Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников
материал
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.
Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод проектов,
как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.
Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
По мнению Савенкова А.И., «практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков».
В нашем образовательном учреждении многие педагоги развивают в детях проектную деятельность и новизна данного опыта заключается в адаптации метода проектов к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, что проектная деятельность обучающихся не обходится без помощи педагогов. Но со временем увеличивается доля их самостоятельности.
В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело.
Цель работы в данном направлении - развитие творческих способностей детей и увеличение доли их самостоятельности через развивающий потенциал проектного метода.
При выполнении творческих проектов используется индивидуальная, парная или коллективная формы работы.
Важно соблюдать основные этапы проектной деятельности:
I (подготовительный) этап
Выбор темы; постановка проблемы.
Определение цели (чего должен добиться ребенок в процессе деятельности);
Подбор материала по своей теме; изучение истории создания изделия.
II (основной) этап
Изучение собранного материала, обобщение, его систематизация, создание эскизов и технологических карт, практическая деятельность, оформление работы;
III (заключительный) этап.
Презентация (защита работы).
Каждый проект требует тщательной подготовки, оформления документации. Самым важным моментом является презентация или защита проекта по музыкальному или художественному творчеству.
Художественное творчество включает в себя декоративно-прикладное искусство и изобразительную деятельность обучающихся, воспитанников. Развитие в детях художественных способностей через проектную деятельность и реализация регионального компонента осуществляется как на уроках изобразительной деятельности и трудового обучения, так и во внеклассной деятельности.
Введение регионального компонента способствует формированию культуры общения, духовно-нравственному воспитанию, а также несет большие потенциальные возможности для систематического развития творческих способностей и формирования этнокультуры обучающихся, воспитанников.
Работа по развитию творческих способностей воспитанников продолжается и во внеурочное время.
Рефлексия
Привлекая к работе в различных проектах воспитанников образовательного учреждения, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе и своих силах.
Показателем результативности работы в данном направлении служат сами творческие работы. У ребят заметно вырос интерес к творческой деятельности, и повысилась познавательная активность.
Таким образом, на основании проведенных наблюдений и диагностики можно сделать вывод, что метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению.
Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям интернатных учреждений и всем педагогам, заинтересованным в повышении мотивации к обучению, повышении уровня познавательной активности обучающихся, воспитанников, в развитии их творческих способностей.
Особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на занятиях состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию.
На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация.
Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
Эффективным средством формирования творческих способностей учащихся является проектная деятельность в процессе занятия, которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"
В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...
Реферат на тему "Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников"
Моя учебно-исследовательская деятельность...