Русская речь
план-конспект занятия (3 класс)
Сценарий содержит стихи, высказывания, басню, легенду о русском языке. Дается информация о международном дне русского языка, сколько языков на свете, какие языки самые распространенные, как умирают языки, что делают языковеды, какие языки исчезают, о том, что существует атлас языков мира и Красная книга языков России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русская речь
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит»? Расскажу вам древнюю легенду.
Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин. «Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп. В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:
«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Ребята, прав ли Эзоп?.. Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения.
- Международный день родного языка - праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
- Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3- 4 детей)
Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произносится детям на ушко)
- О чем пытались договориться эти люди? ( пробуют ответить)
- Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.
- А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии - на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).
- Интересно, а сколько языков на нашей планете?
- Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.
Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг - друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.
- А почему возникла идея создания такого дня?
- Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
- В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча. Он был последним, кто знал язык индейского племени Сиу. Правда перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего народа, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко. Чаще всего, язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями.
- Да… Как и исчезающие виды животных, языки стремительно вымирают, и, чтобы выжить нуждаются в нашей поддержке и заинтересованности.
- Языковеды пытаются не упустить время и успеть задокументировать то множество языков, которое пока еще сохраняется. Ведь, по мнению ученых через сто лет исчезнут от 3 до 6 тысяч ныне существующих языков. Международный день родного языка отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения осведомлённости о языковых и культурных традициях.
- Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. А куда заносят исчезающие виды языков?
- Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.
Вот некоторые примеры: (показ книги)
Африка | Северная Америка | Россия |
язык бикиа – говорит 1 человек язык элмоло – говорят 8 человек | язык чинук – говорят 12 человек | язык керек – говорят 2 человека язык удэге – говорят 100 человек |
- А чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. Исчезают языки. В России в 1917 году насчитывалось - 193 языка. Сейчас -174.
пословицы
- Тогда наша задача - сохранить находящиеся под угрозой исчезновения языки и бережно относиться ко всему разнообразию человеческих культур.
- Да, ведь именно благодаря языку продолжают жить традиции народов, пробуждается интерес к познанию мира. Именно язык объединяет людей независимо от места и времени их проживания.
- А что объединяет нас?
- Действительно, что нас может объединять? (ответы детей: учимся в одной школе, живем в одном городе, стране, говорим на одном языке – русском).
- Правильно, но главным, объединяющим нас элементом, является именно язык - русский язык.
- Кстати, примите к сведению: во всем мире более 350 млн. человек понимает по-русски, из них для 170 млн. он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн. иностранцев изучает русский язык. Он - язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он – язык великой литературы. Он – язык, на котором были произнесены первые слова в космосе. Он – язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.
Ученик 1
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 4
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
- Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- Красоту и многогранность русского языка мы можем увидеть и в народном творчестве. Вот как народ воспевал приход весны (девочки исполняют народную песню)
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью:
С льном высоким, с корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!
У меня ль во садочке,
У меня ль во прекрасном.
Люшеньки люли, Люшеньки люли,
Хорошо пташки пели,
Хорошо распевали.
Люшеньки люли, Люшеньки люли.
- Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в русском народном творчестве. Одним из видов такого творчества являются пословицы и поговорки. У всякого народа множество пословиц, призванных выражать основные жизненные принципы. И все-таки, одними из самых метких, поучительных являются русские пословицы.
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! – говорил А.С.Пушкин.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы, продолжите их, объясните смысл (ребята работают по группам)
- Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)
- Красна птица пером, … (а человек умом)
- Нет лучше дружка, … (чем родная матушка)
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.
1. дело – смело (Кончил дело, гуляй смело.)
2. перо – топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
3. дело – время (Делу – время, потехе – час.)
- Действительно, «Пословицы наши краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» так писал о русских пословицах М.Горький. Не случайно язык называют кладовой знаний и мудрости народа.
- Еще одно из лучших свойств русского языка – возможность выразить тонкие оттенки с помощью бесчисленного количества суффиксов, чего нет в других языках.
- Например, возьмем слово «ЛОШАДЬ». И попробуем добавить к данному слову разные суффиксы.
- маленькое, веселое, очаровательное существо - ЛОШАДКА
- усталая рабочая лошадь, весьма пожилая - ЛОШАДЁНКА
- ласково лошадь мы назовем – ЛОШАДУШКА
- Так, что нам с вами остаётся гордиться, что русский - наш родной язык.
- В мире много народов, все они говорят на разных языках, но каждый человек ценит свой родной язык, бережёт его, лелеет и каждый имеет право свободно говорить на своем родном языке.
- Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
- Чем больше в нашей речи будет красивых и теплых слов, тем мы с вами будем добрее…
- К сожалению, в современном мире все чаще и чаще используются грубые, матерные слова, которые засоряют наш язык.
Ученик
О мой родной, святой язык!
Тебя корежить я привык,
Тебя привык я обижать,
Людей тобою унижать.
Тобою Пушкин говорил, -
Тобою Лермонтов творил,
А я обидел. Я предал,
На поругание отдал.
А кто я? Просто глупый сын.
И, к сожаленью, не один.
Но ты прости нас. Не кори.
Своим сияньем озари,
И сохраним мы как завет
В своих речах культуры свет!
- А задумывались ли вы, зачем нам необходимо изучать язык? (ответы)
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…
(писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)
- Язык – духовное богатство народа. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.
Сценка (два ученика).
Встретились в парке два приятеля.
- Как живёшь?
- Нормально.
- С учёбой как?
- Нормально.
- Как прошла экскурсия в музей?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел? Как сейчас себя чувствуешь?
- Нормально.
Вот так поговорили!
Вопрос: почему не получилось разговора?
Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, язык невыразителен. Поэтому, надо стремиться обогащать словарный запас, больше читать.
Инсценирование. Сказка «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери:
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — промолвила первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — пропела третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчела без цветка, — защебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — проворковала пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
.А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки, принесла еды и накормила маму.
Вопрос: красива была речь дочерей? приятно было ее слышать?
чему учит сказка? (красивая речь должна быть сказана в нужном месте, в подходящее время)
История о мнимом грамотее.
(Три действующих лица: рассказчик, неграмотный и грамотей).
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
- Нет, не могу, нога болит, ему ответил тот.
– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
-Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня моё письмо никто не разберёт.
Вопрос: какой вывод сделали? (даже если вы написали грамотно, но неразборчиво, вашу письменную речь не смогут прочитать. Поэтому, надо писать правильным каллиграфическим почерком, разборчиво.
Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).
Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.
Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Ведущий: а много ли Митрофанушек у нас среди знакомых, друзей?
Реклама словарей
Мальчик увлеченно читает книгу, восклицает : «Не может быть!», «Вот это да!».
Друг зовет его на футбол, девочки в кафе, он отказывается. Девочки предлагают ему чипсы. Он борется между желанием поесть чипсы и продолжать читать книгу. Но снова погружается в чтение.
Девочки и мальчик в зал: «Вы знаете, почему Юра не идет играть в футбол, отказывается идти в кафе и есть чипсы?»
Юра: «Я читаю толковый словарь русского языка!»
В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных слов хлынуло в него. Много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде.
И я призываю всех вас как можно чаще обращаться к книгам - словарям.
-Кто запомнил, когда отмечается день родного языка? (21 февраля)
- А для чего так необходим этот день? (чтобы люди вспомнили о языках, родном языке, чтобы уважали другие языки, берегли его, не дали исчезнуть, чтобы язык жил для других поколений)
- Язык – это учитель, который нас учит, и будет учить, если бережно к нему относиться и прилежно изучать.
- Ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нем, любите его, изучайте его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов (в период обучения грамоте).
Выступление на Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов( в период обучения грамоте). Учитель начальных классов...
Урок русского языка - Русскую речь - беречь!, образовательная система "Школа 2100" 4 класс
Этот урок может стать введением в лингвистику. Можно провести его, как внеклассное занятие по русскому языку. Весь класс делится на группы (по 4 человека). Все задания выполняются группами. За подведе...
Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...
Презентация "Русской речи государь по прозванию словарь"
Фотоотчёт о проделанной работе по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."
Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....
Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.
Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихс...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".
Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...