Спешите делать добро.
план-конспект

час общения Спешите делать добро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speshite_delat_dobro.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Спешите делать добро.

(час общения)

На доске:

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте будем верить в доброту!

Цели:

       Формирование потребности понимать других и желание приобрести навыки эффективного взаимодействия.

     Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим и уважение к другим народам, инвалидам, нуждающимся.

    Сформировать понятия «толерантность», «милосердие», «доброта».

    Воспитать культуру человеческих отношений.

  Оборудование: пословицы, солнышко, лучики с вежливыми словами, ватманы, «цветики – семицветики», кружки красного и синего цвета, выставка рисунков «Город Добра».

                                             Ход занятия.

Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

(Дети садятся группами)

- Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу).

Введение в тему занятия.

- Вы знаете много добрых слов, давайте их вспомним.

Вы пришли в школу, какое первое слово сказали?

Вам помогли снять пальто?

Вам  хочется    кого-то поблагодарить за что-то?

Вы шли по школьному коридору и толкнули кого-то?  Простите, пожалуйста,

Чтобы человек выполнил вашу просьбу?                      будьте любезны.

После занятий вы уходите домой?

Как произносятся все добрые слова? (с улыбкой).

                                       здравствуйте

                            спасибо

                                        благодарю

                                      простите

                                      пожалуйста  

                                будьте любезны

                          До свидания

- Сегодняшний классный час посвящен, прочитаем слово…… доброте.

-Действительно, все эти вежливые слова несут доброту, и, если человек их часто произносит, значит, в нем есть это важное качество – доброта.

                            Тема: Спешите делать добро.

А эпиграфом к нашему уроку будет стихотворение (на доске)

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались  человечеством в течение столетий для того, чтобы всем жилось легче, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.  Надо так жить каждому.

- Давайте составим пословицы о добре на доске.

Пословицы:

(составить на доске)

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнешь.

За добро добром платим.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

-Какие еще пословицы знаете?

Вступительное слово.

- Как вы себя чувствуете рядом с добрым человеком?

(рядом с ним тепло и радостно).

- А при какой погоде мы испытываем подобные чувства, когда нам тепло и радостно?

- Значит, мы можем сравнить доброту с солнышком, а его лучами будут добрые слова.

( на доске появляется солнышко, а слова становятся лучиками).

- Как вы думаете, а кто вокруг  больше всего нуждается в добрых словах?

(старики, больные люди, малыши – все, кто нуждается в заботе и внимании).

Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не делает никому»

- А были ли в вашей жизни, когда доброе слово было, как ясный день: ободряло вас, доставляло вам радость?

Что вы сделали хорошего, чем вы помогли людям?

Послушайте древнюю китайскую сказку (рассказывает ученица).

      Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек, больше они не бьют голубей, а приносят их живыми.

- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не подумал.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, а погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

А мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума не лучше.

- А теперь подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений о которых в последствии пришлось пожалеть.

(н-р: сделал за друга задачу, он не научился решать)

                           Сначала хорошо подумай, потом сделай доброе дело.

- Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре:

(дети готовят дома высказывания)

- Вы много подготовили высказываний, а вот как еще о доброте говорили известные люди:

« Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины - начало мудрости» (Т.Рабин)

«Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту» (Сенека)

«Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно» (Г.Манн)

«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые» (З. Бульвер-Литтон)

«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело - радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы» (К.Пеппер)

«Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым, напротив себялюб – несчастлив» (Платон  4 в.до н.э.)

«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех» (Л. Толстой)

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Ж. Руссо)

А сейчас посмотрите сценку:

«Сказка про слона, про костер и про белую уточку»

Автор: Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый.

            Звали его Лони. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел  к пылающему            костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.

   Лони остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала туча, и с тал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер: Если дождь разольется, я погиб!

Уточка:Ах. Что ты не плачь, не то ты сам себя зальешь слезами.

Лони: Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор: Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Лони: Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор: Уточка полетела к тучке и все ей рассказала, тучка извинилась и улетела в другую сторону.

    Не жалея сил, Лони дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь уточка загрустила.

Лони: Что с тобой?

Уточка:Я…я…я… так люблю дождик. Все утки любят.

Лони: Ну, этому горю легко помочь.

Автор: Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем.

     Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Уточка: Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь.

Автор: Лони снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять облил уточку. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.

Ну, вот пришло время возвращаться домой. Лони сказал «до свиданья» и пошел. Уточка спрятала голову под крыло и заснула.

- Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?

-Если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?

- Сейчас в мире непростая обстановка.  Во многих точках  планеты идет война. Гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода и разрухи. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи. Давайте подумаем, чем мы сможем помочь беженцам?

- Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев….

- Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться  с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

- Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

- Мы должны быть толерантны друг к другу.

-А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».

(терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, культуре, взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважение к личности).

-Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательными друг к другу, невзирая на различия.

- В первую очередь толерантность должна проявляться дома, в школе. Все знают, что надо жить дружно. Но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки  других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильнее, мы становимся, не толерантны и остаемся в одиночестве. Как нам остаться толерантными? Прежде всего, надо оставаться самим собой, видеть свои ошибки.

- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, худые, большие, полные, разных национальностей, девочки и мальчики.

 Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их просто боимся или мы не уверенны в себе. Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Давайте попробуем проверить, а проявляем ли мы толерантность

Сейчас поиграем:

Я называю ситуацию, а вы поднимаете красный кружок, если вам подходит первое вариант ответа, синий - второй вариант.

* Младший брат сломал твою игрушку.

-ты его прощаешь.

-ты ударишь его.

* Ты поссорился с подругой (другом)

-ты попытаешься объясниться с ним.

-ты обижаешься и мстишь.

*Ты не доволен собой

- ты говоришь, что людей без недостатков не бывает

-ты все сваливаешь на других

* Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими

-ты идешь с ними гулять.

-ты устраиваешь истерику

*Петя плохо одет

-это неважно

-ты подсмеиваешься над ним

* Пожилая женщина медленно идет

-ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

-ты отталкиваешь ее

* Ты не согласен с кем-нибудь

-ты все-таки слушаешь его

-ты не даешь ему говорить

- Если ты поднял все красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно, ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. Ты думаешь о других.

Ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый и со временем у тебя все получится, и ты будешь счастливее.

Работа в группах.

   -Я хочу, чтобы вы сейчас порассуждали над таким вопросом, что мы можем сделать, чтобы наша жизнь стала лучше. На листах ватмана оформить и каждая группа выйдет и

представит свою работу.

 (Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро, не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом.

 Не обижать малышей, уважать старших. Любить природу и беречь ее, любить Родину,….

-В нашем классе ведь тоже кто-то делает  добро, хорошее по отношению к другим людям. Если есть за что, давайте скажем «спасибо» (дети говорят друг другу).

- Оказалось, что добрых дел и поступков в нашем классе немало.

Конечно, вам было приятно слушать комплименты, а как было на душе тех, кто говорил «спасибо»? (радостно)

- Это очень важно: когда даришь радость другим, радуешься сам. Давайте будем стремиться дарить радость не только себе, но и другим.

Мы готовились к этому разговору, и на уроке рисования  фантазировали  и рисовали город Доброты. Рисунки получились радостными, веселыми. Что вы хотели сказать своим рисунком.

Самостоятельная работа.

Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У каждого цветок, на лепестках написать качества. Под музыку дети пишут и  выходят с цветами  к доске.

- Вот какая получилась  у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум трудолюбие, скромность, сострадание, нежность, любовь, великодушие, бескорыстие, внимательность, сочувствие, внимательность, уважение.

-Мы должны стремиться к тому, чтобы эти качества расцвели не только здесь, но и в душе каждого из нас. А закончить классный час я хочу словами: «Спешите творить добро»

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого

         В нем забота и ласка,

         Тепло и любовь.

         В нем стремленье

         На помощь прийти

         Вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

               И оно поважней,

               Чем лица красота.

                Догадались, что это?

               Сердец…    доброта.

Песня «О доброте»

Итог урока.

 -Уважаемые гости, позвольте частичку нашего доброго сердца и нашей души подарить вам (дети дарят присутствующим цветы)

-Пусть наши добрые слова, сказанные на уроке, согревают вас, как солнышко в ясный день. Хорошего вам настроения.

Дополнительно:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою Доброты

И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летел

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело, ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, и не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живем на земле!

 

Давайте вспомним девочку Женю, которая помогла страждущему. Вспомните, как называется это произведение?

(В. Катаев «Цветик – семицветик»)

- Давайте вспомним, кому помогла девочка? А  как бы вы использовали разноцветные лепестки?

-Чтобы во всем мире был мир, чтобы не было войны,  чтобы не гибли наши солдаты и не плакали их матери, чтобы все дети были здоровы и счастливы.

Чтобы все люди были веселые. Чтобы  у всех  детей были папы и мамы, чтобы все были сыты и одеты, чтобы все были добрыми, чтобы мы всегда были отзывчивыми друг к другу, чтобы мы всегда умели приходить друг другу на помощь.

Задание: Досочинить стихотворение по данному началу:

О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота…

(……………

…………. , а зло умрет,

И будем  счастливо мы жить по праву,

Тогда и мир и счастье к нам придет.

Сказание о милосердии.

Когда бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: « О, боже, есть ли в твоем творении что-нибудь крепче гор?» Бог ответил: «Железо крепче гор, так как оно их разбивает» «А есть что-нибудь сильнее железа?» «Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его». «А есть что-нибудь, из созданного тобой, что сильнее огня?»  «Есть, вода, она тушит огонь»   «О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?»  «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет ее двигаться». « О, Вседержитель наш! Есть ли

что-нибудь из созданного тобой сильнее ветра?»  «Есть, добрый человек, подающий милостыню»

- Согласны ли вы, что нет ничего сильнее доброго, милосердного человека?

В жизни бывают разные люди, в писании буддизма их разделили на три типа:

          Первый: подобен засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

          Второй: подобно небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим нет.

          Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие, они дают еду, питье… кров, свет.

   Давайте разберемся, каковы души этих людей?

Душа первого подобна засухе – черная, в ней нет ничего доброго, светлого, его душа подобна темноте летней ночи.

Душа человека, подобная небольшому дождику, более светлая, в ней есть просветления,  эта душа стремится вырваться  «из оков» жадности и безразличия.

Душа третьего самая светлая, радостная, более яркая. Такой человек живет ради того, чтобы души людей, окружающих его, становились лучезарнее и добрее.

    Необходимо стремится стать именно таким человеком.

Работа в группах.

Написание проекта «Земля без доброты. Во что она превратится?»

                                   «Защитим доброту»

Давайте вместе попробуем выработать правила и вместе составим Свод правил «Спешите делать добро (раздаются листочки, звучит спокойная музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"

Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида

урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...

Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"

Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы;  вызывать желание совершать добрые поступки.  1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...

Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»

Цель проекта:  Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание  соци­ально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющих­ся ...