Урок русского языка - Русскую речь - беречь!, образовательная система "Школа 2100" 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) по теме
Этот урок может стать введением в лингвистику. Можно провести его, как внеклассное занятие по русскому языку. Весь класс делится на группы (по 4 человека). Все задания выполняются группами. За подведением итогов следит ЖЮРИ (оно может состоять из родителей или педагогов). К уроку готова презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok.doc | 59 КБ |
prezentaciya1.pptx | 255.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку.
4 класс.
1 занятие Мастер-класса. Учитель: Винниченко О.В.
Цель занятия: развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам; воспитание любви к русскому языку.
Ход занятия.
Учитель:
Ничего так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Сегодня наше занятие мы посвящаем русской речи и называется оно «Русскую речь - беречь!» (слайд )
Ребята, как вы понимаете, что же такое культура речи? (- это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)
А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно? Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи.
Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.
Выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость; доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 4 «вы».
Доктор: В 4 «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм... А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек... Железно... Классно... Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (достает из стола и показывает учебник русского языка).
Вопросы: 1) Какую болезнь обнаружил доктор у Пети?
2) Какой дал рецепт? Согласны ли вы с диагнозом доктора?
Ребята, а какой из разделов науки учит нас языку? (Языкознание или лингвистика).
Верно. А знаете, как о нашем языке говорили великие писатели, чьи произведения мы называем нашим культурным наследием? СЛАЙД
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Лингвистике. Какие разделы Языкознания вы знаете? Вы готовы путешествовать? Тогда – вперед!
Станция 1. Литературная.
1 тур. Разминка.
(Один ответ – 1 балл.)
- Сестра доктора Айболита? (Варвара.)
- Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
- Как звали трех медведей из сказки «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
- Имя старого джинна, которого Волька освободил из кувшина в повести-сказке Лазаря Лагина? (Старик Хоттабыч.)
- Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
- Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
- С какими словами обращалась царица к зеркальцу? («Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
- Что кричал Петушок, сидя на спице? («Кири-куку, царствуй лёжа на боку!»)
- Как звали трёх толстяков в сказке «Три толстяка»? (Имён нет.)
- В какой стране побывал мальчик Витя Перестукин? (В стране невыученных уроков)
2 тур. Чей портрет?
(Один портрет – 2 балла: 1-ый - назван герой, 2-ой – книга или автор. Максимум – 20 баллов.)
- Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
- Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Кто это? (Дядя Фёдор. Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
- «Между тем росла, росла
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
- «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это? (Зверь лесной, чудо морское. С.Аксаков «Аленький цветочек».)
- «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Станция 2. Театральная.
1 задание. Скороговорю.
Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (1 минута на подготовку). Без ошибок – 2 балла, с 1-2 ошибочками – 1 балл, с ошибками, плохо – 0 баллов.
- Марина грибы мариновала,
Марина грибы перебирала.
- Летят три пичужки
Через три пусты избушки.
- Боря Ире дал ириску,
Ира Боре - барбариску.
- Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- В аквариуме у Харитона.
Четыре рака да три тритона.
- Варя варит, Жора жарит,
Петя песенки поёт.
2 задание.
А сейчас мы проверим, сильны ли вы в русском языке. Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором называйте их во множественном числе. Например, конфета – конфеты, ракета – ракеты. Понятно? Полный вперед!
Крот – кроты дуга - дуги
Плот – плоты рука - руки
Облако – облака мука -……
Грех – грехи житель - жители
Кино - … любитель - любители
Человек – люди учитель – учителя
Р.S. мука – много – муки, а если говорим – муки, то значение слова меняется.
3 задание.
Прочитать фразу, написанную на листе с разными выражениями – спокойствие, злоба, смех, печаль, испуг).
- Жили-были дед да баба, жили они в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный Царь Дадон, с молоду был грозен он!
Ребята, а кто угадал, сказки какого автора начинаются этими строками? (А.С.Пушкин)
- Вы оказались прекрасными актерами! А нам пора двигаться дальше!
Станция 3. Словарная.
Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? Выполните задания со словарями. (По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание.)
- Найдите значение слова трагедия
- Расставьте ударения в словах: каталог, торты, шарфы, жалюзи, звонит, включишь.
- Составь словосочетания, используя слова 1-ого столбика (чья команда быстрее справится с заданием)
- ботинки пара ___________
- дела много __________
- грузины песни ___________
- килограмм пять ____________
- апельсины ящик ___________
- носки тёплых __________
- чулки шерстяных ________
Станция 4. Знатоки языка
Ребята, а кто вспомнит, какой раздел Языкознания изучает построение предложений, словосочетания… (Синтаксис). А какой раздел изучает расстановку знаков препинания? (Пунктуация) Молодцы! Мы на уроках изучили простые предложения. Вот сейчас проверим, как вы научились расставлять в предложении знаки препинания. Какие правила нужно помнить? (Схемы предложений на доске) Итак, вперед!
У каждой команды карточка с предложениями. Ваша задача – расставить знаки препинания в предложениях. Команда, которая справится с заданием, получит по 2 балла за каждое правильно составленное предложение.
Река светится и искрится в лучах солнца.
Лебеди низко летели над землёй но в воду не садились.
Листочек сорвался с дерева покружил в воздухе немножко потанцевал и упал на землю.
Дождик прошёл и земля ожила.
Ребята очень весело шумно задорно катались на санках ледянках и дощечках.
Пока жюри проверяет правильность выполненных заданий, мы с вами двинемся дальше.
Задание 2. (Слайд)
Найди логические ошибки в предложениях и подчеркни лишнее слово.
Мне досталась лишь одна пара из двух сапог.
Нам совсем не понравилась эта тайная загадка.
Большую половину дня он обычно смотрит телевизор.
С утра моросил мокрый дождь.
В своей работе он допустил огромное множество ошибок.
Станция 5. Игровая.
Все мы попробуем сейчас показать фильм – трагедию. Вы не зря искали в толковых словарях значение слова ТРАГЕДИЯ. Давайте вспомним, что такое трагедия. (Ответы детей)
Разбирайте роли, пожалуйста. Я читаю текст, а вы выполняете то, что происходит с вашими героями (во время спектакля звучит музыка). Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое солнце, разбрасывая свои лучи по зеленой поляне. Цветочки рады первому солнцу – они радостно тянутся к его лучам. Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они колышут своими лепестками. Вдруг, откуда не возьмись, появляется веселый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками и радуясь жизни. Неподалеку ползал маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Тут появляется замученный голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик затрясся в нервной лихорадке и поскакал в лес. А червячок не успел спрятаться, и петух его склевал. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле. Петух, довольный своим обедом, расправив крылья и гребень, громко самодовольно кукарекнув, заметил цветы. Они ему понравились, и он, не раздумывая, сорвал их, и счастливый направился домой. Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха и никогда ему больше не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку.
Так закончилась эта трагедия, а вместе с ней закончился день, и наступила ночь.
2 задание. Ну а теперь играем командами. Составь новые слова. Из данного слова составить как можно больше слов (имён существительных) из букв, образующих это слово. Добавлять другие буквы нельзя. (1 слово – 1 балл.) Слова: ЯЗЫКОЗНАНИЕ - ЛИНГВИСТИКА
Станция 6. Библиотечная.
Командам по очереди будут предложены вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
- Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как «книжный дом».)
- В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
- Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? (От корки до корки, от начала и до конца. Так говорили в Средних веках, когда вместо обложек у книг были оклады из деревянных дощечек, обтянутых кожей.)
- Почему мы говорим «писать с красной строки»? (Выражение пришло из Средних веков, когда первая буква абзаца или раздела писалась особым, красивым образом, часто красными чернилами.)
2 задание. А сейчас проверим, какие вы читатели.
Вам даны два списка. Один – список авторов. Другой – список книг. Соедините автора и его произведение.
Список авторов:
Ю.К. Олеша.
Л. Кэрролл.
А. Линдгрен.
А.С. Пушкин.
Л.Гераскина.
Е.Велтистов.
М.Твен
Список произведений:
«Три толстяка».
«Приключения Электроника»
«Малыш и Карлсон»
«Приключения Тома Сойера»
«Руслан и Людмила».
«Алиса в Зазеркалье».
«В стране невыученных уроков»
Ответы:
Л.Гераскина - «В стране невыученных уроков»
Е.Велтистов - «Приключения Электроника»
Ю.К. Олеша – «Три толстяка».
Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье».
А. Линдгрен – «Малыш и Карлсон»
А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила».
М.Твен - «Приключения Тома Сойера»
Ребята, к нам пришла жительница города Фонетика.
Здравствуете, ребята! Я принцесса Буковка. Я живу в стране, по которой вы путешествовали, и являюсь хозяйкой букв и знаков препинания. Все жители этой страны “Лингвистика ” живут по правилам русского языка, которые вы изучаете на уроках. Я узнала, что по нашей стране путешествуют ребята, которые хотят многому научиться. Говорят, что они хорошо работают на уроках русского языка.
Вот молодцы! Значит, не зря вас похвалили мои соседки – буквы.
Ребята, я была рада встретиться с вами. Увидимся на уроках русского языка и литературного чтения! Приходите к нам!!! А чтобы вы писали более грамотно, я вам приготовила в подарок памятки о том, как выполнять работу над ошибками. Помните, что русскую речь нужно беречь!
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Ребята, мы с вами начали работу над новым проектом. В течение года мы будем составлять карту страны Лингвистики, в которой побывали сегодня. Будем учиться правильной речи. Я предлагаю сейчас вместе прочитать стихотворение, слова эти мы должны помнить всегда!
Дети хором читают стихи на слайде:
И мы сохраним тебя, Русская Речь,
Великое русское Слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анна Ахматова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия : развивать стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Культура речи Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.
Александр Сергеевич Пушкин «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Николай Васильевич Гоголь «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок»
Михаил Васильевич Ломоносов «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
Станция Литературная. Разминка .
Станция Литературная. Чей портрет ? 1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это?
Станция Литературная. Чей портрет? Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Есть в его доме кот, пес, корова. О каком мальчике идет речь?
Станция Литературная. Чей портрет? «Между тем росла, росла Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.» Кто это?
Станция Литературная. Чей портрет? «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.» Кто это?
Станция Литературная. Чей портрет? «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это?
Станция Литературная. Чей портрет? Самоуверенный , невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра .
Станция Театральная. Скороговорю. Марина грибы мариновала, Марина грибы перебирала . Летят три пичужки Через три пусты избушки. Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску . Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. В аквариуме у Харитона. Четыре рака да три тритона. Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поёт.
Прочитать фразу с разными выражениями –злоба , смех , испуг. Жили-были дед да баба, жили они в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный Царь Дадон , смолоду был грозен он!
Станция Словарная. каталог торты шарфы жалюзи звонит включишь
Составь словосочетание, используя слова первого столбика. ботинки пара ___________ дела много __________ грузины песни ___________ килограмм пять ____________ апельсины ящик ___________ носки тёплых __________ чулки шерстяных ________ помидоры крупных _________ туфли модельных ________ ботинок дел грузин килограммов апельсинов носков чулок помидоров туфель
Станция «Знатоки языка» Река светится и искрится в лучах солнца. Лебеди низко летели над землёй но в воду не садились. Листочек сорвался с дерева покружил в воздухе немножко потанцевал и упал на землю. Дождик прошёл и земля ожила. Ребята очень весело шумно задорно катались на санках ледянках и дощечках.
Поставь, где нужно запятые. Река светится и искрится в лучах солнца. Лебеди низко летели над землёй но в воду не садились. Листочек сорвался с дерева покружил в воздухе немножко потанцевал и упал на землю. Дождик прошёл и земля ожила. Ребята очень весело шумно задорно катались на санках ледянках и дощечках. , , , , , , ,
Найди логические ошибки в предложениях и подчеркни лишнее слово. Мне досталась лишь одна пара из двух сапог. Нам совсем не понравилась эта тайная загадка. Большую половину дня он обычно смотрит телевизор. С утра моросил мокрый дождь. В своей работе он допустил о громное множество ошибок.
Станция Игровая
Станция Игровая ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Станция Библиотечная . Что такое библиотека? В Толковом словаре В.И. Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? Что значит: «прочитать книгу от доски до доски»? Почему мы говорим « писать с красной строки»?
Станция Библиотечная Список авторов: Ю. Олеша . Л. Кэрролл. А. Линдгрен. А.С. Пушкин. Л . Гераскина . Е . Велтистов . М . Твен Список произведений: «Три толстяка». «Приключения Электроника» «Малыш и Карлсон» «Приключения Тома Сойера» «Руслан и Людмила». «Алиса в Зазеркалье». «В стране невыученных уроков»
Л . Гераскина - «В стране невыученных уроков» Е.Велтистов - «Приключения Электроника» Ю. Олеша – «Три толстяка». Л. Кэрролл – «Алиса в Зазеркалье». А. Линдгрен – «Малыш и Карлсон» А.С. Пушкин – «Руслан и Людмила». М.Твен - «Приключения Тома Сойера»
Конечная И мы сохраним тебя, Русская Речь, Великое русское Слово! Свободным и чистым тебя пронесем , И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Анна Ахматова
Благодарю за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием электронных образовательных ресурсов. 3 класс. Виды предложений по цели высказывания.
На уроке используются электронные образовательные ресурсы. Имеются ссылки. Школа России....
Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).
В презентации содержится весь необходимый материал для урока....
Урок-презентация по русскому языку "Развитие речи. Деформированный текст" (2 класс).
В презентации содержится весь необходимый материал для урока....
Конспект урока русского языка (обучение грамоте: чтение) (образовательная система «Гармония») Класс: 1 Тема: Буквы Р, р
Тема: Буквы Р, р Тип урока: открытие новых знаний...
Презентация к уроку русского языка части речи Батищева Н.А 3 класс
Презентация к уроку русского языка части речи Батищева Н.А 3 класс...
Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс
Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс. УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....