Ушинский писал: « Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь»
Приложение.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Звонок прозвенел, Пора начинать. Математики тайны Нам нужно узнать. | Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок. Вы друг к другу повернитесь, Вы друг другу улыбнитесь, А теперь все дружно сели И на доску посмотрели. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. |
Итак, нас ожидает встреча с математикой. Скорее в путь отправимся опять. Всем вам, конечно, интересно, Что предстоит в пути узнать. Задания мы будем выполнять И новые открытья совершать. | Зовёт математика в гости детей. В дорогу, друзья, собирайтесь скорей. Маршрут нам учебник укажет. О чём же обложка расскажет? Вам интересно, ребята, узнать, Что предстоит нам сейчас выполнять? Сходство, различия будем искать, Думать, сравнивать и рассуждать. | Мы вновь вошли в наш светлый класс. Я рада видеть каждого из вас. Нам будет здесь уютно и тепло. Вы знанья новые усвоите легко. Отдохнуть вы все успели? Что ж, теперь пора за дело. | Громко прозвенел звонок – Пригласил нас на урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнём сейчас. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять. |
Вы услышали звонок? Вам сказал он: «На урок!» Что ж, пора урок начать. Вам числа нужно прочитать. | Итак, друзья, вниманье! Прозвенел звонок. Садитесь по удобнее, Начнём сейчас урок! | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Звонок прозвенел, Мы урок наш начнём. Знаниям нашим Итог подведём. | |
Класс наш светлый и уютный, Хорошо мы в нём живём. Улыбнёмся же друг другу. И урок скорей начнём! | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы за парту тихо сели И на доску посмотрели. | Вот звонок сигнал нам дал – Час математики настал. Время даром не теряй И работу начинай! | Подошла к концу перемена. Урок ей приходит на смену. Мы будем считать, дополнять, рассуждать И новые знания открывать. Начинаем наш урок. Отвечать готов, дружок! Математику ты любишь, С математикой ты дружишь. Любишь ты считать, решать И заданья выполнять. |
Вы вошли в наш светлый класс. Ждут вершины знаний вас.Будем браться мы за дело:Покорим вершины смело. | Ребята, пора нам урок начинать, Ведь новое так интересно узнать! От устного счёта к новому знанию Отправимся в путь. Вы готовы? Внимание в путь! | Пришла пора отчёта – Проверочная работа. Будь внимателен и не спеши. Удача ждёт тебя впереди! | сем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! |
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | розвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | Раз, два, три, четыре, пять. Не устали вы считать? Может, лучше бегать, петь. Или в дудочку дудеть? Раз, два, три, четыре, пять. Кончил дело – и гулять! Вспомним-ка сейчас, друзья, Что учили мы не зря. |
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! | Динь – динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. | Где играют дружно, Считают умело, Там и сказке можно. Появиться смело. Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, учебник и тетрадка? Все дружно беритесь скорей за работу. | Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. |
Все считается на свете. Людям всюду нужен счет! Потому ему почет! Так давай с тобой учиться! Открывай скорей страницы, Чтоб читать и чтоб считать – Раз, два, три, четыре, пять! | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Раз, два, три, четыре, пять, Все могу я сосчитать: И деревья на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, И страницы толстых книжек. А благодаря какой науке я могу это сделать? | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем повторять. Устно будем мы считать. Все, но кроме облаков, Кроме звезд и мотыльков... Можно сбиться ведь со счета, Но считать нам их охота? |
Все готовы к полёту, В страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, А на финише – победа, радость, знания! | Позади уж давно перемена, | Давайте, ребята, учиться считать, Отбросим в сторону переживания и неудачи. | Прозвенел звонок и смолк, |
| Я в школе на уроке. |
| Я тебе желаю добра! |
Сегодня у нас особенный день, | Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) | -Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Прозвенел уже звонок | Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. |
Прозвенел звонок, | Чтоб урок наш стал светлее, |
Психологические настрои под музыку:
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
Психологический настрой, подходящий для всех уроков.
|
|
|
Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, | Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. |
Прозвенел и смолк звонок, | Порядок на столе, | Долгожданный дан звонок – |
Ну-ка, юный мой дружок, | Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний.» | Погладьте себя по голове |
Ровно встали, тихо сели, | Итак, друзья, внимание! | Ниточку души от каждого из вас |
Вводно -психологический настрой для урока математики:
Долгожданный дан звонок – | Этот урок у нас сейчас | Прозвенел уже звонок. |
И прекрасна, и сильна – | Математику, друзья | Вы внимательными были, |
Ждёт нас сегодня работа важная. | Чтобы быстро считать, | К уроку математики |
Вводно -психологический настрой для урока русского языка:
Минутка чистописания | Здравствуйте, дети! | Проверь, дружок, | Делу время, потехе час. |
Определяю я предметы, | Женский род - запомню я | Итак, русский язык друзья! | Отправляемся мы снова |
Сколько правил, сколько правил. |
Психологический настрой для открытых уроков.
|
| Долгожданный дан звонок- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО НАЧАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Предложены различные приёмы нетрадиционного начала урока математики: рифмованное и с элементами театрализации....
Доклад об организации внеурочной деятельности на уроках чтения
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными...
Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...
Стихи для организации начала урока
Стихи создают благопрятный настрой учащихся на работу...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
как организовать интересно работу детей на уроке...
Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».
Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...
Мастер-класс "Нестандартное начало урока"
Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учи...