Рабочие программы по ВД
рабочая программа
Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП " В жизнь по безопасной дорожке" 1-4 классы | 981.07 КБ |
РП "Праздники, традиции и ремесла народов России" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для обучающихся начальной школы (1–4 класс).
Программа кружка «В жизнь по безопасной дороге» разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
2. Конституция РФ
3. Конвенция «О правах ребенка»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 № 1241
5. Закон Российской Федерации «О безопасности»
6. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред.от 23.07.2013) «О Правилах дорожного движения»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как ценности, а также активная адаптация обучающихся к всевозрастающему процессу автомобилизации страны.
Практическая необходимость и жизненная значимость занятий состоит в том, что они являются предметом прямого действия, и от того, как проводятся, будет реально зависеть безопасность и здоровье каждого ребёнка.
Задачи:
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов, приёмов обучения и воспитания;
- Обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности, в ходе тренировок на местности;
- Расширение содержания курса ПДД через связь с другими науками и областями человеческой деятельности, а также интеграция курса ПДД в различные структуры учебно-воспитательного процесса;
- Формирование умений и навыков пропагандистской и агитационной работы и развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- Организация конкурсов и мероприятий, выставок по ПДД;
- Повышение активности педагогического коллектива, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения;
- Укрепление взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД и другими организациями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- Использование материально-технического потенциала школы и других её возможностей для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;
- Отслеживание результативности работы всех участников образовательного процесса.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с учетом следующих принципов:
- Последовательность. Любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже усвоенное в предыдущем опыте.
- Воспитание собственным примером. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением самых близких людей – родителей, а позже- воспитателей и учителей.
- Соответствие формы обучения возрасту ребёнка. Обучение ребёнка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.
- Включенность обучения в контекст повседневной жизни. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но и закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умение ребёнка использовать их в реальных ситуациях.
- Поощрение ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. В интересах ребёнка и родителей как можно раньше приучить его принимать решения самостоятельно, исходя из сложившихся обстоятельств.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КУРСА
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся обучающиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Сроки реализации программы: 4 года (для обучающихся начальной школы 7 — 11 лет).
Согласно образовательному плану МБОУ СОШ № 163 на проведение занятий внеурочной деятельности кружка “В жизнь по безопасной дороге” на 1 класс выделяется 16,5 часов, на 2 – 4 класс начальной школы выделяется всего 102 часа.
Работа кружка «В жизнь по безопасной дороге» рассчитана по 16,5 часов в 1 классе (20 минут) и по 34 часа во 2, 3 и 4 классах, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Формы и методы работыобученияобучающихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
- тематические занятия
- практические занятия в «городках безопасности»
- беседы
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
- беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести обучающихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
1.Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
2.Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
3.Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, дискуссии.
- Метод проектов.
- Моделирование реальных условий дорожного движения с практической деятельностью.
- Экскурсии.
- Работа в группах – парах, тройках.
В основу изучения внеурочного курса «В жизнь по безопасной дороге» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения:
- правила дорожного движения, значимость их выполнения;
- сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;
- сигналы светофора и регулировщика;
- правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;
- виды транспорта, правила движения на велосипедах;
- правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
- дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);
- о работниках ГИБДД, их обязанностях;
- культура поведения граждан на улице, в общественных местах.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации:
- ценить жизнь свою, близких и окружающих людей;
- заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;
- быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;
- дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;
- бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы:
- -правильно переходить дорогу, перекрёсток;
- выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;
- различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;
- передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирования, практических работ, творческих работ обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план (структура курса) | Содержание курса | Количество часов | Перечень УУД обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4кл. | |||
Дорожная грамота | Беседы, презентации, загадки, стихи, исторический материал, работа в группах, работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций, индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ. | 5 | 10 | 14 | 9 | Личностные: - выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; · умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования. Регулятивные:- организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД. Познавательные:- находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД; · нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС; · умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их; · уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему. Коммуникативные: - уметь работать в команде;- проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнёром; -уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции; · уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; -оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности. |
Это должны знать все | Кроссворды, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке». | 4 | 10 | 9 | 5 | |
Мы - пассажиры | Беседы, презентации, стихи, анализ ситуаций, работа в группах, парах. | 3,5 | 5 | 5 | 5 | Личностные: - выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; · умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования. Регулятивные:- организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД. Познавательные:- находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД; · нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС; · умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их; · уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему. Коммуникативные: - уметь работать в команде;- проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнёром; -уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции; · уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; -оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности. |
Правила дорожного движения | Блиц – опрос, беседы, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентации, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). | 4 | 9 | 6 | 15 | |
Итого: | 16,5 | 34 | 34 | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Дорожная грамота (5 часов) | |||
1 | Улица полна неожиданностей. | 0,5 | Освоение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия «Я – пешеход». Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть. Разбор конкретного маршрута. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). |
2 | Город, в котором мы живем. Основные опасности в микрорайоне школы. | 0,5 | |
3 | Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. | 0,5 | |
4 | Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. | 0,5 | |
5 | Безопасность на улице. | 0,5 | |
6 | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | 0,5 | |
7 | Дисциплина на улице – залог безопасного движения. | 0,5 | |
8 | Экскурсия по городу – практическое закрепление занятий № 1-2. | 0,5 | |
9 | Остановочный путь и скорость движения. | 0,5 | |
10 | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. | 0,5 | |
Это должны знать все(4 часа) | |||
1 | Остановочный путь автомобиля. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по сводкам дорожной полиции). | 0,5 | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте;Что такое перекресток? Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Для чего нужен светофор? Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор с вызывным устройством. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). |
2 | Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка). | 0,5 | |
3 | Дорога с двусторонним движением. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части. | 0,5 | |
4 | Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением. | 0,5 | |
5 | Нерегулируемые перекрестки. | 0,5 | |
6 | Регулируемые перекрестки. | 0,5 | |
7 | Пешеходный светофор и его сигналы. | 0,5 | |
8 | Где еще можно переходить дорогу. | 0,5 | |
Мы – пассажиры (3,5 часа) | |||
1 | Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. | 0,5 | Поездка в автобусе и троллейбусе. Какие транспортные средства называют маршрутными? Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Как правильно пользоваться маршрутным такси. История появления автомобиля и правил дорожного движения Остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте; |
2 | Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение. | 0,5 | |
3 | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. | 0,5 | |
4 | Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса. | 0,5 | |
5 | Поездка в трамвае и на других видах транспорта. | 0,5 | |
6 | Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. | 0,5 | |
7 | Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка). | 0,5 | |
Правила дорожного движения (4 часа) | |||
1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 0,5 | Назначение дорожных знаков и дорожной разметки. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 4 знака). Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги. Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода. Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля. Характерные травмы, получаемые велосипедистами. Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. Элементы загородной дороги. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей? Просмотр презентаций, видеофильмов, фильмов по ПДД. Подведение итогов (тестирование). |
2 | Где можно и где нельзя играть. | 0,5 | |
3 | Виды травм при ДПТ | 0,5 | |
4 | Как помочь себе и товарищу при получении травмы. | 0,5 | |
5 | Ты – велосипедист. | 0,5 | |
6 | Поездка за город. | 0,5 | |
7 | Дорога глазами водителей. | 0,5 | |
8 | Итоговое занятие. | 0,5 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Дорожная грамота (10 часов) | |||
1 | Основные правила поведения обучающихся на улице и дороге. | 1 | Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Повторение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия по городу. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть. Разбор конкретного маршрута. |
2 | Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. | 1 | |
3 | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | |
4 | Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе по материалам ГИБДД. | 1 | |
5 | Практическое занятие. Экскурсии по городу. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. | 1 | |
6 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | |
7 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | |
8 | Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | 1 | |
9 | Опасность перехода перед близко движущимся транспортом. | 1 | |
10 | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | 1 | |
Это должны знать все (10 часов) | |||
1 | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в городе. | 1 | Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Причины дорожных аварий, что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги. Что такое перекресток? Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Движение транспортных средств на перекрестке. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает 3-секционный светофор. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор с вызывным устройством. |
2 | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | 1 | |
3 | Опасные ситуации при переходе дорог | 1 | |
4 | Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами. | 1 | |
5 | Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | 1 | |
6 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | |
7 | Типы перекрестков. | 1 | |
8 | Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | 1 | |
9 | Нерегулируемый перекресток. | 1 | |
10 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 1 | |
Мы – пассажиры (5 часов) | |||
1 | Поездка в автобусе и троллейбусе. | 1 | Поездка на автобусе и троллейбусе. Какие транспортные средства называют маршрутными? Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Как правильно пользоваться маршрутным такси. История появления автомобиля и правил дорожного движения Остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде; правила поведения в транспорте; Опасные ситуации, возникающие при переходе проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. |
2 | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. | 1 | |
3 | Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. | 1 | |
4 | Поездка в трамвае и на других видах транспорта. | 1 | |
5 | Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. | 1 | |
Правила дорожного движения (9 часов) | |||
1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в нашем городе. |
2 | Дорога в школу(твой ежедневный маршрут) | 1 | Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрёстки в микрорайоне школы. Что изменилось в твоём маршруте по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому и т.д. |
3 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
4 | Виды травм при ДПТ | 1 | Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги. Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода. Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля. Характерные травмы, получаемые велосипедистами. |
5 | Как помочь себе и товарищу при получении травмы. | 1 | |
6 | Ты – велосипедист. | 1 | Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
7 | Поездка за город. | 1 | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды |
8 | Дорога глазами водителей. | 1 | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
9 | Итоговое занятие. | 1 | Проведение игр, викторин и т. п. по Правилам дорожного движения. Подведение итогов (тестирование) |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Дорожная грамота (14 часов) | |||
1 | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. | 1 | Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Повторение основных понятий: дорога в школу и домой; кого называют пешеходом, водителем, пассажиром, что такое транспорт; какие опасности подстерегают на дорогах; светофор; правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине; что такое проезжая часть дороги; пешеходный переход; что означают дорожные знаки; экскурсия по городу. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть. Разбор конкретного маршрута. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. |
2 | Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. | 1 | |
3 | Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | 1 | |
4 | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. | 1 | |
5 | Перекрестки и их виды. | 1 | |
6 | Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение. | 1 | |
7 | Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. | 1 | |
8 | Пешеходная и велосипедная дорожки. | 1 | |
9 | Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | 1 | |
10 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | |
11 | Пешеходные переходы. | ||
12 | Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением. | ||
13 | Опасные ситуации при переходе проезжей части. | ||
14 | Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
Это должны знать все (9 часов) | |||
1 | Нерегулируемые перекрестки | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | |
2 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | |
3 | Регулируемые перекрестки. Светофор | 1 | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора |
4 | Регулируемые перекрестки. Светофор | 1 | |
5 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. ГИБДД. Цели и задачи, решаемые ГИБДД. |
6 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | |
7 | Инспектор дорожной полиции, его работа. | 1 | Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
8 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | |
9 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | |
Мы – пассажиры (5 часов) | |||
1 | Поездка в автобусе и троллейбусе. | 1 | Правила пользования автобусом и троллейбусом. |
2 | Обязанности пассажиров. | 1 | Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. |
3 | Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства . | 1 | Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. |
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). | Анализ причин их возникновения. | ||
4 | Поездка в трамвае и на других видах транспорта. | 1 | Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. |
5 | Поездка в трамвае и на других видах транспорта. | 1 | |
Правила дорожного движения (6 часов) | |||
1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. |
2 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. |
3 | Ты – велосипедист. | 1 | Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур. |
4 | Поездка за город. | 1 | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
5 | Дорога глазами водителей. | 1 | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов: |
6 | Итоговое занятие. | 1 | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
Дорожная грамота (9 часов) | |||
1 | Безопасность пешеходов. | 1 | Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт – как его обходить. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в городе. |
2 | Безопасность пешеходов. | 1 | |
3 | Безопасность пешеходов. | 1 | |
4 | Знаем ли мы ПДД? | 1 | Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. |
5 | Знаем ли мы ПДД? | 1 | |
6 | Знаем ли мы ПДД? | ||
7 | Проверка знаний ПДД | 1 | Повторение материала по Правилам дорожного движения, полученного в 1-3 классах. |
8 | Проверка знаний ПДД | 1 | |
9 | Проверка знаний ПДД | 1 | |
Это должны знать все (5 часов) | |||
1 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
2 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | |
3 | Предупредительные сигналы. | 1 | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие |
4 | Предупредительные сигналы. | 1 | |
5 | Движение обучающихся группами и в колонне. | 1 | Порядок движения обучающихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы обучающихся в транспорт общего пользования. |
Мы – пассажиры (5 часов) | |||
1 | Перевозка людей. | 1 | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? |
2 | Перевозка людей. | 1 | |
3 | Перевозка обучающихся на грузовых автомобилях. | 1 | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. |
4 | Перевозкаобучающихся на грузовых автомобилях. | ||
5 | Правила поведения обучающихся при перевозке их на грузовых автомобилях. | 1 | |
Правила дорожного движения (15 часов) | |||
1 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие дорожные знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. |
2 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | |
3 | Нерегулируемые перекрестки | 1 | |
4 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. |
5 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | |
5 | Труд водителя. | 1 | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. |
6 | Встреча с водителем автомобиля или автобуса. | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности духовно-нравственного
направления «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
3-4 классы
Пояснительная записка
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"(автор Л.Н. Михеева) для 3 - 4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы НОО ООО КУ ХМАО –Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» и сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
• Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
• Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
• Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
• Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
• Формирование чувства национального достоинства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Изобразительная деятельность», а также программы внеурочной деятельности обучающихся «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у обучающихся интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности обучающегося достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам: личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника); природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста); педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка); культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КУРСА
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Сроки реализации программы: 2 года (для учащихся 3-4 классов).
Согласно образовательному плану КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» на проведение занятий внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» на 3 – 4 класс начальной школы выделяется всего 68 часов.
Работа курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» рассчитана по 34 часа в 3 и 4 классах, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Формы и методы работы
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.
Разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.
Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Организация данной деятельности направлена на:
- Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: доклады, рефераты, творческих работ. Итоговый контроль в форме проектов учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба.
В результате освоения программы клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов,
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
- Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
- Русские народные праздники. Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
- Русские народные промыслы. Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
- Русские народные игры.
- Русские народные песни для детей.
- Народные танцы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу срока обучения обучающиеся должны:
- Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру;
- Знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции;
- Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.
- Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
- Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека
«По окончанию изучения программы клуба «Праздники, традиции и ремёсла народов России» обучающиеся будут знать:
- ключевое понятие - народный праздник;
- историю возникновения народных календарных и православных праздников;
- народный календарь (обряды, обычаи, игры) и составляющих его сезонных праздников и обрядов русского народа, его характер, присущий ему нравственные качества;
- традиции праздничного застолья;
Обучающиеся будут уметь:
- определять календарные и православные праздники;
- проводить русские народные игры;
- систематизировать сведения о русских праздниках;
- проявлять инициативность и творчество;
- уважительно и доброжелательно относиться к людям;
- работать в группе и индивидуально;
- самостоятельно работать с литературой;
- делать умозаключения и выводы из полученной информации.
Оценка метапредметных результатов
Виды УУД | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Познавательтные | Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карповой0 | Построение числового эквивалента или взаимооднознач ного соответствия (методика Ж.Пиаже, А.Шеминьска0 | Методика ≪Репка» | Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, модифицированный вариант методики) |
Регулятивные | Выкладывание узора из кубиков | Методика ≪Кодирование≫ (11-ый субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю. Паиасюка) | Проба внимания (СЛ. Гальперин) | Методика сформированное ™ действия оценки (методика Г.В.Репкина, Е.В.Заики) |
Коммуникативные | ≪Левая и правая стороны≫ (методика Ж.Пиаже) | ≪Рукавички≫ (методика Г.А. Цукермана) | ≪Кто прав≫ (методика Г.А. Цукермана) | ≪Дорога к дому≫ (модифицированн ый вариант методики ≪Архитектор- строитель≫) |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Универсальные учебные действия |
1 | Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации |
Русские народные праздники | |||
2 | Праздники – время отдыха, веселья. | 1 | Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами. |
3 | Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. | 1 | |
4 | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 | |
5 | Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. | 1 | |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров | |||
6 | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. Христианские легенды о Спасах. | 1 | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки; Показать сценку «Петрушка на ярмарке». |
7 | Успение Богородицы. | 1 | |
8 | Покров Богородицы. | 1 | |
9 | Девичьи гадания. Начало зимних посиделок. | 1 | |
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. | |||
10 | Канун Нового года. Васильев вечер. | 1 | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. |
11 | Святки – веселое время года. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. | 1 | |
12 | Рождество Христово. Сочельник. Колядки. | 1 | |
13 | Крещение Господне. Освещение воды. Праздничный крещенский стол. | 1 | |
14 | Викторина «Русские народные праздники» | 1 | |
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. | |||
15 | Масленица . Масленичные обряды. | 1 | Воспринять традиции масленичных игр; Разучить песни и игры; Разучить игры с катанием яиц. |
16 | Вербное воскресенье. | 1 | |
17 | Пасха. Пасхальные торжества. | 1 | |
Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день. | |||
18 | День Святой Троицы. | 1 | Разучить песни о завивании березки, хороводы; Научиться плести венки. |
19 | Хороводы, гулянья вокруг березки. | 1 | |
20 | Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. | 1 | |
Русские народные промыслы | |||
21 | Гжель – основной центр русской керамики. Стиль гжели | 1 | Нарисовать несколько гжельских орнаментов; Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов; Сравнить орнаменты нескольких шалей; Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки. |
22 | Хохлома – художественный народный промысел. | 1 | |
23 | Народный промысел Жостово. Расписные металлические подносы. | 1 | |
24 | Павловопосадские шали. | 1 | |
25 | Вятская игрушка. Изготовление вятской игрушки | 1 | |
26 | Богородская игрушка. Изготовление богородской игрушки. | 1 | |
Русские народные игры | |||
27 | Роль игр в жизни детей. | 1 | Разучить несколько игр. |
28 | Игры для мальчиков и девочек. | 1 | |
29 | Командные игры. | 1 | |
30 | Старинные русские игры. | 1 | |
Народные песни, загадки, пословицы | |||
31 | Детские песенки. Считалки. Загадки. Пословицы. | 1 | Разучить несколько песенок, считалок; Научиться разгадывать загадки. |
32 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы | 1 | |
33-34 | Защита творческих проектов | 2 | |
Итог: | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Универсальные учебные действия | |
1 | Знакомство с общим содержанием курса | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации | |
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | ||||
2 | Рубашка, сарафан у женщин. | 1 | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | |
3 | Роль орнамента-оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака). | 1 | ||
4 | Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | ||
5 | Мужская одежда у крестьян. | 1 | ||
6 | Крестьянская обувь. Одежда и обувь у бояр. | 1 | ||
7 | Одежда боярынь и боярышень. | 1 | ||
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | ||||
8 | Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. | 1 | Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки); показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. | |
9 | Особая роль печки. Курная изба. | 1 | ||
10 | Освещение в крестьянских избах. | 1 | ||
11 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. | 1 | ||
12 | Красный угол. Иконы. | 1 | ||
13 | Боярский терем и боярские палаты. | 1 | ||
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. | ||||
14 | Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. | 1 | Оценить достоинства традиционной русской кухни; - познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков. | |
15 | Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. | 1 | ||
16 | Что такое блины? Пироги. | 1 | ||
17 | Взвары. Варенья. Соленья. Мёд. | 1 | ||
Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. | ||||
18 | Быт крестьянской семьи. | 1 | Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | |
19 | Быт городской семьи | 1 | ||
20 | Зимние забавы.Летние забавы | 1 | ||
21 | Именины | 1 | ||
Учёба. Школа. | ||||
22 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. | 1 | Сравнить учёбу детей в старину с современной школой; букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги. | |
23 | Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы и учебные книги. | 1 | ||
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт со времён Петра I | ||||
24 | «Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород | 1 | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. | |
25 | Наряды дам 18 века. Причёски девушек и дам 18 века. Головные уборы девушек, женщин. Украшения. | 1 | ||
26 | Одежда дворян-мужчин. | 1 | ||
27 | Одежда купчих, мещанок, крестьянок | 1 | ||
28 | Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей | 1 | ||
Усадьба. Дворянские особняки (во времена Петра I) | ||||
29 | Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. | 1 | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург; провинция). Познакомить с литературными произведениями 18 века. | |
30 | Зимние сады. | 1 | ||
31 | Атрибуты и аксессуары барского дома. | 1 | ||
32 | Камины. Изразцовые печи. | 1 | ||
33-34 | Защита творческих проектов | 2 | ||
Итог: | 34ч. |
Список источников
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. :Вентана-Граф, 2011.
- Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
- Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Вуйлова И.Е., Драгаш Н.Ф. и др. Духовно- нравственная культура и традиции русского народа» Компакт-диск для компьютера: начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2012.
- Фольклорные посиделки.ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.
- Планируемые результаты начального общего образования / ГЛ. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
- 8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1:240 с.
Ресурсы сети интернет:
http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
http://dereven-ka.ru/tradicii.html
_____________________________
«____»__________________20___ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...