Использование наглядных средств выразительности в рамках коррекционно-развивающих занятий
учебно-методический материал
Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир нового. Данный материал поможет в обогащении и расширеним непосредственного чувственного опыта детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наглядное пособие – это эффективное средство познания объективной действительности. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных факторов, и может применяться на разных этапах процесса обучения.
Выделяют следующие виды наглядности:
- Естественная (предметы объективной реальности и дейс
- Экспериментальная (опыты, эксперименты)
- Объёмная (макеты, фигуры)
- Изобразительная (картины, фотографии, рисунки)
- Звукоизобразительная (кинофильмы, телепрограммы)
- Звуковая (магнитофонные записи)
- Символическая и графическая (карты, графики, схемы)
Среди наглядных методов выделяют следующие: иллюстрацию, демонстрацию, видеометод.
Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.
Видеометод - использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (например, протекание быстрых и медленных процессов). Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение. Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.
Метод демонстрации : Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.
Метод демонстрации служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно-шения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осуществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.
Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк и т.д). Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности.
Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
Метод иллюстрации применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм .
Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе.
Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в необходимый по ходу обучения момент. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и т. д.).
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Согласно ещё одной классификации наглядные средства обучения делятся на две группы: предметные и изобразительные.
Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете.
Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую.
К словесной наглядности относят живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, меткие эпитеты.
К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки.
К символическим – схемы, чертежи, карты, символы.
Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространённых. В соответствии с данным критерием выделяют:
- естественную монументальную наглядность – подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места;
- подлинные предметы материальной культуры;
- специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта);
- изобразительную наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы);
- технические средства обучения – кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи.
В обучении детей дошкольного возраста наглядность играет особую роль, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности, а именно
иллюстрации и демонстрации, обеспечивают разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний.
Список использованной литературы
1 Википедия [Электронный ресурс] // Средства обучения URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_обучения ( дата обращения 22.10.2018)
2 Психология[Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Немов Р.С. 4-е изд. –М : Гуманитарное издание центр Владос, 2003. – 688 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Коррекционно – развивающая направленность занятий.
Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит инте...
Специфика деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционно-развивающей работы
Деятельность дефектолога...
Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения
laquo;Использование наглядных средств обучения при изучении лингвострановедческого материала на начальном этапе обучения( английский язык)».Лингвострановедческий материал- средство формирования...
Сценарий внеклассного коррекционно-развивающего логопедического занятия рамках внеурочной деятельности с участием родителей «Ах, этот Пушкин!»
Обучающиеся младших классов, а дети с ОВЗ в большей степени, нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Восприятие нового через игровые методы способствует развитию творчес...
Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".
Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...