Доклад Приемы организации класса на начало урока.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы организации класса на начало урока
Составитель:
учитель начальных классов
Михайлова Ю.В.
-Учитель начальных классов – профессия особая, даже в чём-то уникальная. Каждый из вас талантлив, каждый из вас – волшебник. Вы отдаёте своим ученикам всё самое лучшее: свои знания, свой опыт, частичку своего сердца. Благодаря вам мир сверкает яркими красками. Пусть любимая работа приносит вам удовлетворение, а прослушав мой доклад Вы пополните вашу методическую копилку.
- Приём какого этапа урока я использовала, начав своё выступление? (Оргмомент. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой)
- Это самый короткий этап урока. Длительность его -1-2 минуты. Но именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке: он создает определенный настрой, выполняет мотивирующую функцию.
-Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Надеюсь, что моё выступление по теме «Приемы организации класса на начало урока» поможет ответить на этот вопрос.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Чем ярче, позитивнее и увлекательнее оно проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование. От учителя лишь требуется творческий подход, вариации различных приёмов.
1.«Приветствие»
(Слайд 2) Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости. С него и должна начинаться встреча учителя с учениками на уроке. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра.
- Можно написать на доске или слайде слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал.
- “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
-большого (средними);
-во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2.Рифмованное начало урока. (Слайд 3,4,5)
Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить рифмованное начало урока:
1) Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. | 2) А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Я – командир, вы – мой отряд! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | 3) Ну-ка, юный мой дружок, | 4) Посмотрите все на меня! |
3. Релаксация. (включает релаксационную музыку)
- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Вы — бабочка, у вас красивые и большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Вы плавно парите в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую серединку цветка. Вдохните его аромат... откройте глаза и улыбнитесь.
В переводе с медицинского языка латыни этот термин обозначает дословно «ослабление». И действительно, как утверждают психологи, релаксация ослабляет напряжение, отвлекая от неприятных эмоций, снимает утомление тела и ума.
4.Начало урока с элементами театрализации
Приглашение на урок сказочного персонажа (игрушка, ученик в костюме сказочного героя)
5.«Интрига»
- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
6.«Психологический настрой на урок»
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Пожелание успеха, добра, хорошего настроения, хороших отметок.
Чтоб урок наш стал светлее, | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, | Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: | Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. |
7.«Золотая рыбка»
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
- Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
8.Эпиграф к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки)(Слайд 6)
-Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
-Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
-Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
-Делу время, потехе час.
-Больше знай, меньше болтай.
-Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
-Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
-Умную речь хорошо и слушать.
-Ученье – свет, а неученье – тьма.
-Ученье лучше богатства
9. Дыхательная гимнастика.
10.Пальчиковая гимнастика
11. Приём «Удивляй!»
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение к теме урока. Например, урок окружающего мира начать с небольшого рассказа.
«Однажды, а в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! А самое интересное то, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли, что не замечаем ее удивительных свойств.»
12. Загадка
13. «Случай из жизни»
Зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как литература, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.
14.«Хочу- могу- умею- делаю» (Слайд 7)
На доске слова: «хочу», «могу», «умею», «делаю». Учитель дает им такую расшифровку:
«Хочу»- я хочу пожелать вам увеличить объем ваших знаний в полтора раза.
«Могу»- сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
«Умею»-мы с вами умеем применять изученные правила в решении упражнений.
« Делаю»-делаем каждый себе установку: « Понять и быть тем первым, который увидит ход рассуждений, ход решения».
15. Способ «Медиа»
Начало урока можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска и слово учителя.. Достаточно лишь показать небольшой видео-сюжет, который будет настраивать детей на успех (фрагмент мультфильма и т.д.)
16. «Музыкальное начало урока»
Использование отрывка песни для пожелания удачи и т.д.
17. Использование приёмов рефлексии эмоционального состояния.
(«Смайлики», «Мимика», «Жесты» и т.д.)
18. Использование игровой ситуации.
Например:
- Сядьте все Насти.
- Сядьте те, кто любит конфеты.
-Сядьте те, кто хочет учиться на пятёрки.
19.Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно работать над их разнообразием, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. К.Д.Ушинский писал: « Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь»
Приложение.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Звонок прозвенел, Пора начинать. Математики тайны Нам нужно узнать. | Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок. Вы друг к другу повернитесь, Вы друг другу улыбнитесь, А теперь все дружно сели И на доску посмотрели. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. |
Итак, нас ожидает встреча с математикой. Скорее в путь отправимся опять. Всем вам, конечно, интересно, Что предстоит в пути узнать. Задания мы будем выполнять И новые открытья совершать. | Зовёт математика в гости детей. В дорогу, друзья, собирайтесь скорей. Маршрут нам учебник укажет. О чём же обложка расскажет? Вам интересно, ребята, узнать, Что предстоит нам сейчас выполнять? Сходство, различия будем искать, Думать, сравнивать и рассуждать. | Мы вновь вошли в наш светлый класс. Я рада видеть каждого из вас. Нам будет здесь уютно и тепло. Вы знанья новые усвоите легко. Отдохнуть вы все успели? Что ж, теперь пора за дело. | Громко прозвенел звонок – Пригласил нас на урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнём сейчас. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять. |
Вы услышали звонок? Вам сказал он: «На урок!» Что ж, пора урок начать. Вам числа нужно прочитать. | Итак, друзья, вниманье! Прозвенел звонок. Садитесь по удобнее, Начнём сейчас урок! | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Звонок прозвенел, Мы урок наш начнём. Знаниям нашим Итог подведём. | |
Класс наш светлый и уютный, Хорошо мы в нём живём. Улыбнёмся же друг другу. И урок скорей начнём! | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы за парту тихо сели И на доску посмотрели. | Вот звонок сигнал нам дал – Час математики настал. Время даром не теряй И работу начинай! | Подошла к концу перемена. Урок ей приходит на смену. Мы будем считать, дополнять, рассуждать И новые знания открывать. Начинаем наш урок. Отвечать готов, дружок! Математику ты любишь, С математикой ты дружишь. Любишь ты считать, решать И заданья выполнять. |
Вы вошли в наш светлый класс. Ждут вершины знаний вас.Будем браться мы за дело:Покорим вершины смело. | Ребята, пора нам урок начинать, Ведь новое так интересно узнать! От устного счёта к новому знанию Отправимся в путь. Вы готовы? Внимание в путь! | Пришла пора отчёта – Проверочная работа. Будь внимателен и не спеши. Удача ждёт тебя впереди! | сем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! |
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | розвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. | На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | Раз, два, три, четыре, пять. Не устали вы считать? Может, лучше бегать, петь. Или в дудочку дудеть? Раз, два, три, четыре, пять. Кончил дело – и гулять! Вспомним-ка сейчас, друзья, Что учили мы не зря. |
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! | Динь – динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. | Где играют дружно, Считают умело, Там и сказке можно. Появиться смело. Внимательно проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке? Ручка, учебник и тетрадка? Все дружно беритесь скорей за работу. | Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. |
Все считается на свете. Людям всюду нужен счет! Потому ему почет! Так давай с тобой учиться! Открывай скорей страницы, Чтоб читать и чтоб считать – Раз, два, три, четыре, пять! | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Раз, два, три, четыре, пять, Все могу я сосчитать: И деревья на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, И страницы толстых книжек. А благодаря какой науке я могу это сделать? | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем повторять. Устно будем мы считать. Все, но кроме облаков, Кроме звезд и мотыльков... Можно сбиться ведь со счета, Но считать нам их охота? |
Все готовы к полёту, В страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, А на финише – победа, радость, знания! | Позади уж давно перемена, | Давайте, ребята, учиться считать, Отбросим в сторону переживания и неудачи. | Прозвенел звонок и смолк, |
| Я в школе на уроке. |
| Я тебе желаю добра! |
Сегодня у нас особенный день, | Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) | -Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Прозвенел уже звонок | Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. |
Прозвенел звонок, | Чтоб урок наш стал светлее, |
Психологические настрои под музыку:
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
Психологический настрой, подходящий для всех уроков.
|
|
|
Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, | Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. |
Прозвенел и смолк звонок, | Порядок на столе, | Долгожданный дан звонок – |
Ну-ка, юный мой дружок, | Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний.» | Погладьте себя по голове |
Ровно встали, тихо сели, | Итак, друзья, внимание! | Ниточку души от каждого из вас |
Вводно -психологический настрой для урока математики:
Долгожданный дан звонок – | Этот урок у нас сейчас | Прозвенел уже звонок. |
И прекрасна, и сильна – | Математику, друзья | Вы внимательными были, |
Ждёт нас сегодня работа важная. | Чтобы быстро считать, | К уроку математики |
Вводно -психологический настрой для урока русского языка:
Минутка чистописания | Здравствуйте, дети! | Проверь, дружок, | Делу время, потехе час. |
Определяю я предметы, | Женский род - запомню я | Итак, русский язык друзья! | Отправляемся мы снова |
Сколько правил, сколько правил. |
Психологический настрой для открытых уроков.
|
| Долгожданный дан звонок- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО НАЧАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Предложены различные приёмы нетрадиционного начала урока математики: рифмованное и с элементами театрализации....

Доклад об организации внеурочной деятельности на уроках чтения
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными...

Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
как организовать интересно работу детей на уроке...
Мастер-класс "Нестандартное начало урока"
Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учи...