Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников
материал
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.
Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод проектов,
как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.
Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
По мнению Савенкова А.И., «практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков».
В нашем образовательном учреждении многие педагоги развивают в детях проектную деятельность и новизна данного опыта заключается в адаптации метода проектов к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, что проектная деятельность обучающихся не обходится без помощи педагогов. Но со временем увеличивается доля их самостоятельности.
В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело.
Цель работы в данном направлении - развитие творческих способностей детей и увеличение доли их самостоятельности через развивающий потенциал проектного метода.
При выполнении творческих проектов используется индивидуальная, парная или коллективная формы работы.
Важно соблюдать основные этапы проектной деятельности:
I (подготовительный) этап
Выбор темы; постановка проблемы.
Определение цели (чего должен добиться ребенок в процессе деятельности);
Подбор материала по своей теме; изучение истории создания изделия.
II (основной) этап
Изучение собранного материала, обобщение, его систематизация, создание эскизов и технологических карт, практическая деятельность, оформление работы;
III (заключительный) этап.
Презентация (защита работы).
Каждый проект требует тщательной подготовки, оформления документации. Самым важным моментом является презентация или защита проекта по музыкальному или художественному творчеству.
Художественное творчество включает в себя декоративно-прикладное искусство и изобразительную деятельность обучающихся, воспитанников. Развитие в детях художественных способностей через проектную деятельность и реализация регионального компонента осуществляется как на уроках изобразительной деятельности и трудового обучения, так и во внеклассной деятельности.
Введение регионального компонента способствует формированию культуры общения, духовно-нравственному воспитанию, а также несет большие потенциальные возможности для систематического развития творческих способностей и формирования этнокультуры обучающихся, воспитанников.
Работа по развитию творческих способностей воспитанников продолжается и во внеурочное время.
Рефлексия
Привлекая к работе в различных проектах воспитанников образовательного учреждения, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе и своих силах.
Показателем результативности работы в данном направлении служат сами творческие работы. У ребят заметно вырос интерес к творческой деятельности, и повысилась познавательная активность.
Таким образом, на основании проведенных наблюдений и диагностики можно сделать вывод, что метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению.
Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям интернатных учреждений и всем педагогам, заинтересованным в повышении мотивации к обучению, повышении уровня познавательной активности обучающихся, воспитанников, в развитии их творческих способностей.
Особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на занятиях состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию.
На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация.
Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.
Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
Эффективным средством формирования творческих способностей учащихся является проектная деятельность в процессе занятия, которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/03/picture-44881.jpg)
Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-163708-1355563845.jpg)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-139273-1478235744.jpg)
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-139273-1478235744.jpg)
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-366579-1387540416.jpg)
Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"
В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-732972-1458830580.jpg)
Реферат на тему "Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников"
Моя учебно-исследовательская деятельность...