Конспект внеклассного мероприятия на тему "По экологической тропе"
план-конспект урока

Бортникова Надежда Геннадьевна

По экологической  тропе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Игровая программа «По экологической тропе»

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях; развивать экологическое мышление, коммуникативность.

Оборудование: иллюстрации растений, рисунки следов животных, плакаты, названия привалов, задания на привалах,  касса с жетонами, награды для победителей.

Класс разделен на группы по интересам:

 группа «Грибники»,

 группа «Знатоков  лекарственных растений», 

группа «Следопыты», 

группа «Знатоков  деревьев»,

Группа «Спасатели».

Привал «На опушке леса»

На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес» (плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

Участников игры встречает ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. В пути вы сделаете несколько остановок: вас ждет лесной доктор, грибная полянка, следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь в начале тропы – «На опушке леса». Если ваша группа назовет «лесной пароль», мы пропустим вас на тропу. «Лесной пароль»  - это проверка домашнего  задания, которое группа получила заранее, ваши знания о лесе, о том, что можно и нельзя делать в лесу. Назовите любого жука, цветок, бабочку, расскажите интересную историю или стихотворение, и вы пройдете на лесную тропу и получите первый жетон. Старайтесь получать их и на других привалах. В конце тропы мы определим лучших знатоков леса. А сейчас слушаем ваш пароль.

Привал «Боровичок»

Отвечает   группа «Грибники»

 (У ведущего – лукошко, в нем восемь больших грибов.)

Ведущий: Ваша группа должна постараться как можно больше собрать грибов. Один из участников  группы берет  гриб и читает вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в  лукошко.

  • Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)
  • Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города? (Нельзя. Они впитывают в себя вредные промышленные выбросы.)
  • Как правильно собирать грибы? (Срезать гриб ножом, не повреждая корни.)
  • Назовите самый вредный гриб. (Бледная поганка)
  • У каких грибов шляпки разные, а название одно? (У сыроежек)
  • Какой гриб растет с большой скоростью и в старости превращается в пыль? (Дождевик)
  • Назовите грибы, которые растут целыми семьями? (Грузди, опята, лисички)
  • Если ты  встретил в лесу мухомор, надо ли его уничтожать? (Нет. Он служит лекарством для лосей.)

Привал «Зеленая аптека» 

Отвечает   группа «Знатоков  лекарственных растений» 

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий: (В белом халате со знаком «зеленая аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»)

Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать вам горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

  • Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение…

(Подорожник, тысячелистник, сок крапивы)

  • Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натерли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение… и забинтовать ноги. (Подорожник, мох)
  • С утра было солнышко, я отправился путешествовать в легкой одежде. Вдруг пошел холодный проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай... (Из малины, липового цвета, зверобоя)
  • Шагая по тропе, я увидел незатушенный костер. Я поторопился сбить огонь и обжег руку. Хорошо, что мне попался... Это настоящий лесной пластырь. (Гриб-дождевик, измельченная хвоя сосны.)
  • Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нам заварить особый, успокоительный чай... (Из валерианы, пустырника)
  • Переходя болотистое место, я сошел с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли , но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар...( Из валерианы, плодов боярышника, купены.)
  • Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил..., боль стала стихать. (Подорожник)
  • Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студеной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла... (Мать-и-мачеха, багульник, подорожник, шалфей.)

Привал «Чьи следы» 

Отвечает группа «Следопыты» 

 Оформление: рисунки следов зайца, белки, медведя, лося, кабана, волка, вороны, утки.)
Ведущий: Ребята! На этом привале показывает свои знания группа  следопытов. Посмотрите, пожалуйста, какие следы оставляют животные на снегу. Вам остается только разобраться, кому какие следы принадлежат.

Привал «Отгадай загадку»

Задание для всех групп

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по-разному: короткие загадки вписаны в серцевинки ярких цветов, длинные – на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий: Много цветов на моем привале? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Легкие загадки – на цветах, на лепестках – трудные. Выбирайте, кому, какие нравятся.

Короткие загадки.

  • Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)
  • Ползун ползет, иголки везет. (Еж)
  • Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
  • Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадет – почернеет. (Яблоко)
  • Растет стеной, ее не тронь, сожжет, как огонь. (Крапива)
  • Нос долог, голос звонок. (Комар)
  • Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Длинные загадки.

  • Царства темного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

  • Я – старуха вредная, на мне шляпа бледная,

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Ко мне коснется – больше не проснется. (Бледная поганка)

  • Носит этот «мальчик» желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Нежный, хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел. (Одуванчик)

  • Стоит дом, в нем тысяча хором.

Хозяева из сада уносят нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут как огонь. (Пчелы)

Привал «Лесные великаны»

 Отвечает группа «Знатоков  деревьев»

(Иллюстрации ветвей деревьев: сосны, ели, тополя, березы, клена, рябины, дуба. У ведущего – этикетки с названиями деревьев. Вопросы оформлены на листьях деревьев.

Ведущий: Рассмотрите иллюстрации. Это самые высокие растения. Ваша задача их узнать и положить этикетки с названием.

Самым  любознательным  вопросы о деревьях.

  • В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (В еловых и пихтовых – они очень темные даже днем)
  • В каких лесах строят туберкулезные санатории и почему? (В сосновых. Фитонциды сосны убивают туберкулезную палочку)
  • Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человечества? (Ель. Из-за новогодней традиции)
  • Из древесины какого дерева дома наиболее долговечные? (Из лиственницы)
  • У какого дерева хвоя держится на веточке до десяти лет? (У пихты)
  • Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара? ((Береза, она светолюбивая)
  • Какое дерево известно своей неприхотливостью и нетребовательностью к условиям произрастания? (Сосна)
  • Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины)
  • У какого дерева самые красивые и длинные иголки? (У кедра)
  • Рядом растут маленькая ель и береза. Кто кого переживет? ( Тенелюбивая ель перерастет березу и, лишив ее света, погубит)

Привал «Осторожно! Ядовитые растения» 

Группа «Спасатели»

На столе разложены иллюстрации (гербарии) ядовитых и неядовитых растений: лютик едкий, чемерица, волчье лыко, белена, вороний глаз, купальница европейская, герань лесная, пастушья сумка.

Ведущий: Ребята, я вижу, что все группы с успехом прошли по экологической тропе и добрались до последнего привала. На моем привале обстановка очень опасная. Здесь нас окружают ядовитые растения. Задания написаны на ядовитых кувшинках белены.

  • Покажите, какому красивому, но ядовитому растению досталось название хищного зверя? (Волчье лыко)
  • Назовите растение, у которого есть единственная синяя ядовитая ягода. (Вороний глаз)
  • Какое ядовитое растение растет на пустырях вблизи жилья человека? (Белена)
  • Какому ядовитому растению принадлежат эти кувшинки? (Белена)

Вспомните поговорку об этом растении. (Ты, что белены объелся?)

  • Выберите два неядовитых растения. Назовите их. (Купальница, герань)
  • Какое слабоядовитое луговое растение, съеденное на лугу коровой, вызывает горечь молока? (Лютик ядовитый)

Группы сдают свои жетоны ведущему. Подведение итогов игры. Ведущий называет  победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит детей за активное участие в итоговой программе «По экологической тропе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Встречи на экологической тропе"

Данное мероприятие поддерживает интерес учащихся к окружающему миру, воспитывает бережное отношение к природе, развивает умение видеть красоту окружающего мира....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе".

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4951675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 150px; height: 120px; float: left; margin-left: 10px; margin-right: 10...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" во 2-4 классах.

Внеклассное мероприятие представляет собой воображаемое путешествие по экологической тропе, где ребята выполняют интеллектуальные, проблемные, занимательные задания, которые помогают формировать элеме...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание береж...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе

Цели и задачи:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;воспитание береж...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе"

Конспeкт внeклассного мeроприятия на тeму "Путeшeствиe по экологичeской тропe"...