Адаптированная программа дополнительного образования театральной деятельности «Маски»
рабочая программа
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.
Особое место в художественном творчестве занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maski.docx | 69.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 Р.П. ЧУНСКИЙ
«Рассмотрено на заседании ШМО начальных классов» Протокол №____ от ___________2021г. руководитель ШМО С.Н.Смолина__________ | «Согласовано»: _____________ заместитель директора по УВР В.М.Рыбакова | «Утверждаю»: ____________ директор МОБУ СОШ №24 р.п. Чунский Т.Ф. Кудрявцева приказ № __________ от _______________ 2021 год |
Адаптированная программа дополнительного образования театральной деятельности
«Маски» на 2022 – 2025гг
Руководитель: Котлова Наталья Александровна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии.
Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.
Особое место в художественном творчестве занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Цели и задачи программы
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Участие в детских театральных смотрах, конкурсах .
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К концу изучения курса:
Будут знать:
- Что такое театр
- Чем отличается театр от других видов искусств
- С чего зародился театр
- Какие виды театров существуют
Будут иметь понятия:
- Об элементарных технических средствах сцены
- Об оформлении сцены
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Научатся:
- Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
- Образно мыслить
- Концентрировать внимание
- Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретут навыки:
- Общения с партнером (одноклассниками)
- Элементарного актёрского мастерства
- Образного восприятия окружающего мира
- Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Научатся работать:
Коллективно, сообща, творчески. Избавится от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны". Станет общительным, открытым, ответственным перед коллективом. Будет бережно относиться к окружающему миру.
Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, постановка сказок, пьес и сценок из жизни школы для свободного просмотра, участие в районных конкурсах театральных постановок.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Данная программа увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном виде деятельности.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Общее содержание программы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко- культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Театральная студия «Затейники» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус.
Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.
Разделы программы и темы
Курс внеурочной деятельности «Маски» рассчитан на 3 года обучения, 2 часа в неделю и включает разделы:
- «Мы играем – мы мечтаем!» (Игры, «от внимания – к воображению»).
- Театр. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные
профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение.
- Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
- Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках. Изготовление костюмов, декораций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ | Тема занятия | Часы | Дата |
1 | Театральная игра. Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка». | 2 | |
2 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Жесты. Двигательные способности под музыку: ловкость, подвижность. Игры: Муравьи», «Кактус и ива», «Баба Яга» на развитие двигательных способностей. | 2 | |
3 | Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Игры по развитию внимания: «Дружные звери», «Руки-ноги». Тренинг согласных и гласных звуков (произношение их поочерёдно с ударением на разные звуки). Пословицы. Произношение с ударением на разных словах. | 2 | |
4 | Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматические, музыкальные | 2 | |
5 | Театральная игра. Загадки-пантомимы. Этюды на развитие творческого воображения. Ритмический этюд. Игра «Не ошибись». | 2 | |
6 | Ритмопластика Показ частями тела (по заданию). Игра «Передай позу». Диалоги-пантомимы. Игры под музыку. | 2 | |
7 | Культура и техника речи. Фонетическая зарядка. Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Колокольчики». Короткие диалоги. Скороговорки. | 2 | |
8 | Основы театральной культуры. Экскурсия в драматический театр. Знакомство с работой актёров. Просмотр и обсуждение спектакля. Анализ произведения и характеристика героев просмотренного произведения. | 2 |
9 | Театральная игра. Игры с предметами быта и игрушками. Выбрать любой предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент. Сочинение историй про данный предмет. | 2 | |
10 | Ритмопластика. Отработка движений и текста. Игра «Кругосветное путешествие». Дети должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение. Игры под музыку: «Танец Лавата», Четыре шага», «Делай так». | 2 | |
11 | Культура и техника речи. Игра «Зеркало» (в парах). Этюды на общение (задаётся тема с куклами). Игры «Капризуля», «Колыбельная». | 2 | |
12 | Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием по произведениям К.И. Чуковского. Распределение ролей с учётом соответствия каждого из них избранной роли. Выразительное чтение сказки по ролям. | 2 | |
13 | Театральная игра. Погружения в сказочные ситуации. Игра «Угадай героя». Этюд на расслабление «Поговорим с лесом». Репетиция спектакля «Чудо-дерево». | 2 | |
14 | Ритмопластика. Пластическая импровизация. Музыкальные игры «Если весело живётся», «Буги-вуги». Музыкальное сопровождение спектакля. Игра « Учимся выходить и уходить со сцены под музыку». | 2 | |
15 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение четверостиший с заданной темой: с радостью и грустью, с плачем и со смехом. Репетиция спектакля. | 2 | |
16 | Основы театральной культуры. Упражнения- этюды, отражающие образы персонажей спектакля и характеристика героев. Репетиция спектакля. | 2 |
17 | Театральная игра. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии: «Звуки улицы», «Звуки помещения», «Звуки внутри нас». Репетиция спектакля. | 2 | |
18 | Ритмопластика. Пластическая импровизация . Игры: «Факир и змеи», «Умирающий лебедь». Музыкальные пластические импровизации. Репетиция спектакля. | 2 | |
19 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение перевёртышей, скороговорок, небылиц, деформированных текстов. Репетиция спектакля. | 2 | |
20 | Основы театральной культуры. Показ спектакля «В гостях у доктора Айболита». Анализ выступления. | 2 | |
21 | Театральная игра. Игры на сообразительность, воображение и фантазию: «Превращение предмета», «Превращение детей» и «Превращение комнаты». | 2 | |
22 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры: «Мокрые котята», «Пальма», «Штанга». Музыкальные игры: «Макароны», «Прыг-скок». | 2 | |
23 | Культура и техника речи. Специфика речевого общения. Отработка интонации голоса, тембра, пластики. | 2 | |
24 | Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием мини-спектакля «Дети и война» по стихотворениям, посвящённым юбилею Дня Победы. | ||
25 | Театральная игра. Умение владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Игры: « Самолёты и бабочки», « Буратино и Пьеро». Репетиция мини- спектакля «Дети и война». | 2 | |
26 | Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. Игры на развитие ловкости, координации движений: «Медведи в клетке», «Змеи». | 2 | |
27 | Культура и техника речи. Работа над дикцией. Игра в рифмы. Репетиция мини-спектакля «Дети и война». | 2 |
28 | Основы театральной культуры. Постановка мини- спектакля «Дети и война». | 2 | |
29 | Театральная игра. Этюды на развитие творческого воображения. Игры: «В гостях у Русалочки», «В замке Спящей красавицы». | 2 | |
30 | Ритмопластика. Показ движений частями тела по заданию ведущего. Передача книги товарищу как кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка. | 2 | |
31 | Культура и техника речи. Работа над мини- спектаклем «Дети и война». Отработка дикции, чтение произведений с музыкальным сопровождением. | 2 | |
32 | Театральная игра. Игры на развитие внимания, воображения, находчивости, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики: « Бабушка Маланья», «Заводная кукла». | 2 | |
33 | Основы театральной культуры. Поездка в цирк на цирковое представление. Знакомство с ареной цирка, местом выхода и ухода артистов. Сравнение циркового представления с представлением артистов драматического театра. | 2 | |
34 | Театральная игра. Игры на развитие координации движений, быстроты реакции, воображения: «Голова или хвост», «Поймай хлопок», «Считалочка». | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ | Тема занятия | Часы | Дата |
1 | Театральная игра. Игра «Театральная разминка». Считалки. Дразнилки. Прибаутки. Молчанки. | 2 | |
2 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Двигательные способности под музыку: ловкость, подвижность. Игры: «Насос и надувная кукла», «Снеговик». | 2 | |
3 | Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Игры по развитию внимания: «Передай позу», «Запомни фотографию», «Кто во что одет»? «Колокольчики». Страшилки. Заклички. Скороговорки. | 2 | |
4 | Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматические, музыкальные ( опера, балет, оперетта) и кукольный театр. Просмотр отрывков балета. Беседы о различии и сходстве театрального искусства. | 2 | |
5 | Театральная игра. Небылицы и перевёртыши. Смешные диалоги. Загадки пантомимы: «В магазине», «В зоопарке», На лодке», «Погода на улице», «Настроение человека». | 2 | |
6 | Ритмопластика. Игра «Пройти по линии на полу как по канату». Игра «Зеркало». «Исполни одно движение по-разному». Задание «сидеть». Варианты: сидеть у телевизора; сидеть в цирке; сидеть в кабинете у зубного врача; сидеть у шахматной доски; сидеть с удочкой на берегу реки и т.д | 2 | |
7 | Культура и техника речи. Фонетическая зарядка. Игры и упражнения на речевое дыхание. «Зарядка для языка»: Жало змеи. Конфетка. Колокольчик. Уколы. | 2 | |
8 | Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием спектакля «Ожившие сказки Н. Сладкова». Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям. | 2 |
9 | Театральная игра. Сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных: Курица – петух. Свинья - корова. Лев-баран. Собака – кошка. Две обезьяны. Большая собака – маленькая собака. Репетиция сказки. | 2 | |
10 | Ритмопластика. Отработка движений персонажей и текста сказки. Игра «Колыбельная». Музыкальное сопровождение. Выход и уход героев под музыку. | 2 | |
11 | Культура и техника речи. Игра-зарядка для шеи и челюсти. Небылицы и перевёртыши. Игра «Повтори птичьи разговоры». Считалки. Скороговорки. | 2 | |
12 | Основы театральной культуры. Отработка ролей разных персонажей сказки Николая Сладкова. Выход и уход героев под музыку. Работа над дикцией. | 2 | |
13 | Театральная игра. Дразнилки. Страшилки. Молчанки. Игра «Прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит: Какая погода на улице? Какая машина проехала? Где сейчас мама на кухне или в ванной? Отгадать, кто пришел? (по шагам). Отгадать, где находится Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на берегу моря… Придумать и рассказать: О чем беседуют собаки? Почему котенок плачет? Почему пищит щенок? Можно усложнить задание: послушать, угадать и изобразить. | 2 | |
14 | Ритмопластика. Пластическая импровизация. Музыкальные игры: « Паровозик», «Иголка и нитка». Музыкальное сопровождение спектакля. Репетиция сказки с музыкальным сопровождением. | 2 | |
15 | Культура и техника речи.Прибаутка «Совушка». Рассказ от разных лиц: дедушки, бабушки, мальчишки. Показать, как каждый жалеет совушку или смеётся над ней. Скороговорки. | 2 | |
16 | Основы театральной культуры. Показ музыкальной сказки по произведениям Николая Сладкова «Ожившие сказки». Обсуждение выступления. | 2 |
17 | Театральная игра. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии: задание «идти». Возможные варианты: идти по дороге, вокруг лужи и грязи; идти по горячему песку; идти по палубе корабля; идти по бревну или узкому мостику; идти по узкой горной тропинке. | 2 | |
18 | Ритмопластика. Пластическая импровизация. Игры: «Охотники», « Превращение в лентяев». Музыкальные игры: « Невод», «Поиск ведут знатоки», «Повтори за ведущим». | 2 | |
19 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение перевёртышей, скороговорок. Произношение смешных диалогов. | 2 | |
20 | Основы театральной культуры. Посещение спектакля детского самодеятельного театра. Характеристика персонажей и актёрское мастерство. | 2 | |
21 | Театральная игра. Игры на сообразительность, воображение и фантазию: — задание «бежать». Возможные варианты: бежать, опаздывая в театр; бежать от злой собаки; бежать, попав под дождь; бежать, играя в жмурки и т.д. | 2 | |
22 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры: «Осьминог», «Медведи в клетке». Музыкальные игры: «Алфавит», Танцующие линии», «Невод». | 2 | |
23 | Культура и техника речи. Специфика речевого общения. Чтение необычных стихотворений (со звуками животных). Стихотворения со слово - звукоподражанием. | 2 | |
24 | Основы театральной культуры. Просмотр художественного детского фильма. Игра артистов. Анализ фильма. | 2 | |
25 | Театральная игра. Умение владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Игры: «Класс, делай так», «Я, ты, он, она». | 2 | |
26 | Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. Игры на развитие ловкости, координации движений: « Пантеры», «Ёжик». | 2 |
2
27 | Культура и техника речи. Работа над дикцией. Птичьи скороговорки. Чтение стихотворения со слово - звукоподражанием. | 2 | |
28 | Основы театральной культуры. Посещение драматического театра. Просмотр спектакля. | 2 | |
29 | Театральная игра. Этюды на развитие воображения и фантазии, совершенствование пластических возможностей тела, умения действовать с партнёром: «Скульптор», «Кто на картинке»? | 2 | |
30 | Ритмопластика. Показ движений частями тела по заданию ведущего. Задание «размахивать руками». Возможные варианты: отгонять комаров; подавать сигнал кораблю; сушить мокрые руки и т.д. | 2 | |
31 | Культура и техника речи. Работа над дикцией. Стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок». Чтение стихотворений с добавлением строчки. Скороговорки и считалки. | 2 | |
32 | Театральная игра. Игра на развитие внимания, воображения, находчивости, чувства веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию: « Превращение предмета из одного в другой». | 2 | |
33 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение необычных стихов. Ю. Мориц «Сказка о каменном короле». | 2 | |
34 | Театральная игра. Игры на развитие координации движений, быстроты реакции, воображения: «Шея есть - шеи нет», «Цыплята», «Подарок», «Первая потеря». | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ | Тема занятия | Часы | Дата |
1 | Театральная игра. Игры на развитие речи и дикции: «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна». | 2 | |
2 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Двигательные способности под музыку: ловкость, подвижность. Музыкальные игры: «Цепная реакция», « Цепочка», «Повтори за мной». | 2 | |
3 | Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов. Игры на развитие внимания: «Дружные звери», «Разные фрукты». | 2 | |
4 | Основы театральной культуры. Реклама. Роль артистов в рекламе. Актёрское мастерство. Коллективное создание игровой рекламы. Реклама театральной студии. | 2 | |
5 | Театральная игра. Создание сценических этюдов: «В такси». «На улице, в транспорте, в лифте». «В вагоне поезда». «На отдыхе». «Обращение». «Приветствие». | 2 | |
6 | Ритмопластика. Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина». «Абстрактная картина». «Натюрморт». «Пейзаж» и другие. | 2 | |
7 | Культура и техника речи. Фонетическая зарядка. Игры и упражнения на речевое дыхание. Чтение стихотворений. Превращение их в загадки для детей и взрослых. Смешные диалоги. Скороговорки. | 2 | |
8 | Основы театральной культуры. Знакомство со сценарием мюзикла « О школе с улыбкой» по весёлым стихам и рассказам о школе. Подбор музыки и танцев к мюзиклу. | 2 |
9 | Театральная игра. Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (исполняют пять человек одновременно). | 2 | |
10 | Ритмопластика. Игра: «Тень», « Нос, пол, потолок», «Театральные жмурки», «Шар», «Телефон» и другие. Музыкальные игры: «Делай так», «Снежный ком». | 2 | |
11 | Культура и техника речи. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Больной зуб», «Разные звуки». Чтение весёлых стихов с повторяющимися словами. | 2 | |
12 | Основы театральной культуры. Распределение ролей в мюзикле «О школе с улыбкой». Чтение сценария по ролям. Прослушивание музыкального сопровождения для мюзикла. | 2 | |
13 | Театральная игра. Дразнилки. Страшилки. Молчанки. Игры: «Салями», « Глава. Рамена. Колена. Пальцы», «Чики-бум». Инсценировка сказки «Колобок» с помощью пантомимы. Репетиция мюзикла. | 2 | |
14 | Ритмопластика. Пластическая импровизация. Музыкальные игры: «Замотало- размотало», « Охотники», «Регулятор громкости». Музыкальное сопровождение спектакля. Репетиция мюзикла. | 2 | |
15 | Культура и техника речи. Чтение неправильных историй. Путаницы. Скороговорки. Дразнилки. Народные песни. | 2 | |
16 | Основы театральной культуры. Репетиция мюзикла «О школе с улыбкой». Музыкальные номера. | 2 | |
17 | Театральная игра. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии: изобрази предметы домашнего обихода, улицу. Игры на развитие двигательной активности: « Скачки», «Макраме». Репетиция мюзикла. | 2 |
18 | Ритмопластика. Пластическая импровизация. Игры: «Обсерватория», «Раз цветочек, два цветочек». Музыкальные игры: « Буги-вуги», «Ламбада», «Макарена». Репетиция мюзикла. | 2 | |
19 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Чтение стихотворений с переходом на другой язык. Стихи с необычными словами. Репетиция мюзикла. | 2 | |
20 | Основы театральной культуры. Репетиция мюзикла «О школе с улыбкой». Работа над дикцией. Исполнение песен и танцев. Выход и уход героев под музыку. | 2 | |
21 | Театральная игра. Игры на сообразительность, воображение и фантазию: «Два гнома», «Ипподром». Репетиция мюзикла. | 2 | |
22 | Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры: « Регулировщик», « Апчхи». Игра под музыку: «Музыкальные инструменты». Танцевальные движения: хоровод, вальс. Репетиция мюзикла «О школе с улыбкой». | 2 | |
23 | Культура и техника речи. Специфика речевого общения. Чтение стихотворений из американского фольклора. Скороговорки. Смешные диалоги. | 2 | |
24 | Основы театральной культуры. Постановка мюзикла «О школе с улыбкой». Обсуждение игры после спектакля. Оценка работы каждого начинающего маленького актёра. | 2 | |
25 | Театральная игра. «Красная шапочка» (чтение сказки ведущим и исполнение ролей с помощью пантомимы). | 2 | |
26 | Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация. Игры на развитие ловкости, координации движений: «Лягушки», «Макдональдс», «Школа аплодисментов». | 2 | |
27 | Культура и техника речи. Работа над дикцией. Чтение стихотворений из американского фольклора. | 2 | |
28 | Основы театральной культуры. Посещение драматического театра. Просмотр спектакля. Анализ игры актёров. Особенности драматического спектакля. | 2 |
29 | Театральная игра. Этюды на развитие воображения и фантазии, совершенствование пластических возможностей тела. Игры: «Самурай», «Нас с тобой объединяет». | 2 | |
30 | Ритмопластика. Показ движений частями тела по заданию ведущего. Игры: «Чёрные шнурки», « Бинго» (любит песни, играет на компьютере ит.д.). Музыкальные игры: «Если весело живётся», «Прыг- скок». | 2 | |
31 | Культура и техника речи. Работа над дикцией. Чтение по ролям русских народных сказок. Прибаутки. Заклички. Приговорки. Скороговорки в стихах. | 2 | |
32 | Театральная игра. Игры на развитие внимания, воображения, находчивости, чувства веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию: « Изобрази предмет по заданию», «Угадай предмет, изображённый товарищем». | 2 | |
33 | Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Небылицы. Перевёртыши. Английские и русские народные песенки. Считалки. | 2 | |
34 | Театральная игра. Игры на развитие координации движений, быстроты реакции, воображения. Показ проекта: инсценировка в парах и группах смешных диалогов. Итоговое занятие студии. Анализ работы. | 2 |
Методическая литература
- Крамаренко О.К. «Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности». М., 2003.
- Крамаренко О.К. «Методические рекомендации учителям –
руководителям театральных кружков». М., 2003.
- Станиславский К.С. «Основы театрального искусства», М., 1992.
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.
- Магнитофон.
- Телевизор.
- Микрофоны.
- Костюмы для спектаклей.
- Диски с детскими спектаклями.
- Диски с музыкальной фонограммой.
- Презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования литературно- театральной студии "Лукоморье"
Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы как никогда остро встаёт задача защищать ценность чтения, поднять его с...
Рабочая программа дополнительного образования учащихся «Музыкально – театрального кружок»
В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений общего образования с массовым контингентом обучающихся, ...
Программа дополнительного образования (проектная деятельность)
Данная программа составлена на основе методических рекомендации для обучающихся начального звена под руководством А.В. Горячева, практического пособия для работников общеобразовательных ...
Программа дополнительного образования православно-театрального кружка «Истоки». Возраст учащихся 6,5-10лет. Период реализации 4 года.
Программа ориентирована на работу духовно-нравственной направленности и православную тематику постановок и театрализованных представлений. Тематическое планирование...
образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка.
Образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка....
Программа дополнительного образования "Маски"
Программа дополнительного образования направленная на социализацию и адаптацию учащихся средствами театрального искусства...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (внеурочная деятельность) «Азбука здоровья» (1 класс)
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и спос...