МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (2 класс) по теме
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc_11.docx | 44.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора
1.1 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
1.2 Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста
Глава 2. Анализ результатов эксперимента по развитию творческих способностей средствами фольклора
2.1 Содержание и формы фольклора в работе с детьми
2.2 Анализ педагогического эксперимента
Заключение
Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору.
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
К проблемам народной педагогики обращались многие учёные прошлого и современности, в частности: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Определённый исследовательский и практический опыт накоплен педагогами школ Вологодской области, Гатчины, Иванова, Костромы, Ярославля и других городов.
Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков.
На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.
Отсюда вытекает проблема: какие педагогические условия необходимо создать для включения учащихся в фольклорную среду и развития творческих способностей на этой основе.
Объектом нашей работы является процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет - музыкальный фольклор как средство развития творческий способностей младших школьников.
Цель нашего исследования заключается в обосновании значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на творческие способности младшего школьника.
Для достижения поставленной цели решается следующий круг задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность детского музыкального фольклора, Раскрыть понятия способности, творчество.
2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области.
3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору.
4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:
развитие творческого начала младших школьников средствами музыкального фольклора будет эффективно при условии:
систематического использования фольклорного материала в образовательном процессе;
учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Методологической основой исследования являются работы в области фольклористики по раскрытию и обоснованию специфики фольклора А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов Шейна, В. Виноградова.
Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:
Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования.
Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора
1.1 Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику.
В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства" .
По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности.
Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что "фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими" .
На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории "жанр", понимание которой позволяет классифицировать фольклор.
В энциклопедическом словаре понятие "жанр" трактуется как "род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания" .
Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.
В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
частушки;
лирические песни;
эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
сказки;
детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);
10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).
В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) [22].
Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.
Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической. В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.
В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки. Пестушки (от "пестовать") - песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку - ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову .
Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.
Потешки - песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним - либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь. В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты. Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.
Например (катают ребенка с подушек, как с горки).
Качи, покачи, о синовы турачи!
Кат, катышок, будет Юра женишок!
Прибаутки - песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:
Говорят, говорят у нас так:
Курочки на улочке "Ку-дах-тах-тах!"
Гусыньки в луженьке "Га-га-га!"
Индюшки у грушки "Шун-ды-бул-ды!"
Как разновидность прибауток встречаются небылицы - перевертыши - песенки, чей сюжет нарочито изменен, "перевернут с ног на голову".
Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой "запутанности" таких небылиц:
А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.
Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки - одноэлементные напевы с текстом загадки [9].
Заря заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Месяц видал ни слова не сказал.
Солнце видало ключи подобрало.
Песенки - загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.
Сказки с песнями - особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество. В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым. По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня - это чаще всего речь одного из персонажей [9].
Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, - считалками, дразнилками, скороговорками.
Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях - наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.
Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.
Считалки (или жеребьевки) - песни, предшествующие игре, основная функция которых - регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:
Косой заяц вырвал травку,
Положил ее на лавку,
Кто возьмет - тот вон пойдет!
Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему ("Родион! Выйди вон!")
Дразнилки - сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками - основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем - к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка [9]:
Райка балалайка,
В доме не хозяйка.
В огороде сидела
Всю капусту поела.
Мелодика дразнилок обычно несложная - одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается "раскачиванием" на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями - произволен (от секунды до квинты):
Андрей воробей, не шугай голубей.
Голуби боятся, на крышу не садятся.
Известна жанровая разновидность дразнилок - "птичьи" припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):
Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.
Деревянный нос, соломенный хвост.
Скороговорки - словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки - логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого - либо музыкального компонента в них второстепенно.
Включить материал по календарному фольклору.
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер.
Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен - пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно - егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток", которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени какк живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62, c.63].
Таким образом, фольклор перед нами выступает как некая система взглядов, выработанных на протяжении многих сотен лет.
1.2 Фольклор в развитии творческих способностей детей школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка" [28; 156].
У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н., Леонтьев доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. (34; 432)
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. (39, с.387)
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.
Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает В.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться
Различают общие (умственные способности - развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Ониопределяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае - музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний - это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности - творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Первым этнографом - собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-1900г. г) [84,c.115].
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни", а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях", куда вошло 267 песен и 18 игр.
Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например - “Сибирская живая старина", “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт" и другие.
Глава 2. Анализ результатов эксперимента по развитию творческих способностей средствами фольклора
2.1 Содержание и формы фольклора в работе с детьми
В современных условиях решение задач по восстановлению ценностей национальной культуры может быть обеспечено применением всех образовательных форм и способов погружения ребёнка в культурную традицию: в рамках учебных курсов и через воссоздание культурных ситуаций в художественно-творческой и празднично-обрядовой деятельности.
Обращение к детском творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики.Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
В опытно-экспериментальной работе мы преследовали цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих способностей.
Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия. Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Для развития творческих способностей школьников посредством фольклора был создан ряд условий. Необходимо включение элементов народной культуры в процесс обучения и воспитания. В учебно-воспитательном процессе школы урок фольклора может являться отдельной дисциплиной или же народная культура может охватить другие предметы учебного плана. Во время проведения эксперимента фольклорный материал был включен в урок музыки придумывание колыбельных песен и исполнение их куклам (колыбельные, пестушки, потешки), урок труда, где учащиеся знакомились и участвовали в процессе изготовления рождественских "козуль", (Приложение). подготовка к празднику "Масленица": изготовление масленичного чучела, участие в театре "Петрушка". Урок физкультуры явился хорошей возможностью использования народных игр на занятиях (Приложение).
Проведение традиционных праздников, экскурсий, посещение выставок по традиционным ремёслам, народному костюму, концертов - все это является продолжением постижения основ народной культуры и ее проживанием. Так нами был проведен вечер "Святки". Добавить.
Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Необходимо включать народные игры в урок. Во время игры могут быть использованы такие методы обучения:
1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества [25].
В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрам народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
Развитие творческой индивидуальности.
Эмоциональное развитие.
Воспитание эстетических, патриотических чувств.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы.
Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, показа. К таким приемам можно отнести знакомство с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству.
Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
На занятиях литературы, где ребята знакомятся с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Творческим заданием послужил подбор по темам: "Труд", "Дружба" пословиц, поговорок, составление ребусов, кроссвордов.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность может найти свое отражение в фольклорном празднике "Святки". После изучения обрядов зимнего цикла дети могут проиграть приход ряженых, колядование в школе. Для этого необходимо подготовиться: изготовить маски, подобрать костюмы, разучить игровые сценки, где проявятся их творческие способности [25].
Таким примером может послужить и другие праздники народного календаря, где от ребят потребуется смекалистость, творческие навыки. Совместная деятельность детей создаст общее эмоциональное переживание, ребята окажут взаимопомощь друг другу при выполнении задания.
Участие детей должно являться обязательным элементом календарного обряда. Дети могут включаться в пение взрослых или исполнять собственно детские песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички), которые они могут петь во время ритуальных обходов на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмин и Демьяна (летнего) [9].
На масленицу дети вместе с взрослыми могут кататься на лошадях, строить снежные горки.
В ранневесенней обрядности детям отводилась особая роль - закликание весны чаще всего приходилось на Сороки (22 марта).
Закличка (Сокольский р-он)
Жаворончик молодой,
На проталинку весной!
Также важна была ритуальная роль детей на Егория. Накануне 23 апреля они обходили все дворы и, стегая вербой скот, приговаривали:
Гони коровушку -
Со двора силком.
Приходи ко мне, коровушка,
Со всем молоком!
За это их одаривали яйцами, хлебом, мелкими монетами.
Аналогичный обход совершали на Красную горку (первая суббота после Пасхи) - у каждого дома, где есть молодожены, дети пели вьюнишные песни:
Ты вставай-ка, молодец, ты вставай-ка, наш вьюнец!
Тебе песню поем, тебе честь воздаем!
Выходи-ка на крыльцо выноси красно яйцо!
Среди других календарных песенок, исполняемых только детьми, наиболее полно представлен цикл летних закличек - дождю, радуге, улитке, божьей коровке, грибам:
Дождик, дождик, пуще дам тебе гущи.
Дам тебе ложку хлебать понемножку.
Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой-либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся "Кукушка" на Троицкой неделе, "Кострома" в осенний период и целый ряд других игр.
Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен.
Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.
Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
1. Создать зону психологического комфорта.
2. Развить творческие способности детей.
3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
4. Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.
Возьмем самые доступные формы творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему [15].
Например, в песенке - игре "Ходит по двору петух" дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: "Под окном стоит" - останавливается перед тем, кого выбрал, "хлопает крыльями", после текста "На весь двор кричит" - громко кричит по-петушиному, а затем меняется место с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый "петушок" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.
Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки "Дрема". Он сидит в центре круга, сначала "дремлет", затем "просыпается" - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.
Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как "Стоит в поле теремок". Текст повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо - зверек, птичка - кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги - каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений.
Итак, при импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, виденные фильмы, спектакли - то есть опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.
Фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство для гармонического развития детей. Мы согласны с мнением Г.В. Лобковой о том, что "внедрение фольклорного материала как стержневой составляющей образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами, позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, свойственных народу".
Для развития творческих, музыкальных, коммуникативных способностей необходимо выполнение ряда условий:
единство процесса обучения и воспитания;
осуществление межпредметных связей;
разнообразие видов деятельности, форм занятий (урок, праздники, посещение музеев, выставок);
наличие благоприятных условий (специально оформленные помещения, оборудованный интерьер).
Соблюдение перечисленных условий позволило построить процесс развития творческих способностей школьников на основе народной культуры, фольклора.
Заключение
Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
К началу 90-х годов фольклорное движение приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.
В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.
В своей исследовательской работе мы опирались на опыт ученых-исследователей в области фольклора: А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др.
Целью работы явилось теоретическое и практическое обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влиянии на творческие способности младшего школьника. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение. В первой главе мы рассмотрели вопрос развития использования фольклора в практике образовательного учреждения, дали определение "фольклор", "способности", "творчество", рассмотрели его жанровую специфику.
Рассмотрев категорию "фольклор", мы выяснили, что она выступает как некая система взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении многих сотен лет.
Во второй главе проанализировали содержание и формы работы в период педагогической практики. Мы видим, что за последние годы в области наметились большие позитивные сдвиги в сторону использования традиционной народной культуры и фольклора.
Рассмотрев содержание, формы фольклора в работе с детьми школьного возраста, мы пришли к выводу.
Для развития духовно-нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.
Воспитание детей на основе народной культуры очень велико для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Театр как средство развития творческих способностей младшего школьника
Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в развитии, учебе те дети, у которых развиты коммуникативные качества. А сейчас это особенно актуально, когда в образовательном процессе становит...
Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников
Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...
Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Научная статья о влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....
Комментарии
Занятия по фольклору имеют в
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.