Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудесная аппликация"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_vneurochnoy_deyatelnosti_chudesnaya_applikatsiya.docx | 382.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Аппликация»
Пояснительная записка
Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно.
Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Цели и задачи курса
Цели программы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
∙ развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
∙ освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных
представлений о мире профессий;
∙ овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
∙ воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной
и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:
-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
-развивается познавательная активность учащихся;
-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
Учитель может поставить те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:
-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;
-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;
-развитие глазомера, координации движений.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Одно из условий освоения программы :
- стиль общения педагога с детьми на основе личностно - ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует.
Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
∙ Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
∙ Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
∙Системность организации учебно - воспитательного процесса;
∙ Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
В работе используются различные методы и приемы:
-наблюдения;
-показ;
-обследование;
-беседы, чтение, художественное слово;
-творческие задания, способствующие развитию фантазии, воображения, нахождению своего собственного решения проблемы;
-дидактические игры.
Дидактический материал, техническое оснащение педпроцесса:
-разные виды бумаги;
-клей, ножницы;
-схемы для работы в технике оригами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
∙ широкая мотивационная основа художественно - творческой деятельности, включающая социальные, учебно -
познавательные и внешние мотивы;
∙ адекватное понимание причин успешности - неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
∙ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
∙ устойчивого интереса к новым способам познания;
∙ адекватного понимания причин успешности - неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся научится:
∙ принимать и сохранять учебно - творческую задачу;
∙ планировать свои действия;
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
∙ адекватно воспринимать оценку учителя;
∙ различать способ и результат действия;
∙ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ проявлять познавательную инициативу;
∙ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
∙ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
∙ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
∙ допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
∙ учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
∙ формулировать собственное мнение и позицию;
∙ договариваться, приходить к общему решению;
∙ соблюдать корректность в высказываниях;
∙ задавать вопросы по существу;
∙ использовать речь для регуляции своего действия;
∙ контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
∙ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
∙ владеть монологической и диалогической формой речи.
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно - творческой задачи с использованием
учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
∙ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
∙ анализировать объекты, выделять главное;
∙ осуществлять синтез (целое из частей);
∙ обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
∙ подводить под понятие;
∙ устанавливать аналогии.
.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
∙ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
∙ использованию методов и приёмов художественно - творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
∙ Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
∙ Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
∙ Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
∙ Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
∙ Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
∙ Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
∙ Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
∙ Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
∙ Достичь оптимального для каждого уровня развития;
∙ Сформировать систему универсальных учебных действий;
∙ Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Структура программы.
I . Работа с бумагой и картоном
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.
Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.
Открытки.
II. Аппликация на стекле
Вырезание. Знакомство с инструментами и материалами. Техника безопасности. Симметрия.
В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. Упражнения можно выполнять на любой простой бумаге.
На втором этапе дети учатся вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами. Закрепляют эти навыки при вырезании силуэтов овощей, и несложных цветов с добавлением к ним листьев.
Закрепить правильные приемы вырезания можно, подбирая для работы сначала простые, а затем более сложные объекты труда.
Исходными материалами являются бумага, ножницы, клей.
Основной материал для работы - цветная бумага, можно также использовать цветные обложки старых журналов, тетрадей, плакатов.
Ножницы – главный инструмент. Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бумагу.
Канцелярский (силикатный) клей обесцвечивает бумагу, оставляет на ней желтые пятна, поэтому его использование нежелательно.
Очень хорош в работе клеящий карандаш, не пачкает и не сминает тонкую бумагу, только не забывайте каждый раз закрывать колпачок, клей очень быстро высыхает.
Поливинил-ацетатный клей хорошо склеивает большие поверхности. На вид белый, но после высыхания становится прозрачным. Наносите его кисточкой. Избегайте попадания клея на одежду, работайте с ним в переднике или с закатанными рукавами. После работы тщательно промойте кисточки. Его можно использовать не только как клей, но и как лак. Он придаст крепость вашим работам и хорошо предохраняет поверхность.
Клейстер готовится из муки размешиванием до однородного раствора. Кипятится в течение нескольких минут. Используется после охлаждения.
Не пользуйтесь клеем, содержащим растворитель!
Скотч незаменим, но это капризный материал. Лучше всего сразу отрезать несколько кусочков и слегка приклеить их за уголок к рабочему столу.
Для занятий необходима ветошь - сухая для притирания через лист и влажная для вытирания рук во время работы.
Аппликация. Аппликация плоская и объёмная.
Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования. Во время выполнения аппликации воспитывается аккуратность, терпеливость, такие занятия помогают выражению собственной фантазии.
По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.
По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объёмные.
Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги и наклейки их на основание.
В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.
Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.
Аппликация на стекле.
Техника выполнения таких работ очень проста.
На стекло наносится контур рисунка черной тушью, затем элементы аппликации необходимо залепить разноцветным пластилином. Фоном служит обыкновенная цветная бумага. Законченная работа вставляется в рамку. Хранить вдалеке от источника тепла, избегать попадания прямых солнечных лучей.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы «Аппликация» необходимы следующие условия:
Материально - технические:
- Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
- Наборы бумаги для занятий.
- Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.
В качестве дополнительного оборудования :
- компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet
- материалами по различным техникам работы с бумагой.
методические:
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Образцы изделий
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Интернет сайты по прикладному творчеству
Список Литературы:
Бугельский Ю. Сделайте для карнавала.
Гернимус Т.М. Комплект учебников – тетрадей по труду для 1 – 4 классов (« Справочник маленького мастера», «Бумажкино царство», «Учимся мастерить», «Серебряная паутинка» и три альбома инструкционных карточек «Я все умею делать сам»).
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Гусакова М.А. Аппликации.— М., 1982.
Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».
Пономарьков С.И. декоративное и оформительское искусство в школе. —М., 1976.
Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. – М., 1998.
Щеблыкин И.К. Романина В.И. КагаковаИ.И. Аппликационные работы в начальных классах.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | Кол-во |
1 | Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки) | 1час |
2 | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. | 1час |
3 | Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D) | 1час |
4 | Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа) | 1час |
5 | Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. | 1час |
6 | Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке» Коллективная работа. | 1час |
7 | Аппликация « Мухомор»
| 1час |
8 | Работа по выкройке. Закладка | 1час |
9 | Идеи дизайнера. Объемная аппликация «Груша с гусеницами» | 1час |
10 | Простое плетение. Пакетик «Сердечко». | 1час |
11 | Аппликация «Мой котенок» | 1час |
12 | Объемная аппликация «Одуванчик» | 1час |
13 | Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа | 1час |
14 | Аппликация «Дед Мороз» | 1час |
15 | Аппликация «Снеговик» | 1час |
16 | Аппликация «Матрешка» | 1час |
17 | Аппликация «Щенок» | 1час |
18 | Аппликация «Рябинка под снегом» | 1час |
19 | Аппликация «Морской пейзж» | 1час |
20 | Поздравим папу. Открытка | 1час |
21 | Аппликация «Поросенок» | 1час |
22 | Поздравительная открытка к 8 МАРТА | 1час |
23 | Аппликация «Птица – весна» | 1час |
24 | Черно – белая аппликация «Пингвины» | 1час |
25 | Аппликация « Чебурашка» | 1час |
26 | Аппликация «Божья коровка» | 1час |
27 | Аппликация «Дельфинчик» | 1час |
28 | Аппликация «Зайка» | 1час |
29 | Аппликация «Белочка» | 1час |
30 | Аппликация «Медвежонок» | 1час |
31 | Аппликация «Ежик» | 1час |
32 | Объемная аппликация «Кораблик» | 1час |
33 | Объемная аппликация «Бабочки» | 1час |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности. Танграм. Пазлы (разрезные картинки).
ЦЕЛИ. В игровой форме познакомить учащихся с правилами труда, инструментами, которыми будем работать на занятиях, основами безопасной работы с ножницами, изготовить игры для классной игротеки.
Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы, открытки, квадратные листочки («КУБАРИК») разных цветов.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
1. Правила труда:
● каждый работает на своем рабочем месте;
● перед началом работы продуманно подготовь рабочее место;
● береги инструменты и материалы, всегда думай, как сделать работу лучше;
● экономь материалы и время;
● после работы убери свое рабочее место.
2. Знакомство с инструментами (загадки)
|
|
|
|
|
|
3. Правила безопасной работы с ножницами
С ножницами не шути, |
|
|
4. Разрезные картинки.
Эту игру очень любят дети, и сделать ее не составляет труда. Надо достать несколько цветных картинок (мы использовали обложки от тетрадей) или открыток и разрезать их на 10-12 частей. Части каждой игры хранятся в отдельном конверте.
Учащиеся 3-4 классов вырезают пазлы.
5. Танграм. Картонный квадрат разрезаем на 7 частей. Из них собираем фигуры. Творчество при составлении фигур неограниченно.
^ В конце занятия
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.
(Рифмовки составила С.Б.Толстикова)
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.
ЦЕЛИ. Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности.
Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы.
ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника бехопасности при работе с ножницами).
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
^ Повторить правила безопасной работы с ножницами
Первые упражнения по овладению навыками вырезания проводят, когда дети отрезают полоски шириной 20-30мм.
В практической работе дети учатся правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, вырезать точно по прямой линии. Затем они упражняются в вырезании квадратов из полосок, а из квадратов треугольников. При вырезании желательно правую руку с ножницами держать почти неподвижно, а левой рукой перемещать бумагу по направлению разрезания.
Аккуратные линии отреза получаются, если вырезать по линии, намеченной карандашом. Простые фигуры можно вырезать и без разметки, это закрепляет глазомер.
Для упражнения в резании можно предложить следующие виды работ:
1.
2.
Работа эта полезна уже потому, что она развивает глазомер. В последствии эти умения пригодятся для оформления классной комнаты к Новогодним праздникам.
^ В конце занятия
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.
ЗАНЯТИЯ
ТЕМА. Упражнение в вырезании. Панно из открыток (эффект 3 D).
ЦЕЛИ. Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность, взаимопомощь.
Инструменты и приспособления. Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, клеёнка, 3 одинаковых открытки на каждого ученика, картон для основы, ветошь.
ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Пока с учениками 2 класса повторяем правила безопасности, анализируем поделку, уч-ся 3-4 классов готовят из плотной бумаги шаблон-разметку. Берём картон, его размеры совпадают с размерами открытки. От верхнего левого угла отступаем 7мм, делаем засечку, и так до конца. Затем это же выполняем для нижней стороны прямоугольника. Аккуратно делаем надрезы «уголком». Осталось приложить его к открытке и поставить точки. Разметка готова. Соединяем точки по линейке. Так разлиновываем 3 открытки. Для удобства полоски нумеруем 1,2,3,4…на одной открытке, то же выполняем на остальных открытках. Отрезаем полоску №1 на первой открытке, наклеиваем на картон, отрезаем полоску №1 на второй открытке, наклеиваем на картон, под первой полоской, отрезаем полоску №1 на третьей открытке, наклеиваем на картон, под второй полоской. Теперь отрезаем полоски под №2, наклеиваем их ниже и т.д. Получается панно в 3 раза длиннее, чем одна открытка.
^ В конце занятия
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль.
ЦЕЛИ. Познакомить с симметрией, развивать пространственное воображение, творческое мышление, наблюдательность, учить видеть красоту окружающего мира.
ОБОРУДОВАНИЕ. Рисунки бабочек, листьев, деревьев, букв, цифр
(з, о, х, э, ш, н, т, п, а, в, ф, к, м, е, 3,0,8, поп, кофе, кафе…) зеркало, вырезанные из бумаги цифры (0, 8, 3, 6, 9, I).
Материал к занятию.
Симметрия – это красота… это слова одного из крупнейших математиков ХХ в. – немецкого ученого Германа Вейля. Работы Вейля дают нам возможность проникнуться огромным значением понятия симметрия.Благодаря его трудам можно понять сущность симметрии и осмыслить ее роль в математике, естественных и гуманитарных науках, искусстве.
Во вступительном слове учитель рассказывает о красоте в нашей жизни, связи красоты с симметрией – некоей правильностью почти всего того, что люди видят в окружающем мире.
Далее учитель напоминает детям, что симметриями обладают объекты окружающего мира. Обращаемся к рисункам бабочек, листьев, деревьев и других предметов.
Дети рассматривают начертания некоторых цифр, букв, слов.
Учитель предлагает привести другие примеры букв, цифр, слов, обладающих симметриями.
Выясняем свойства симметричных фигур: при перегибании по оси симметрии части фигуры совпадают.
Учитель читает сказку, по ходу выполняя действия с цифрами.
Цифры вырезаются по образцу
Ноль — хвастун.
Хочешь, я расскажу тебе сказку? Давно это было.
В одном сказочном царстве, в математическом государстве, жили-были цифры. Жили цифры дружно. А было их 10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Любимым занятием была у них игра: «Составь число». Они могли составлять и двузначные числа, и трёхзначные, пятизначные и даже десятизначные!
Но вот однажды нуль стал хвастаться:
– А я могу так!- раз… и сложился пополам.
– Я тоже так могу! - сказала цифра 3.
–А я могу вот так! - раз- два… и сложился в два приема!
– Фи!- воскликнула цифра 8. Раз-два… и сложилась в два приёма.
–А ещё я так могу! - не унимается цифра 0, подпрыгнув, она встала с ног на голову!
–Хи-хи-хи! - засмеялись 6 и 9 и ловко проделали тот же трюк.
–Я вам всем ещё покажу! Вы у меня попрыгайте, попляшете!- прокричал нуль и укатился за угол.
Всю ночь не спал ноль, ворочался с боку на бок, готовил страшную месть.
А утром, лишь солнце взошло, он прибежал на площадь.
– Эй, слушайте все! Я – первый среди вас, я – самый главный! И если захочу, любого из вас увеличу в 10 раз, мне это ничего не стоит, лишь встану справа от вас.
Тут единичка не выдержала, подошла к нему и тихо сказала: «Успокойся, перестань хвалиться, ты, наверное, забыл, что 10 – это я и ты? А я ведь могу и обидеться».
–Подумаешь! Иди-иди отсюда. Я и сам всё могу!
Но как не пытался ноль, ничего у него не получалось: увеличит 5 на 0, а она целёхонька, ничуть не изменилась, уменьшит 7 на 0, а 7 только посмеивается.
Разозлился ноль и увеличил всех в 0 раз, но поговорить-то не с кем, все куда-то пропали, а вокруг одни нули!
Затопал ноль ногами, стал дуться-злиться и …ЛОПНУЛ.
С тех пор и нет нуля в натуральном ряде чисел, цифра осталась, числа – нет.
И ты, дружок, помни об этом!
ЗАНЯТИЕ № 6
ТЕМА. Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа).
ЦЕЛИ. Закрепление умения работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, наклеивать детали аккуратно, обучение умению правильно размещать детали на плоскости. Развитие инициативы, художественного вкуса, координации движения, сообразительности, воспитание привычки к аккуратности при выполнении задания, оказание взаимопомощи.
Инструменты и приспособления: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, клеёнка, 1/2листа ватмана, цветная бумага, старые журналы, кюветы для обрезков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
Материал к занятию:
- выбор сюжета – Плакат – поздравление;
- составление эскиза;
- подбор бумаги (цвет, фактура) – буквы для плаката вырезаем из старых журналов, подбирая одинаковые по размеру;
- изготовление деталей;
- раскладывание их на заготовленный лист;
- наклеивание деталей на фон;
- оформление готовой работы;
Вырезание по кривым линиям снаружи.
- Вырежьте предварительный контур, чтобы удалить лишнюю, ненужную бумагу.
Чтобы избежать разрывов, надо крепко держать бумагу близко к линии вырезания.
Вырезание формы изнутри.
- Сделайте отверстие в центре удаляемой поверхности. Сделайте надрез до нужного контура. Режьте аккуратно по контуру. Если бумага жесткая, сложите лист пополам и сделайте надрез в центре удаляемой поверхности. Разверните лист и режьте ножницами в разрезе.
За основу берём рисунок девочки с цветами (на обложке набора цветной бумаги). Плакат украшаем цветами, которые вырезаем из цветной бумаги. Работают все.
Работу выполняем по рядам.
Итог ЗАНЯТИЯ. Плакаты вывешиваются в холле школы.
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке». Коллективная работа.
ЦЕЛИ: Закрепление умений выполнять действия:
- резание ножницами, соблюдение правил гигиены и безопасности труда в работе с инструментами,
- развитие глазомера, координации движения, сообразительности, воспитание привычки к аккуратности, при выполнении задания, оказание взаимопомощи.
Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, клеёнка, ветошь,1/2листа ватмана, кюветы для обрезков. ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
Материал к занятию:
– Симметрия – чудесная помощница. Даже если вы не умеете рисовать, вы легко научитесь вырезать из бумаги красивые и правильные фигурки. А если есть ещё под руками бумага разных цветов и клей, то совсем хорошо.
1.Упражнение в вырезании симметричных фигур.
2. «Золотая осень в парке». Коллективная работа.
|
Дети вырезают листья различной формы и наклеивают их на ½ листа ватмана, используя двусторонний скотч.
ЗАНЯТИЕ №8
ТЕМА: Аппликация « Мухомор».
ЦЕЛИ: Закрепление и умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, по линиям контура, развитие глазомера, внимания, наблюдательности, творческой активности, аккуратности
Инструменты и приспособления: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага, писчая бумага, клеёнка, ветошь, кюветы для обрезков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (т/б при работе с ножницами).
Материал к занятию:
Ребус Загадка-подсказка
|
Рассмотреть муляж мухомора, выявить особенности (шляпка красная в белую крапинку, «юбочка на ножке»).
Все работы из бумаги, не смотря на способы выполнения, изготавливаются в определенной последовательности:
|
Итог ЗАНЯТИЯ. Выставка поделок.
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Работа по выкройке. Закладка.
ЦЕЛИ: Закреплять умение работать ножницами, вырезать по намеченным линиям, развить глазомер, внимание, воспитывать аккуратность.
Инструменты и материалы: Линейка, карандаш, ножницы, кисточка для клея, клей, цветная бумага (желательно двусторонняя), картон, клеёнка, ветошь, тетрадный лист в клетку для выкройки.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты по трудовому обучению (техника безопасности при работе с ножницами).
Материал к занятию.
^ Организационный момент
-Любите ли вы читать? А для чего нужны книги?
- Как вы поступите, когда вам придется отложить интересную книгу и заняться другими делами? Вы: загнёте страницу, положите вовнутрь карандаш (ручку) или перегнете пополам?
Конечно же так делать нельзя! ( Я думаю, что надо объяснить детям, почему не следует этого делать)
А чтоб не забыть, не потерять то место, где остановились, нам поможет ЗАКЛАДКА! И мы сегодня её и сделаем.
Порядок работы
На прямоугольнике из тетрадной бумаги ( размеры 60 мм (12 кл.) х200мм (40кл.) ) делаем разметку.
вариант - І вариант – ІІ (ажурная)
|
|
Согнуть прямоугольник по длине пополам, и по линии сгиба делаем разметку. | |
- от верхнего правого угла отступить вниз 7 кл. Это ● 1., от неё вниз 2кл. Это ● 2 и т.д ( последняя точка 18) |
|
|
Выкройка готова.
Вкладываем в неё прямоугольник из цветной бумаги и, сжимая заготовку левой рукой, делаем надрезы по линиям.
Разворачиваем и загибаем уголки через один. Если цветная бумага тонкая, закладку наклеиваем на картон.
За занятие ребята успевают сделать 3-4 таких закладки.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»
Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»
Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "В мире аппликации"
Данная программа поможет учителю разработать свою программу по внеурочной деятельности,исходя из индивидуальных способностей ребенка....
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудесная аппликация" в 4 классе
Программа содержит цели, задачи, содержание занятий внеурочной деятельности с указанием разных видов аппликации, примерное тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"
Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса, 17 часов в полугодие, проводится один раза в неделю. Дл...