Фольклорное мероприятие "Вечер в деревне"
методическая разработка (3 класс)

Щербакова Ирина Николаевна

Данное мероприятие направлено на  развитие интерса к  малым жанрам  устного народного творчества. Можно проводить  на уроках родного русского языка и на внеклассных мероприятиях, с целью расширения знаний  о фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_v_derevne.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное мероприятие «Вечер в деревне»

в 3 классе

Провел учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Наровчат

Щербакова И.Н.

Цель занятия: познакомить детей с традициями и обычаями русского фольклора: вспомнить малые жанры русского фольклора, русские народные песни, сказки, поговорки и игры.

На доске: картина – деревня  вечером; выставлены атрибуты старины, рушники, салфетки, сарафаны.

Класс поделен на две группы: « Добры молодцы» и «Красны девицы».

Ведущая: Красны девицы! Добры молодцы! Не проходите мимо, не заглядывайте косо, а спешите прямиком на наш урок фольклора!

Ученица: Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары- бары,

Песни, конкурсы, забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины,

Мы колядовать ходили,

Хоровод весной водили,

А в крестьянской- то избе

Знаем что теперь и где.

Где светелка, где светлица,

Для чего служил рушник

Кто ложился на полати,

Кто с ухватом у печи

Вынимал чугун горячий

Да ржаные калачи.

Ведущая: Деревенский народ у нас веселый, песни петь любит да в игры играть, сказки сказывать да танцы танцевать.

\Девочки исполняют танец «Ветреный день».\

Ведущая: А вы, девицы красные да добрые молодцы! Веселиться любите? Замечательно, сегодня мы от души с вами повеселимся.

\Входят Забава и Ерёма.\

Здравствуй, Наталья- краса, длинная коса!

Очень хорошо ты сегодня выглядишь.

Посмотришь на тебя - и глаз радуется,

Сразу видно - праздник сегодня.

Ведущая:  А вы с народом сначала познакомьтесь.

Ерёма: Это   Забава! Я Ерёма!

Низко поклонились, колпаки свалились,

Колпаки надеваем, снова начинаем.

Это Забава! Я – Ерёма!

Пришли на праздник погулять,

Ребят посмотреть, себя показать!

Забава: Мы со скоморохом подумали и решили так. Одна половина зала это «Красные девицы», а другая «Добры молодцы».

По-моему и в твоей, Ерёма, и в моей команде  одинаковое количество добрых молодцев и красных девиц.

Ведущая: Сегодня на урок Вы пришли красивые и нарядные! Да не зря говорит русская пословица: «По одежке встречают, по уму провожают».

Ерёма: Это к чему ты клонишь?

Ведущая: А к тому, Ерёма, что нарядиться они-то нарядились, а вот пословицы русские знаете ли вы, мы сейчас и проверим. Итак, первый конкурс.

Конкурс пословиц.

Ведущая: Я вам по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать её окончание:

  1. Семь раз отмерь … (один раз отрежь)
  2. Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)
  3. Дареному коню …(в зубы не смотрят)
  4. Один в поле… (не воин)
  5. С кем поведешься… (от того и наберешься)
  6. Слово не воробей … (вылетит, не догонишь)
  7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)
  8. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
  9. Любишь кататься, … (люби и саночки возить)
  10.  Поспешишь… (людей насмешишь)

А теперь пословицы для родителей. Давайте попробуем вспомнить пословицы народов мира. И ответим,  как они звучат на русском языке.

1.Финская – «Тот не заблудится, кто спрашивает» (рус. «Язык до Киева доведет»)

2. Английская – «У кого болтливый рот, у того тело в синяках» ( рус. «Язык мой – враг мой»)

3. Испанская – « Булочника на хлебе не проведешь»

 (рус. «Старого воробья на мякине не проведешь»)

4. Вьетнамская – « Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребенок» (рус. «Тише едешь – дальше будешь»)

Забава: Ну, хорошо! Пословицы вы знаете. А вот у меня задание похитрей! У меня игра одна под названьем «Он - Она». И пускай играет тот, кто игру мою поймет.

Он слон – она (слониха)

Он лось – она (лосиха)

Он кот – она…

Ну, конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас!

Он морж – она (моржиха)

Он заяц – она (зайчиха)

Он бык – она …

Всем знакомо это слово?

Да! Да! Да! Она корова.

Ведущая:  Молодцы! Но в деревнях была еще и такая игра « Донеси, не урони» (донести яйцо в деревянной ложке, не уронив его.)

Эта игра проверяла быстроту и выносливость красных девиц и добрых молодцев.

/ Игра проводится 2-3 раза/

Ведущая: Молодцы! Быстро бегаете и правильно выполняете задание. Но каждый из вас знает, как дорог ему родной край. Вот народные песни – это летопись о судьбах России, ее прошлом и настоящем.

/ Ученица читает стихотворение о русских песнях/

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут, куда-то не спеша.

Они плывут над реками, над плёсами,

Как будто их сама земля поет.

И на полях с кудрявыми березами

Шальные ветры водят хоровод.

За то, что в будни не до устали,

За то, что праздник с ними веселей,

За то, что в горе могут посочувствовать,

Они родными стали для людей.

Они летят -  веселые и грустные,

Не прерывая кружевную нить.

У русских песен бьется сердце русское,

И от России их не отделить.

Исполняется песня «Деревенька моя».

Ведущая: Только малыш появился на свет, а их мамы и няни поют им прибаутки. А вы знаете прибаутки?

/Дети рассказывают прибаутки/

  1. Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козлёночки

Муку выгребают,

А барашки  круты рожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Пошли танцевати,

А вороны стережоны

Пошли примечати

Сова из-за угла смотрит

Ногами топчет

Головой вертит.

  1. Уж как шла лиса по тропке

Нашла, грамотку в охлопке

Она по лесу ходила,

Громким голосом вопила

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела

Вот и села на пенёк

И читала весь денек:

Будто небо провалится

И земля загорится,

Лисе негде будет жить,-

И пришлось с горя топиться.

Ерёма: А я тоже знаю прибаутку.

Ведущая: А ну, Ерёма, расскажи.

Ерёма: Как по речке, по реке,

  Ехал рыжий на быке

  Рыжий красного спросил:

  - Чем ты бороду красил?

  - Я не краской, не помазкой,

  Я на солнышке лежал

  Кверху бороду держал.

Ведущая: Вот так да, и прибаутки знают.  Но какая же деревня без кузницы. Кузнецы изготавливают самые разные предметы и во время работы они ведут разговоры. Давайте и мы с вами послушаем, о чем идет речь в кузнице.

 

Исполняется песня «Во кузнице»

Ведущая: А по вечерам выйдешь ко двору, прислушаешься и услышишь чудное, веселое пенье соловья.

Исполняется песня «Соловушка»

Ведущая: Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас

К загадкам поскорее.

  1. Он по виду брат баяну

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком… (аккордеон)

  1. У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это славный наш… (рояль)

  1. Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – … (скрипка)

  1. Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется … (свирель)

  1. То толстеет, то худеет.

На весь дом голосит …(гармонь)

  1. Сверху кожа, снизу тоже.

А в середине пусто… (барабан)

Ведущая: В деревне народ работящий. Любит днем трудиться, а по вечерам сказки сказывать. Вот и мы предлагаем Вам посмотреть сказку «Репка».

/ Инсценирование сказки «Репка»/

Забава: И пословицы знают, прибаутки читают, да песни поют, и сказки сказывают. А вот знают ли они частушки? Да кто из них спеть сумеет?

/ Выходят дети и поют частушки/

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

                  Запевайте-ка частушки

                 Запевайте поскорей,

                 Чтоб порадовать гостей!

Девочки поочередно поют:

  1. Начинаю я припевку

Первую, печальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2. Чтобы печка разгорелась,

    Надо жару поддавать,

    Чтобы песня лучше пелась,

    Надо пляской помогать.

   3. Не смотрите на меня –

        Глазки поломаете

        Я не с вашего села,

      Вы меня не знаете.

4.  У меня коса большая,

     Ленточка коротенька

    Про меня не думай, парень,

    Я еще молоденька!

5. Пошла плясать

    Бабушка Лукерья.

    На затылке нет волос –

    Привязала перья.

               

                 Мальчики поют частушки.

 1. На окошке два цветочка,

     Голубой да аленький

    Я парнишка боевой,

    Хоть и ростом маленький.

2. Я плясал на три ноги,

   Потерял я сапоги

   Оглянулся назад –

   Сапоги мои лежат.

3.Елки-долги, елки-долги,

   Елки да осиночки

   На поляне девки пляшут

   Скропают ботиночки.

4. За частушки, друг мой милый,

  Три рубля тебе я дам.

  По глазам, по вашим видно,

  Что понравились мы вам.

 

Забава: Скажи мне Наталья-краса – длинная коса! Почему тебя так величают?

Ведущая: Так коса у меня есть – длинная!

 

Забава: Интересно, а наши красны девицы носят длинные косы?

/ смотрит словно в бинокль, в зал /

            А ну, выходите, красавицы с длинными косами.

/ Забава и Ерема оставляют 2-х красных девиц с длинными косами /

      А сейчас мы проведем конкурс «Заплети косу» по 1 участнику от каждой команды.

Подведение итогов. 

Ведущая: Молодцы! А вот последняя забава, в ней речь пойдет о крестьянской избе. Вам надо сказать одним словом, как называли эти предметы в старину.

             

Конкурс «Русская изба».

  1. В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной (полати).
  2.  Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина).
  3.  Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков и чугунов (ухват).
  4.  Небольшая комната, обычно в верхней части жилья (светелка).
  5. Подставка для лучины, освещающей жилье (светец).
  6. Полотенце (рушник).
  7. Подвесная колыбель (люлька).
  8.  Светлая парадная комната в избе (светлица).
  9. Чистая половина крестьянской избы (горница).
  10. Изгородь вокруг деревни или у ее края (околица).

Ведущая: Все умеете делать. Сегодня мы с вами пели, играли, загадки отгадывали и танцевали.

 

И на прощанье мы всем желаем сала в ладонь, горкой блины.

Пусть у вас будет веселый досуг

Парням желаем хороших подруг

Всем подружиться,

Жить, не тужить

И до ста лет в счастье прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

" Я последний поэт деревни" ( по творчеству С.Есенина)

Конспект нетрадиционного  урока   литературного чтения по творчеству С.Есенина....

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Внеклассное мероприятие "100-летие деревни Филимоновка"

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Деревня - деревянный мир.

Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....

Коллективно творческое дело "Деревня Умельцево"

Приобщение детей к истокам народной культуры,воспитание любви к родному краю...

Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...