Классный час "Птицы наши-друзья"
классный час (3 класс)

Вершинина Ольга Викторовна

Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц.

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках.

На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_ptitsy.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Вершинина Ольга Викторовна

                        КГУ «Школа-гимназия№1

                        Сарканского районного отдела образования

                        Алматинская область, г. Саркан

 Классный час: «Птицы - наши друзья»

Цели и задачи: пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

 Воспитание бережного отношения к окружающей природе. 

Оборудование:

Презентация «Птицы – наши друзья»

Грамзапись «Голоса птиц».

Ход классного часа.

  1. Орг. момент

Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня? (Звучит запись голосов птиц)

Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц.

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. 

  1.   Вступительная часть

В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках.

На Земле примерно 9000 видов птиц, в нашей стране более 700. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией.

Давайте вспомним, чем представители этого класса отличаются от других позвоночных животных?

Птицы - единственные животные с перьями, называют пернатыми

Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц.

Птицы издавна привлекали внимание человека.

Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников.

Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики  и развешивают их для привлечения птиц.

Но прежде давайте выясним. Кто же такие птицы?

Ученик. Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Ученик. Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Ученик. Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Ведущий. Предлагаю вам поиграть.

У зверей шерсть, а у птиц…
У нас нос, а у птиц…
У человека ребенок, а птиц…
У человека ноги, а у птицы…
У людей ногти, а у птиц…

У человека квартира, а у птицы…
Ведущий: Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми, например: “Счастье – вольная птица, где захотела, там и села”.

1.Продолжи  пословицу.

1.Больше птиц -…(выше урожай.)

2.Срубили кусты - …(прощай птицы.)

3.Увидел скворца -…(весна у крыльца.)

4.Всяк кулик….(своё болото хвалит.)

5.Птицу…(узнают в полёте, а человека в работе.)

2. Игра  «Узнай птицу»

Внимательно прослушайте информацию о птицах. (Подготовленные учащиеся)

-Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел»

-  Самыми искусными строителями считают ласточку.

Она строит самое капитальное гнездо. Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых.

-  Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

- У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.

- Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Кукушка полезна - полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц имеется немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.

- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку?

Соедините стрелками признаки и названия птиц.

Легкомысленная мамаша             сова

Ночной хищник                              соловей

Пернатый солист                        кукушка

Птица-строитель                        дятел

Птица-плотник                               ласточка

3. Задание  «Как зовут вас, детки?»

Я называю птицу, а вы должны ответить, как зовутся птенцы.

Сова - …                        Ласточка -…

Грач - …                         Сорока-…

Скворец - …                    Кукушка -…

4.Задание  Птичьи разговоры

Ребята, а вы знаете, что птицы разговаривают друг с другом и с нами? Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

- Синь – синь! – посвистывает синица.

- Чи – чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

- Гра – гра! - представляется грач.

- Сквор – сквор! – поют скворцы.

- Ку –ку! Ку- ку! – зовёт кукушка.

 И теперь мы выполним  задание «Птичьи разговоры»  Ваша задача узнать, кто из птиц как разговаривает.

  •  Гуси                                              крякают
  • Соловьи                                        кричат
  • Журавли                                       гогочут
  • Утки                                              свистят
  • Вороны                                         ухают 

Ведущий. Ребята, мы с вами вспомнили многих птиц. 

-Как называются птицы, которые зимуют с нами?

-Как называются птицы, которые улетают в теплые  края?

Вы правы – это перелётные и зимующие птицы.

5. Распредели птиц: Перелетные, зимующие.

Ведущий: Среди птиц есть редкие и исчезающие виды, которые следует беречь и охранять. Из-за климатических изменений и активного освоения человеком сельскохозяйственных угодий, загрязнения окружающей среды некоторые виды птиц находятся под угрозой исчезновения и занесены в «Красную книгу.»

(Раздать детям памятки)

Ребята!

-Не разоряйте птичьи гнезда.

-Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам их могут отыскать хищники.

-Если вы случайно окажетесь возле гнезда, не прикасайтесь ни к чему, сразу же уходите.

Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.

Заключительная часть.

Ведущий:  Птицы живые существа,  они как и  люди . Большинство птиц приносят человеку большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц. Привыкли видеть и слышать их чудесное пение. 

Рефлексия

 Ребята, наш классный час подошёл к концу. Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что Птицы – наши друзья!

Акция «Скворечник»

На шесте – дворец

Во дворце – певец,

А зовут его -…(скворец).

Старинная традиция изготовления скворечников имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое единство с ней.

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же наконец!

Для тебя я дом построил

Не скворечник, а дворец.

Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Мы построили скворечник  

Для веселого скворца,

И повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Вывешиваем скворечники в школьном дворе.

Используемая литература:

«Игровая экология» Департамент образования Алматинской области. Алматы 2005г Методическое  пособие по экологическому воспитанию начальных классов.

Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература 1990

Шинкевич Н.  Каждой птице по странице: Минск. Красная звезда. 1989.

Елизарова Е. М.  Знакомые незнакомцы: Волгоград. Учитель, 2007.

Фатеева Г.А. Экологические сказки: Волгоград. Учитель, 2005.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: Волгоград. Учитель 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наши друзья витамины"

Классный час "Наши друзья витамины"...

Презентация к классному часу "Наши друзья витамины"

Презентация "Наши друзья витамины"...

Классный час "Наши друзья - животные"

Цель:             - Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу....

Классный час «Наши друзья – птицы»

Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное.А в лесу уже нет вкус...

Классный час "Наши друзья - птицы"

Подборка материала о птицах....

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзья – дорожные знаки»...