Спешите делать добро.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Спешите делать добро.
(час общения)
На доске:
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте будем верить в доброту!
Цели:
Формирование потребности понимать других и желание приобрести навыки эффективного взаимодействия.
Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим и уважение к другим народам, инвалидам, нуждающимся.
Сформировать понятия «толерантность», «милосердие», «доброта».
Воспитать культуру человеческих отношений.
Оборудование: пословицы, солнышко, лучики с вежливыми словами, ватманы, «цветики – семицветики», кружки красного и синего цвета, выставка рисунков «Город Добра».
Ход занятия.
Организационный момент.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
(Дети садятся группами)
- Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу).
Введение в тему занятия.
- Вы знаете много добрых слов, давайте их вспомним.
Вы пришли в школу, какое первое слово сказали?
Вам помогли снять пальто?
Вам хочется кого-то поблагодарить за что-то?
Вы шли по школьному коридору и толкнули кого-то? Простите, пожалуйста,
Чтобы человек выполнил вашу просьбу? будьте любезны.
После занятий вы уходите домой?
Как произносятся все добрые слова? (с улыбкой).
здравствуйте
спасибо
благодарю
простите
пожалуйста
будьте любезны
До свидания
- Сегодняшний классный час посвящен, прочитаем слово…… доброте.
-Действительно, все эти вежливые слова несут доброту, и, если человек их часто произносит, значит, в нем есть это важное качество – доброта.
Тема: Спешите делать добро.
А эпиграфом к нашему уроку будет стихотворение (на доске)
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем жилось легче, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому.
- Давайте составим пословицы о добре на доске.
Пословицы:
(составить на доске)
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
За добро добром платим.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
-Какие еще пословицы знаете?
Вступительное слово.
- Как вы себя чувствуете рядом с добрым человеком?
(рядом с ним тепло и радостно).
- А при какой погоде мы испытываем подобные чувства, когда нам тепло и радостно?
- Значит, мы можем сравнить доброту с солнышком, а его лучами будут добрые слова.
( на доске появляется солнышко, а слова становятся лучиками).
- Как вы думаете, а кто вокруг больше всего нуждается в добрых словах?
(старики, больные люди, малыши – все, кто нуждается в заботе и внимании).
Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не делает никому»
- А были ли в вашей жизни, когда доброе слово было, как ясный день: ободряло вас, доставляло вам радость?
Что вы сделали хорошего, чем вы помогли людям?
Послушайте древнюю китайскую сказку (рассказывает ученица).
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек, больше они не бьют голубей, а приносят их живыми.
- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? – спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не подумал.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, а погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
А мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума не лучше.
- А теперь подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений о которых в последствии пришлось пожалеть.
(н-р: сделал за друга задачу, он не научился решать)
Сначала хорошо подумай, потом сделай доброе дело.
- Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре:
(дети готовят дома высказывания)
- Вы много подготовили высказываний, а вот как еще о доброте говорили известные люди:
« Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины - начало мудрости» (Т.Рабин)
«Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту» (Сенека)
«Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно» (Г.Манн)
«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые» (З. Бульвер-Литтон)
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело - радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы» (К.Пеппер)
«Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым, напротив себялюб – несчастлив» (Платон 4 в.до н.э.)
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех» (Л. Толстой)
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж. Руссо)
А сейчас посмотрите сценку:
«Сказка про слона, про костер и про белую уточку»
Автор: Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый.
Звали его Лони. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Лони остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала туча, и с тал накрапывать дождь. Костер испугался.
Костер: Если дождь разольется, я погиб!
Уточка:Ах. Что ты не плачь, не то ты сам себя зальешь слезами.
Лони: Не унывай, дружище, я на тебя подую!
Автор: Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.
Лони: Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.
Автор: Уточка полетела к тучке и все ей рассказала, тучка извинилась и улетела в другую сторону.
Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь уточка загрустила.
Лони: Что с тобой?
Уточка:Я…я…я… так люблю дождик. Все утки любят.
Лони: Ну, этому горю легко помочь.
Автор: Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем.
Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.
Уточка: Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь.
Автор: Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять облил уточку. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.
Ну, вот пришло время возвращаться домой. Лони сказал «до свиданья» и пошел. Уточка спрятала голову под крыло и заснула.
- Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?
-Если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?
- Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война. Гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода и разрухи. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи. Давайте подумаем, чем мы сможем помочь беженцам?
- Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев….
- Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
- Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
- Мы должны быть толерантны друг к другу.
-А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».
(терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, культуре, взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважение к личности).
-Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательными друг к другу, невзирая на различия.
- В первую очередь толерантность должна проявляться дома, в школе. Все знают, что надо жить дружно. Но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильнее, мы становимся, не толерантны и остаемся в одиночестве. Как нам остаться толерантными? Прежде всего, надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, худые, большие, полные, разных национальностей, девочки и мальчики.
Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их просто боимся или мы не уверенны в себе. Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Давайте попробуем проверить, а проявляем ли мы толерантность
Сейчас поиграем:
Я называю ситуацию, а вы поднимаете красный кружок, если вам подходит первое вариант ответа, синий - второй вариант.
* Младший брат сломал твою игрушку.
-ты его прощаешь.
-ты ударишь его.
* Ты поссорился с подругой (другом)
-ты попытаешься объясниться с ним.
-ты обижаешься и мстишь.
*Ты не доволен собой
- ты говоришь, что людей без недостатков не бывает
-ты все сваливаешь на других
* Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими
-ты идешь с ними гулять.
-ты устраиваешь истерику
*Петя плохо одет
-это неважно
-ты подсмеиваешься над ним
* Пожилая женщина медленно идет
-ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
-ты отталкиваешь ее
* Ты не согласен с кем-нибудь
-ты все-таки слушаешь его
-ты не даешь ему говорить
- Если ты поднял все красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно, ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. Ты думаешь о других.
Ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый и со временем у тебя все получится, и ты будешь счастливее.
Работа в группах.
-Я хочу, чтобы вы сейчас порассуждали над таким вопросом, что мы можем сделать, чтобы наша жизнь стала лучше. На листах ватмана оформить и каждая группа выйдет и
представит свою работу.
(Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро, не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом.
Не обижать малышей, уважать старших. Любить природу и беречь ее, любить Родину,….
-В нашем классе ведь тоже кто-то делает добро, хорошее по отношению к другим людям. Если есть за что, давайте скажем «спасибо» (дети говорят друг другу).
- Оказалось, что добрых дел и поступков в нашем классе немало.
Конечно, вам было приятно слушать комплименты, а как было на душе тех, кто говорил «спасибо»? (радостно)
- Это очень важно: когда даришь радость другим, радуешься сам. Давайте будем стремиться дарить радость не только себе, но и другим.
Мы готовились к этому разговору, и на уроке рисования фантазировали и рисовали город Доброты. Рисунки получились радостными, веселыми. Что вы хотели сказать своим рисунком.
Самостоятельная работа.
Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
У каждого цветок, на лепестках написать качества. Под музыку дети пишут и выходят с цветами к доске.
- Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум трудолюбие, скромность, сострадание, нежность, любовь, великодушие, бескорыстие, внимательность, сочувствие, внимательность, уважение.
-Мы должны стремиться к тому, чтобы эти качества расцвели не только здесь, но и в душе каждого из нас. А закончить классный час я хочу словами: «Спешите творить добро»
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец… доброта.
Песня «О доброте»
Итог урока.
-Уважаемые гости, позвольте частичку нашего доброго сердца и нашей души подарить вам (дети дарят присутствующим цветы)
-Пусть наши добрые слова, сказанные на уроке, согревают вас, как солнышко в ясный день. Хорошего вам настроения.
Дополнительно:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летел
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело, ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, и не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живем на земле!
Давайте вспомним девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение?
(В. Катаев «Цветик – семицветик»)
- Давайте вспомним, кому помогла девочка? А как бы вы использовали разноцветные лепестки?
-Чтобы во всем мире был мир, чтобы не было войны, чтобы не гибли наши солдаты и не плакали их матери, чтобы все дети были здоровы и счастливы.
Чтобы все люди были веселые. Чтобы у всех детей были папы и мамы, чтобы все были сыты и одеты, чтобы все были добрыми, чтобы мы всегда были отзывчивыми друг к другу, чтобы мы всегда умели приходить друг другу на помощь.
Задание: Досочинить стихотворение по данному началу:
О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасут добро и красота…
(……………
…………. , а зло умрет,
И будем счастливо мы жить по праву,
Тогда и мир и счастье к нам придет.
Сказание о милосердии.
Когда бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: « О, боже, есть ли в твоем творении что-нибудь крепче гор?» Бог ответил: «Железо крепче гор, так как оно их разбивает» «А есть что-нибудь сильнее железа?» «Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». «А есть что-нибудь, из созданного тобой, что сильнее огня?» «Есть, вода, она тушит огонь» «О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?» «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет ее двигаться». « О, Вседержитель наш! Есть ли
что-нибудь из созданного тобой сильнее ветра?» «Есть, добрый человек, подающий милостыню»
- Согласны ли вы, что нет ничего сильнее доброго, милосердного человека?
В жизни бывают разные люди, в писании буддизма их разделили на три типа:
Первый: подобен засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.
Второй: подобно небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим нет.
Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие, они дают еду, питье… кров, свет.
Давайте разберемся, каковы души этих людей?
Душа первого подобна засухе – черная, в ней нет ничего доброго, светлого, его душа подобна темноте летней ночи.
Душа человека, подобная небольшому дождику, более светлая, в ней есть просветления, эта душа стремится вырваться «из оков» жадности и безразличия.
Душа третьего самая светлая, радостная, более яркая. Такой человек живет ради того, чтобы души людей, окружающих его, становились лучезарнее и добрее.
Необходимо стремится стать именно таким человеком.
Работа в группах.
Написание проекта «Земля без доброты. Во что она превратится?»
«Защитим доброту»
Давайте вместе попробуем выработать правила и вместе составим Свод правил «Спешите делать добро (раздаются листочки, звучит спокойная музыка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...
Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"
Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....
урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида
урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...
Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"
Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы; вызывать желание совершать добрые поступки. 1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...
Классный час " Спешите делать добрые дела!"
"Классный час по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...
Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»
Цель проекта: Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся ...