Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"
занимательные факты по истории (4 класс) на тему
В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 445.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мне очень повезло, я живу и работаю в уникальном районе Санкт-Петербурга – Старая Деревня. Дело даже не в том, что он старше города в три раза и здесь можно найти здания, принадлежащие ко всем культурным стилям, а на маленькой территории издавна мирно уживаются различные религии и народы. Главное –другое: жители района придумали про свою землю так много легенд и мифов, что им может позавидовать Древняя Греция. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Начиная рассказ о легендах Старой Деревни, надо вспомнить удивительного человека, архитектора, краеведа и коллекционера В.А.Иванова, который всю свою жизнь посвятил не только изучению истории района, но и сохранению её культуры. Именно он собрал, обработал и рассказал мне многие из них. Записи с его историями стали основой моего рассказа.
Ещё до основания Петербурга на нашей земле было поселение, в котором рядом жили русские, шведы, финны. Большая Невка судоходна, от неё был прорыт канал, который заканчивался гальванцом. Именно здесь проходили шведские корабли, разгружали товары, которые затем везли в крепость, которая стояла на пустыре, за нынешней станцией метро. Именно потому эта рябчиковая пустынь (так называют её местные жители, потому что здесь раньше жили эти птицы) не застроена. По легенде, которая живёт среди жителей, если посмотреть на это поле с вертолёта можно увидеть чёткие очертания крепости. На старых картах существует и канал, и гальванец, при строительстве здания Администрации района находили голландские трубки, а на многих балконах до сих пор сохранились кирпичи с изображением якорей.
Рассказывают, что иностранные корабли при Петре I использовали этот канал для контрабанды. Они разгружали свои товары, не доходя до Троицкой площади, и продавали русским купцам без налоговых пошлин. Тогда основатель города находит неординарное решение: он селит на этих землях ушуйников (разбойников), которым заменяет каторгу на государеву службу. Бывшие преступники должны захватывать корабли, которые заворачивают с большой Невы в Большую Невку, часть захваченного они оставляют себе в качестве платы, а остальное сдают в казну. Главным условием соглашения было: ушуйники живут с соседями мирно, то есть не трогают, а охраняют жителей деревни. Долгое время этот договор успешно соблюдался, но Пётр I умер и вскоре вошла в строй крепость-форт Кронштадт. Надобность в разбойниках с большой дороги отпала, про них просто забыли. Лишившись заработка, ушуйники стали причинять неприятности жителям деревни, которые обратились к хозяину здешних мест канцлеру Бестужеву. Он приказал отправить нарушителей спокойствия туда, откуда их привезли, на каторгу.
С Петром I связана и ещё одна легенда здешних мест. Отвоевав эти места у шведов, русский царь объезжал их. Заметив группу небольших островов, он приказал переправиться на них, чтобы убедиться в том, что там не остались вражеских войнов. Но навстречу преображенцам и царю Петру вышел огромный бурый медведь. С тех пор остров стали называть Мишкин остров. Лишь в 1777 году его покупает обер-гофмейстер императорского двора И. П.Елагин. Иван Перфильевич предпринял меры по осушению острова, для чего на нем была прорыта целая сеть водоемов, а остров был обнесен земляной насыпью для предохранения от наводнений. Он же разбивает на нём парк и начинает возводить усадьбу. Так, эти острова получили новое название Елагинские.
Другая легенда связана с именем Екатерины II. На Сестрорецком заводе чеканился знаменитый елизаветинский рубль, царственные особы часто наведывались туда, чтобы следить за производством. Так как Большая Невка была судоходна, то часть пути они преодолевали на кораблях, а затем пересаживались в экипажи. Пристань находилась где-то напротив того места, где сейчас располагается здание ВНИПИЭТ. Рядом размещалась крытая беседка, а чуть дальше Путевой дворец. Григорий Орлов решил сделать подарок императрице и привёз из Италии прекрасный фонтан-поилку для лошадей, который разместили рядом с беседкой. Он был сделан из редкого итальянского мрамора, а украшением являлись барельефы двух дельфинов. К сожалению, подтверждений в архивах не нашлось. Но все старожилы помнят, что при строительстве дома 2/40 на Дибуновской улице нашли остатки мраморного фонтана с барельефами. В.А.Иванов пытался приостановить стройку, чтобы исследовать находку. Но работы не были прекращены, мрамор был разбит строительными молотками. А тайна происхождения фонтана навсегда осталась не разгадана.
В ещё одной удивительной романтической легенде рассказывается о царе Александре III. Однажды, когда русский царь путешествовал по стране, на его поезд было совершено покушение. И вагон, в котором находилась семья императора, был повреждён. Как известно, русский царь был настоящим богатырём, поэтому он смог держать потолок вагона, до тех пор, пока все не вышли. В честь чудесного избавления и подвига Александра III царская семья выделила деньги на строительство школы, которая была построена для деревенских детей. Эта школа и дала название улице, на которой была построена. К сожалению, мы точно знаем, что это только легенда. Осенний съезд Санкт-Петербургского уездного земства в 19О9 году принял решение о строительстве каменной школы на 5 классов (25О мест) по проекту архитектора Николая Яковлевича Лангвагена . В городскую управу в октябре 19О9 года был послан документ с просьбой о содействии, который и считается официальным началом истории земской школы. Документ хранится в ГИОП. Соответственно 19О9 год стал считаться датой закладки школьного здания и вошел в справочник архитекторов и строителей Санкт-Петербурга. Школа возводилась на углу Земского переулка и Новой улицы на земской земле. Напротив уже действовал губернский лазарет, спроектированный в 1899 году архитектором Беккерон совместно с Шапошниковым. Финансирование народного образования и медицины для земств не было обязательным. Бюджет формировался прямым налогом на недвижимость (землю) и предназначался в первую очередь для содержания полиции и дорог. Достойно внимания, что земский съезд выделил часть народных денег непосредственно на народные нужды, понимая необходимость образования. Прилегающий к школе участок улицы в народе всё чаще назывался Школьной улицей, что уже было отражено в справочнике "Весь Петроград" за 1917 год. Так уникальность школы отразилась в топонимике улицы.
Удивительно, что эти истории заинтересовали моих учеников. Они написали на их основе свои истории. Если интересно, их можно прочесть в разделе «Дети о Старой Деревне».
Я сегодня рассказала вам только те легенды, которые связаны с членами Дома Романовых. Про остальные разговор впереди.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...
"Памятники Калининского района Санкт-Петербурга"
Данная презентация дает подробное представление об основных памятниках Калининского района города Санкт-Петербурга, об их расположении. Она помогает учащимся лучше узнать свой район, свой город. Побуж...
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС НА БАЗЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. УМК «FОRWARD». Учитель англ. языка Гюнинен И.В. ГБОУ Лицей 369 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учителя нашего образовательного учреждения работают по УМК «Forward» второй год. Как указано в Программе к данному учебному комплексу, «данный курс создан на основе стандартов начального образов...
Программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение. ( Санкт-Петербург. Павловск.)
Программа разработана для 1-4 классов ( 2 часа в неделю)...
Результаты и опыт работы ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт – Петербурга по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся младшей школы.
Статья для родителей и педагогов....
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Статья "Цикл прогулок – экскурсий « Я люблю свой район (Центральный район Санкт-Петербурга)».
Разработанный цикл пешеходных прогулок-экскурсий "Я люблю свой район (Центральный район Санкт-Петербурга)" позволяет совместить активную деятельность (прогулку) с познавательными экскурсиями...