Фольклорное мероприятие "Вечер в деревне"
методическая разработка (3 класс)
Данное мероприятие направлено на развитие интерса к малым жанрам устного народного творчества. Можно проводить на уроках родного русского языка и на внеклассных мероприятиях, с целью расширения знаний о фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_v_derevne.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорное мероприятие «Вечер в деревне»
в 3 классе
Провел учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Наровчат
Щербакова И.Н.
Цель занятия: познакомить детей с традициями и обычаями русского фольклора: вспомнить малые жанры русского фольклора, русские народные песни, сказки, поговорки и игры.
На доске: картина – деревня вечером; выставлены атрибуты старины, рушники, салфетки, сарафаны.
Класс поделен на две группы: « Добры молодцы» и «Красны девицы».
Ведущая: Красны девицы! Добры молодцы! Не проходите мимо, не заглядывайте косо, а спешите прямиком на наш урок фольклора!
Ученица: Есть у нас урок фольклора:
Игры, шутки, тары- бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины,
Мы колядовать ходили,
Хоровод весной водили,
А в крестьянской- то избе
Знаем что теперь и где.
Где светелка, где светлица,
Для чего служил рушник
Кто ложился на полати,
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
Ведущая: Деревенский народ у нас веселый, песни петь любит да в игры играть, сказки сказывать да танцы танцевать.
\Девочки исполняют танец «Ветреный день».\
Ведущая: А вы, девицы красные да добрые молодцы! Веселиться любите? Замечательно, сегодня мы от души с вами повеселимся.
\Входят Забава и Ерёма.\
Здравствуй, Наталья- краса, длинная коса!
Очень хорошо ты сегодня выглядишь.
Посмотришь на тебя - и глаз радуется,
Сразу видно - праздник сегодня.
Ведущая: А вы с народом сначала познакомьтесь.
Ерёма: Это Забава! Я Ерёма!
Низко поклонились, колпаки свалились,
Колпаки надеваем, снова начинаем.
Это Забава! Я – Ерёма!
Пришли на праздник погулять,
Ребят посмотреть, себя показать!
Забава: Мы со скоморохом подумали и решили так. Одна половина зала это «Красные девицы», а другая «Добры молодцы».
По-моему и в твоей, Ерёма, и в моей команде одинаковое количество добрых молодцев и красных девиц.
Ведущая: Сегодня на урок Вы пришли красивые и нарядные! Да не зря говорит русская пословица: «По одежке встречают, по уму провожают».
Ерёма: Это к чему ты клонишь?
Ведущая: А к тому, Ерёма, что нарядиться они-то нарядились, а вот пословицы русские знаете ли вы, мы сейчас и проверим. Итак, первый конкурс.
Конкурс пословиц.
Ведущая: Я вам по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать её окончание:
- Семь раз отмерь … (один раз отрежь)
- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)
- Дареному коню …(в зубы не смотрят)
- Один в поле… (не воин)
- С кем поведешься… (от того и наберешься)
- Слово не воробей … (вылетит, не догонишь)
- Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)
- Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
- Любишь кататься, … (люби и саночки возить)
- Поспешишь… (людей насмешишь)
А теперь пословицы для родителей. Давайте попробуем вспомнить пословицы народов мира. И ответим, как они звучат на русском языке.
1.Финская – «Тот не заблудится, кто спрашивает» (рус. «Язык до Киева доведет»)
2. Английская – «У кого болтливый рот, у того тело в синяках» ( рус. «Язык мой – враг мой»)
3. Испанская – « Булочника на хлебе не проведешь»
(рус. «Старого воробья на мякине не проведешь»)
4. Вьетнамская – « Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребенок» (рус. «Тише едешь – дальше будешь»)
Забава: Ну, хорошо! Пословицы вы знаете. А вот у меня задание похитрей! У меня игра одна под названьем «Он - Она». И пускай играет тот, кто игру мою поймет.
Он слон – она (слониха)
Он лось – она (лосиха)
Он кот – она…
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас!
Он морж – она (моржиха)
Он заяц – она (зайчиха)
Он бык – она …
Всем знакомо это слово?
Да! Да! Да! Она корова.
Ведущая: Молодцы! Но в деревнях была еще и такая игра « Донеси, не урони» (донести яйцо в деревянной ложке, не уронив его.)
Эта игра проверяла быстроту и выносливость красных девиц и добрых молодцев.
/ Игра проводится 2-3 раза/
Ведущая: Молодцы! Быстро бегаете и правильно выполняете задание. Но каждый из вас знает, как дорог ему родной край. Вот народные песни – это летопись о судьбах России, ее прошлом и настоящем.
/ Ученица читает стихотворение о русских песнях/
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут, куда-то не спеша.
Они плывут над реками, над плёсами,
Как будто их сама земля поет.
И на полях с кудрявыми березами
Шальные ветры водят хоровод.
За то, что в будни не до устали,
За то, что праздник с ними веселей,
За то, что в горе могут посочувствовать,
Они родными стали для людей.
Они летят - веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить.
У русских песен бьется сердце русское,
И от России их не отделить.
Исполняется песня «Деревенька моя».
Ведущая: Только малыш появился на свет, а их мамы и няни поют им прибаутки. А вы знаете прибаутки?
/Дети рассказывают прибаутки/
- Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Пошли танцевати,
А вороны стережоны
Пошли примечати
Сова из-за угла смотрит
Ногами топчет
Головой вертит.
- Уж как шла лиса по тропке
Нашла, грамотку в охлопке
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела
Вот и села на пенёк
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить,-
И пришлось с горя топиться.
Ерёма: А я тоже знаю прибаутку.
Ведущая: А ну, Ерёма, расскажи.
Ерёма: Как по речке, по реке,
Ехал рыжий на быке
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал
Кверху бороду держал.
Ведущая: Вот так да, и прибаутки знают. Но какая же деревня без кузницы. Кузнецы изготавливают самые разные предметы и во время работы они ведут разговоры. Давайте и мы с вами послушаем, о чем идет речь в кузнице.
Исполняется песня «Во кузнице»
Ведущая: А по вечерам выйдешь ко двору, прислушаешься и услышишь чудное, веселое пенье соловья.
Исполняется песня «Соловушка»
Ведущая: Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем Вас
К загадкам поскорее.
- Он по виду брат баяну
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану
Всем знаком… (аккордеон)
- У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш… (рояль)
- Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – … (скрипка)
- Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (свирель)
- То толстеет, то худеет.
На весь дом голосит …(гармонь)
- Сверху кожа, снизу тоже.
А в середине пусто… (барабан)
Ведущая: В деревне народ работящий. Любит днем трудиться, а по вечерам сказки сказывать. Вот и мы предлагаем Вам посмотреть сказку «Репка».
/ Инсценирование сказки «Репка»/
Забава: И пословицы знают, прибаутки читают, да песни поют, и сказки сказывают. А вот знают ли они частушки? Да кто из них спеть сумеет?
/ Выходят дети и поют частушки/
Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочки поочередно поют:
- Начинаю я припевку
Первую, печальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
3. Не смотрите на меня –
Глазки поломаете
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
4. У меня коса большая,
Ленточка коротенька
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька!
5. Пошла плясать
Бабушка Лукерья.
На затылке нет волос –
Привязала перья.
Мальчики поют частушки.
1. На окошке два цветочка,
Голубой да аленький
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
2. Я плясал на три ноги,
Потерял я сапоги
Оглянулся назад –
Сапоги мои лежат.
3.Елки-долги, елки-долги,
Елки да осиночки
На поляне девки пляшут
Скропают ботиночки.
4. За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам, по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Забава: Скажи мне Наталья-краса – длинная коса! Почему тебя так величают?
Ведущая: Так коса у меня есть – длинная!
Забава: Интересно, а наши красны девицы носят длинные косы?
/ смотрит словно в бинокль, в зал /
А ну, выходите, красавицы с длинными косами.
/ Забава и Ерема оставляют 2-х красных девиц с длинными косами /
А сейчас мы проведем конкурс «Заплети косу» по 1 участнику от каждой команды.
Подведение итогов.
Ведущая: Молодцы! А вот последняя забава, в ней речь пойдет о крестьянской избе. Вам надо сказать одним словом, как называли эти предметы в старину.
Конкурс «Русская изба».
- В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной (полати).
- Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина).
- Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков и чугунов (ухват).
- Небольшая комната, обычно в верхней части жилья (светелка).
- Подставка для лучины, освещающей жилье (светец).
- Полотенце (рушник).
- Подвесная колыбель (люлька).
- Светлая парадная комната в избе (светлица).
- Чистая половина крестьянской избы (горница).
- Изгородь вокруг деревни или у ее края (околица).
Ведущая: Все умеете делать. Сегодня мы с вами пели, играли, загадки отгадывали и танцевали.
И на прощанье мы всем желаем сала в ладонь, горкой блины.
Пусть у вас будет веселый досуг
Парням желаем хороших подруг
Всем подружиться,
Жить, не тужить
И до ста лет в счастье прожить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"
В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....
" Я последний поэт деревни" ( по творчеству С.Есенина)
Конспект нетрадиционного урока литературного чтения по творчеству С.Есенина....
Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"
Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...
Внеклассное мероприятие "100-летие деревни Филимоновка"
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...
Деревня - деревянный мир.
Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....
Коллективно творческое дело "Деревня Умельцево"
Приобщение детей к истокам народной культуры,воспитание любви к родному краю...
Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...
- Мне нравится (1)