Мастер-класс "Нестандартное начало урока"
учебно-методический материал

Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и провоцировать тягу к знаниям. Тяга к познанию естественна для человеческой природы. Убить ее могут только скучные учителя и нудные уроки. Как начать урок, чтобы сразу завладеть вниманием класса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_nestandartnoe_nachalo_uroka.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

                                           Составитель: Митрофанова Э.П

                                                           Должность: учитель начальных классов

                                                  Дата проведения:       1 марта 2016 г.

                                                             Место проведения:   районный фестиваль

                                                                                      «Педагогическое созвездие»

                                                                                 

Шоруньжа

2016

Тема: «ОРГАНИЗОВАННОЕ НАЧАЛО УРОКА – важный этап современного урока».

Цель:  Дать общее представление  об организации организационного этапа на уроках по ФГОС.

Задачи:

  1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в  мастер-классе.
  2. Познакомить с формами организации нестандартного начала урока.
  3. Показать на практических примерах использование разных форм организационного этапа урока.

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с формами организации нестандартного начала урока, их характеристиками и методами  использования на организационном этапе урока.

Аудитория: учителя  района

Оборудование: компьютер, проектор;  плакат с нарисованным  деревом; вырезанные из бумаги листочки (по количеству участников), карточки-листочки, «Кластер».

                                      Ход мастер-класса:

I.Орг.момент.

           Уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Теперь «Поздороваемся мимикой», «Поздороваемся ручкой», «Поздороваемся голосом – «здравствуйте».

           С этого упражнения вы можете начинать любой свой урок. Также на этом этапе можно использовать упражнение «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Давайте попробуем! Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 II.  Рассказ о себе.

        Я – Митрофанова Эмилия Петровна, учитель начальных классов Шоруньжинской средней школы. Закончила Оршанский педагогический колледж и МарГУ. Общий стаж работы 7 лет, в классе я третий год, по ФГОС работаю второй год.

        Полтора года назад, принимая первый класс, передо мной встал вопрос «как работать по ФГОС?». Я начала эту работу с изучения структуры урока. Я поняла, что ФГОС важное значение придает  организованному началу урока. Уроков в день 4-5, как сделать так, чтобы не повторяться, чтобы ученикам было интересно? Сегодня хочу рассказать, как я решаю этот вопрос.

III. Сообщение темы, введение в неё.

        «Дерево ожидания»

        Сегодня объявлен мастер-класс на тему «Организованное начало урока – важный этап современного урока», для начальных классах подходит название «Нестандартное начало урока?».  Я сегодня это делаю первый раз, опыт работы по ФГОС небольшой, поэтому я хочу узнать, что вы ждете от этого занятия, чего вы опасаетесь. Перед вами плакат «Дерево ожидания», на столах  зеленые листочки. Я прошу вас на зеленой стороне написать свои ожидания или опасения и приклеить к дереву.

        Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

          Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

        «Заполнение карточки»

        Теперь поработаем в парах. Перед вами карточки. Давайте подумаем, что такое «нестандартное начало урока по ФГОС», какие этапы оно включает, какие цели должно преследовать? Пожалуйста, заполните карточки.

Мастер-класс

  1. Нестандартное начало урока – это _______________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие этапы включает: _________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Цели этого этапа: ______________________________________________

_____________________________________________________________

        Что у вас получилось? Каждая пара прочитает свое творчество.

IV. Знакомство с первым этапом урока по ФГОС.

Требования ФГОС:

        Прежде тем как начать основную тему, сначала вспомним требования ФГОС. Какие   требования ставит ФГОС перед школой?

•Требования к результатам освоения программы; 
•Требования к структуре;

•Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

        Всем трем требованиям должен соответствовать каждый наш урок. Каждый театр начинается с гардеробной, с вешалки, так и урок начинается с организационного момента. Переход начального образования, так и основного образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам требует от педагогов абсолютно  нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. От правильного начала урока зависит и качество усвоения, и активность обучающихся, и удовлетворенность учителя своей работой.

Презентация  материала

  Итак, давайте определимся с понятием «Нестандартное начало урока».

Как известно, урок состоит из трех основных частей: вводной. основной, заключительной. Вводный этап или Организационный этап – очень кратковременный, но важный этап.  Он определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогают:

  • рифмованные стихи,
  •  психологические настрои,
  • различные установки на урок, девизы.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок.

            Цели данного этапа:
  - психологический настрой учащихся;
 - вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание  ситуации успеха.

Организационный момент требует от учителя:

  • творческого подхода;
  • вариации различных приёмов;
  • поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.        

        Организационный момент включает:
 -  мобилизующее начало урока (« исходная мотивация»);

  - организацию внимания учащихся;
 - актуализацию знаний учащихся.

         Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором
  отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического
  коллектива.
          Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени.
Быстрому включению учащихся в познавательную деятельность, активизации их мышления  способствует необычное начало урока, которое сразу же мобилизует их внимание.


        На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им
нужно изучать данный раздел или данную тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к
изучению материала, чего им не достает, что именно они должны преодолеть, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Из разных источников, я узнала, что формы организации в разных типах уроков разнообразны:

Традиционное начало урока

Нетрадиционное начало урока

Необычное начало урока

1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)

2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Рифмованное начало урока.

2. Начало урока с элементами театрализации

3. С эпиграфа к уроку.

4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.

1. Психологическая установка на урок.

2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование.

Традиционное начало урока рассматривать не будем.

Рифмованное начало. Кто вспомнит?

    Например:

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

        В старших классах и 3-4 классах можно начинать  с эпиграфа к уроку.

Например: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! – почему так говорят? Дальше ведется беседа, и урок уже начался.

        Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации – хорошее начало урока. Решение проблемных задач, поиск ответов на проблему – зажигают ребят на целый урок.

         Психологическая установка на урок.

Например: Ребята, кто любит солнышко? А сегодня такая пасмурная погода, скучно. Чтобы у нас поднялось настроение, давайте на полях нарисуем солнышко, пусть оно нас согревает своим теплом, дарит нам свет.

Иногда это начинается просто,  со слов «Представьте себе ..».

        Значит учителю надо готовить целый пакет разнообразных форм для организации нестандартных (необычных) и нетрадиционных  начал  уроков. Их очень много. А вот некоторые из них.

       1.Эмоциональное вхождение в урок « Поделись улыбкою своей». 

       2.Мешок настроений. 

       3.Аутотренинг. 

       4.Музыка в подарок.

       5.«Дерево настроений». 

       7.Психологическая установка на урок. 

       8.Интегрированная разминка. 

       9.Сказка.

       10.  Мимические упражнения. 

       11.Рифмованное начало урока.

       12.Игра. 

       13. Вопрос (проблемный вопрос).  

        Например, я  иногда использую такой аутотренинг. Дети сами читают или читаем хором, иногда просто повторяют за мной.

  • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов(ва) к работе.
  • Работаю!

         Работая во 2 классе, я часто наблюдаю влияние интересного начала урока на ход урока. И сделала такой вывод: при традиционном начале урока на уроке работают, активность проявляют около 10 % обучающихся, это 1-2 ученика.

При нетрадицонной форме начала урока – актины до  конца урока 40 % ребят, 7-8 ребят. При необычном начале урока – интерес к уроку выше, до 60 %, 12-13 учеников. На  4-5 моих учеников интереса до конца урока все равно не хватает.

IV. Рефлексия.

Берем снова наш листочек, ручку и составим кластер.

 Метод «Составление кластера».

           Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». Он может быть использован на разных этапах урока, а также на организационном этапе. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим.

         Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Нестандартное начало урока».(Работа в парах). Давайте проверим, что у вас получилось.

                                  нестандартное начало урока.

        

        Итоги.

   Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения, в частности нестандартное начало урока, помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков.

   А применять её или  нет, это уже дело  творчества учителя, хотя это требование времени. Как вы уже знаете,  разных форм для организации начала урока много, но и много разных форм, тех же рифмованных строчек, надо знать учителю. Поэтому я себе сделала папочку с описанием этих форм организации, оформила себе памятку «Как красиво  начать урок?». С желающими могу поделиться.

        И последнее – вспомним начало занятия. Оправдались ваши опасения? А оправдались ли ваши ожидания. Если оправдались – большой палец поднимаем вверх, если нет – вниз.

           

        В заключении хочу пожелать всем  творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

        И МУЗЫКА в подарок (звучит веселая музыка). Этот прием использую в начале 3-4 урока, когда дети уже устали. Если увижу, что ребята начинают двигаться в такт музыки, значит усталость прошла, настроение хорошее, можно начинать урок.

        Я вижу, что и у вас настроение поднялось. Желаю дальше продолжить работу творчески.

Спасибо за внимание!

Метод «Написание синквейна».

   На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна. Сегодня это – нестандартное начало урока.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке  слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

        

  1. Нестандартное начало урока.
  2. Полезное, интересное
  3. Заинтересует, успокоит, мобилизирует
  4. Нестандартное начало урока заинтересует ребят  изучению нового материала.
  5. Интересный организационный момент.

          Такой синквейн, который мы составили, я часто использую на уроках русского языка при изучении словарных слов, новых слов (и пока устно).

        Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало урока с позиции технологии здоровьесбережения

Начало урока с позиции здоровьясбережения....

РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО НАЧАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Предложены различные приёмы нетрадиционного начала урока математики: рифмованное и с элементами театрализации....

Как начать урок?

Материал для организационного момента на уроке,...

Начало урока. Психологический настрой.

Интересные варианты психологического настроя на урок....

Нетрадиционное начало урока

Матеиал позволит начать урок нетрадиционно...

Материалы учителю для начала урока

Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. Включить ребят в работу — важная задача учителя. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей.  В этом помогает правильно под...

Стихи для начала урока

Стихи для организационного начала урока....