Программа дополнительного образования
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена на заседании | Утверждена |
педагогического совета | приказом МБОУ СОШ №4 №____от 1 сентября 2020 г. |
от «27» августа 2020г. | |
Протокол № 1 | Директор А.П.Кондрашов |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знаю, умею, могу»
Возраст детей – 8-9 лет
Срок реализации - 1 год
Автор - составитель:
Чебану Юлия Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
г. Рассказово, 2020 год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знаю, умею, могу» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Чебану Юлия Константиновна, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643). Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312». Примерные программы внеурочной деятельности. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | естественнонаучная |
4.4. Уровень освоения программы | базовый |
4.5. Тип программы | дополнительная общеразвивающая |
4.6. Вид программы | авторская |
4.7. Возраст учащихся по программе | 8 - 9 лет |
4.8. Продолжительность обучения | 1 год |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования, нужно создать условия для развития познавательных интересов.
Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Особенностью данной программы являются занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования. Атмосфера легкого юмора создается путем включения задач - рассказов, заданий героев веселых детских сказок, задач-шуток, инсценировок.
Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Направленность программы состоит в том, что она разработана с учетом модернизации общего образования, требующей перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений и навыков» и воспитание качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность. Способность к рефлексии и др. таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию.
Направленность (профиль) программы: естественнонаучная
Уровень освоения программы: базовый
Новизна программы
Новизна данной программы в том, что она позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании.
Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты. В создании математического уголка в классе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется следующими условиями:
Необходимость организации кружка вызвана тем, что нужна планомерная работа с учащимися, проявляющими интерес к углубленному изучению математики.
Нельзя недооценивать роль предварительной подготовки учащихся и участию в олимпиадах и интеллектуальных играх, ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что кружок создается на добровольных началах. При отборе детей учитываются их склонности, возможности, интересы. Вовлекаются не только самые способные и подготовленные учащиеся, но и средние и слабые по знаниям ребята. Помочь ученику найти себя как можно раньше – один из важных задач кружка.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 8-9 лет с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся
Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.
- группе 1 года обучения – 12-16 человек
Объем и срок освоения программы
Занятия организуются 2 раза в неделю. В год 49 часов в зависимости от:
интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы.
Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются в ходе обучения.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения.
- год обучения: 49 часов в год
Период данной программы направлен на базовую подготовку детей.
Продолжительность каждого занятия не превышает 40 минут.
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии – коллективная и групповая.
По способностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум (решение занимательных задач), экскурсия, олимпиада, конкурс.
По дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
- Повышение интереса школьников к овладению математическими знаниями.
- Повышение уровня знаний по математике.
- Развитие у школьников познавательных способностей, навыков самостоятельной работы.
- Сохранение и повышение уровня интеллекта учащихся.
- Развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы:
Образовательная:
- формирование умения различать существенные и несущественные признаки.
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предложенной ситуации.
- способствовать более прочному и сознательному усвоению материала.
Воспитывающая:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений, воспитание интереса и любви к математике.
- содействие развитию любознательности, стремлению самостоятельно познавать новое, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Развивающая:
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, выделять главное, доказывать, опровергать.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителям
I раздел «Задачи – шутки» (15 ч) Вводное занятие. Из истории математики. Математические сказки и загадки. Задачи невелички. Задачи-загадки в стихах. Задачи – шутки. Задачи – смекалки. Думай, считай, отгадывай. Логические задачи. Задачи с экономическим содержанием. Задачи-игры. Шарады. Логические задачи для юных математиков. Задачи и математические головоломки. Занимательные вопросы, задачи, загадки используются с целью уточнения, конкретизации знании у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. |
II раздел «Конструирование» (14 ч) Путешествие в страну Геометрию. Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей. Дети развивают умение писать графические диктанты по клеточкам. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры. |
Ш раздел «Математические игры» (12 ч) Игры с числами и предметами. Знай таблицу сложения. Игры на формирование пространственных и временных представлений. («Построим гараж», «Лучший разведчик» и др.). Цепочки примеров. Кроссворды, ребусы. Магические квадраты. Плоское моделирование. Волшебная таблица. Математические тренажёры. Заседание клуба весёлых математиков. Игры направлены на развитие математических способностей, на формирование пространственных и временных представлений, закрепление знаний таблицы сложения. |
IV раздел « Геометрия вокруг нас» (8ч) Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная. Какая фигура лишняя? Каких фигур больше? Сравнение фигур. Занимательные треугольники. Математическая эстафета. Создание мини-альбома «Узоры геометрии». Итоговое занятие. Комплекс упражнений по геометрии, способствующий развитию творческого мышления, позволяет формировать пространственные представления детей, закреплять умение различать геометрические фигуры, выполнять чертеж, сравнивать фигуры в форме интересных заданий, сказочных путешествий, дидактических игр, игровых ситуаций с использованием стихов, сказок, загадок, ребусов и т.д. Учащиеся учатся оформлять мини-фотоальбом «Узоры геометрии». |
Учебный план
№п/п | Название разделов | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Задачи – шутки | 15 | 2 | 13 |
2. | Конструирование | 14 | 2 | 12 |
3. | Математические игры | 12 | 2 | 10 |
4. | Геометрия вокруг нас | 8 | 3 | 5 |
Итого | 49 | 9 | 40 |
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты:
У младших школьников будет сформирован интерес к творческому процессу:
- Ученики должны знать:
- название геометрических фигур;
- понятие симметрия и симметричные фигуры;
- понятие пересечение и объединение геометрических фигур;
- фамилии, имена, данные из биографии великих математиков.
- Ученики должны уметь:
- собирать фигуру из данных геометрических фигур или частей; преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- ориентироваться в пространстве;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
- последовательно рассуждать, доказывать;
- находить площадь и объем геометрических фигур;
- подбирать материал для выпуска математической газеты;
- работать с дополнительной литературой.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | план | факт | Примечание |
I раздел «Задачи – шутки» (15 ч) | |||||
1 | Вводное занятие. Из истории математики. | 1 | |||
2 | Математические сказки и загадки. | 1 | |||
3 | Задачи невелички. | 1 | |||
4 | Задачи-загадки в стихах | 1 | |||
5 | Задачи – шутки. | 1 | |||
6-7 | Задачи – смекалки. | 2 | |||
8-9 | Думай, считай, отгадывай. Логические задачи. | 2 | |||
10-11 | Задачи с экономическим содержанием | 2 | |||
12 | Задачи-игры. Шарады | 1 | |||
13-14 | Логические задачи для юных математиков | 2 | |||
15 | Задачи и математические головоломки. | 1 | |||
II раздел «Конструирование» (14 часов) | |||||
16 | Путешествие в страну Геометрию. | 1 | |||
17 | Работа с графическими упражнениями | 1 | |||
18 | Конструирование геометрических фигур на нелинованном листе. | 1 | |||
19-20 | Геометрические задачи. Угадайки веселого карандаша. | 2 | |||
21 | Геометрическая мозаика. | 1 | |||
22-23 | Геометрическая мозаика из треугольников. | 2 | |||
24-25 | Составление рисунков из различных геометрических фигур. | 2 | |||
26 | Геометрические задачи. Учимся чертить. | 1 | |||
27 | Игры со спичками. | 1 | |||
28 | Танграм своими руками | 1 | |||
29 | В царстве математики (праздник) | 1 | |||
III раздел «Математические игры» (12 ч) | |||||
30 | Игры с числами и предметами. | 1 | |||
31-32 | Знай таблицу сложения | 2 | |||
33 | Игры на формирование пространственных и временных представлений. («Построим гараж». «Лучший разведчик» и др.) | 1 | |||
34-35 | Цепочки примеров. | 2 | |||
36 | Кроссворды, ребусы. | 1 | |||
37 | Магические квадраты. | 1 | |||
38 | Плоское моделирование. | 1 | |||
39 | Волшебная таблица. | 1 | |||
40 |
| 1 | |||
41 | Заседание клуба весёлых математиков | 1 | |||
IV раздел « Геометрия вокруг нас» (8ч) | |||||
42 | Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная | 1 | |||
43 | Какая фигура лишняя? | 1 | |||
44 | Каких фигур больше? | 1 | |||
45 | Сравнение фигур | 1 | |||
46 | Занимательные треугольники | 1 | |||
47 | Математическая эстафета. | 1 | |||
48 | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | 1 | |||
49 | Итоговое занятие. | 1 | |||
ИТОГО | 49 ч |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия:
- компьютер;
- проектор;
- сканер;
- флешка;
- доступ к Интернету;
- набор геометрических фигур;
- простой карандаш и набор цветных карандашей;
- презентации;
- дополнительная литература по математике.
2.3. Формы аттестации
Способы проверки результатов освоения программы: участие в математических конкурсах, выставки, мини-фотоальбом «Узоры геометрии».
2.4. Оценочные материалы
Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
2.5. Методические материалы
№п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Техническое оснащение дидактического материала | Формы проведения |
I раздел «Задачи – шутки» (15 ч) | |||||
1. | Вводное занятие. Из истории математики. | беседа | словесно- наглядный | Электронная презентация, текст. Критерии оценки работы учеников | Стартовая диагностика |
2. | Математические сказки и загадки | Ролевая игра | Словесно-наглядный | книги | наблюдение |
3. | Задачи невелички. | демонстрация | Электронная презентация | наблюдение | |
4. | Задачи-загадки в стихах | демонстрация | Мозговой штурм | Электронная презентация | наблюдение |
5. | Задачи – шутки. | демонстрация | Электронная презентация | наблюдение | |
6-7. | Задачи – смекалки. | демонстрация | Мозговой штурм | Электронная презентация | Логические операции |
8-9. | Думай, считай, отгадывай. Логические задачи. | Демонстрация | Мозговой штурм | Электронная презентация, книги | Логические операции |
10-11. | Задачи с экономическим содержанием | Демонстрация, практическая работа | Словесно-наглядный | Электронная презентация, книги | наблюдение |
12. | Задачи-игры. Шарады | беседа | Мозговой штурм | книги | Логические операции |
13-14. | Логические задачи для юных математиков | Демонстрация, ролевая игра | Мозговой штурм | Электронная презентация | Логические операции |
15. | Задачи и математические головоломки. | практическая работа | Словесно-наглядный | Электронная презентация | Логические операции |
II раздел «Конструирование» (14 ч) | |||||
1. | Путешествие в страну Геометрию. | Беседа, практическая работа | Сбор информации | Электронная презентация, книги | Создание информац. материала |
2. | Работа с графическими упражнениями | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | прак |
3. | Конструирование геометрических фигур на нелинованном листе. | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | Выставка работ |
4-5. | Геометрические задачи. Угадайки веселого карандаша. | беседа | Сбор информации | Электронная презентация, текст | Создание информац. материала |
6. | Геометрическая мозаика. | инструктаж | Словесно-наглядный | книги | наблюдение |
7-8. | Геометрическая мозаика из треугольников. | Практическая работа | Словесно-наглядный | Электронная презентация | Выставка работ |
9-10. | Составление рисунков из различных геометрических фигур | Практическая работа | Самостоят. работа | Электронная презентация, книги | Выставка работ |
11. | Геометрические задачи. Учимся чертить. | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | |
12. | Игры со спичками. | демонстрация | Словесно-наглядный | электронная презентация | наблюдение |
13. | Танграм своими руками | Практическая работа | Словесно-наглядный | электронная презентация | Выставка работ |
14. | В царстве математики | Ролевая игра | Словесно-наглядный | электронная презентация | праздник |
Ш раздел «Математические игры» (12 ч) | |||||
1. | Игры с числами и предметами. | беседа | Словесно-наглядный | книги | диалог |
2-3. | Знай таблицу сложения | Компьютерный практикум | Самостоят. работа | книги | |
4. | Игры на формирование пространственных и временных представлений. («Построим гараж», «Лучший разведчик» и др.) | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | диалог |
5-6. | Цепочки примеров. | демонстрация | Словесно-наглядный | Интернет-ресурсы книги | наблюдение |
7. | Кроссворды, ребусы. | демонстрация | Словесно-наглядный | Электронная презентация, книги | наблюдение |
8. | Магические квадраты. | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | диалог |
9. | Плоское моделирование. | Практическая работа | Словесно-наглядный | Электронная презентация | Выставка работ |
10. | Волшебная таблица. | Компьютерный практикум | Самостоят. работа | Таблица, книги | игра |
11. | Математические тренажёры. | Компьютерный практикум | Самостоят. работа | Интернет-ресурсы | игра |
12. | Заседание клуба весёлых математиков | Инструктаж, практическая работа | Словесно-наглядный | Электронная презентация, книги | диалог |
IV раздел « Геометрия вокруг нас» (8ч) | |||||
1. | Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная | Практическая работа | Словесно-наглядный | книги | диалог |
2. | Какая фигура лишняя? | демонстрация | Словесно-наглядный | Электронная презентация | наблюдение |
3. | Каких фигур больше? | демонстрация | Словесно-наглядный | Электронная презентация, книги | наблюдение |
4. | Сравнение фигур | демонстрация | Словесно-наглядный | Электронная презентация | наблюдение |
5. | Занимательные треугольники | Практическая работа | Самостоят. работа | Электронная презентация | Выставка работ |
6. | Математическая эстафета. | беседа | Словесно-наглядный | книги | |
7. | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | Инструктаж, практическая работа | Сбор информации | книги | Создание фотоальбома |
8. | Итоговое занятие. | беседа | Сбор информации | книги | анкетирование |
2.6. Список литературы
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. - М.: 1999.
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.
- Казанцева Я.Э. Математика с улыбкой: игры, ребусы, кроссворды для младших школьников.- Ярославль ,1998.
- Образцова Т.Н. Логические игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике. – М.: ВАКО, 2006.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары, 1997.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004.
- Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные задания по математике. – М.: ООО «ИСТРЕЛЬ» 2000
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике- М.: Просвещение, 1993.
Список литературы для детей
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2005
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике. – М.: ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...