Классный час на тему "По страницам блокадного Ленинграда"
классный час
материал к тематическому классному часу "27 января - День воинской славы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_stranitsy_blokadnogo_leningrada.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Страницы блокадного Ленинграда»
Цели:
- Образовательная цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;
- Воспитательная цель: воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения; пробуждать сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; воспитывать чувства патриотизма, гражданственности;
- Развивающая цель: формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, побуждать к критическому осмыслению сложных жизненных ситуаций.
Подготовительная работа и задачи:
- изучить литературу;
- создать материал информационного блока (сделать презентацию, показать видео фрагменты);
- обсудить тему с учащимися;
- выслушать мнения учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: медиа иллюстрации (дети блокадного Ленинграда, Дорога жизни, Пискаревское кладбище и т. п.)
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход классного часа:
1.Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята.
Можете ли вы представить мир, в котором мы живем?
Какими красками его можно описать???? (ответы детей)
Но так было не всегда....
Можете ли вы представить, как протекала жизнь города и людей 80 лет назад?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени. Я вам предлагаю закрыть глаза и послушать...(аудиозапись метронома, звуки стрельбы) . А теперь откройте глаза... Где мы с вами оказались????? (на войне)
А какие ассоциации у вас возникают при слове «Война»??? (ответы детей)
2. Просмотр видеофильма.
Как это видео связано с темой нашего классного часа???
Почему в эти январские дни мы вспоминаем эту страшную трагедию???
Блокада Ленинграда - это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве... и конечно же, дети. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. Сейчас 27 января - это День воинской славы России. Сегодняшний классный час - это час памяти об этих трагических днях, о народе, который сумел выстоять, и на долю которого выпала столь тяжкая, но героическая судьба
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! около 400 тыс. детей остались в осажденном городе. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Понять это мы сможем, только если увидим все своими глазами...
3. Просмотр презентации. Скажите мне ребята, с чего начинается день обычного пятиклассника? (просыпается, умывается, завтракает)
А вы сегодня завтракали?
А что вы любите покушать? ( ответы детей)
4. Горький хлеб блокады
Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались.
У каждого на столе лежат карточки. Посмотрите на них. Это карточки на хлеб. Вы что-нибудь слышали об этом?? В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.
Как вы считаете 125 грамм это много или мало????
Для того, что вы увидели это наглядно..я приготовила тарелочки с хлебом
Это сейчас полки наших магазинов полны ароматных булочек и хрустящего хлеба
во времена блокады это была липкая масса....
В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была т.н. алиментарная дистрофия, т. е. голодное истощение.
Тысячи детей умирали от голода.
Я попрошу учеников класса помочь мне инсценировать стихотворение.
(Брат и сестра в ожидании матери.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей...
5. О чем могли думать эти дети, о чем мечтали??? о хлебе и о школе. А вы ребята любите ходить в школу? А что вам нравится в школе? А какие школьные предметы вы любите? А чем вы любите заниматься на уроке?
В те годы даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Читает ученик:
Девчонка руки протянула
И головой – На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось: Умерла.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
6.
Чем занимаются современные школьники в свободное от учебы время? (ответы детей)
7. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. они могли
8. Не забыта и девочка Таня Савичева. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, .. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти..
В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». фото всей ее семьи
Когда Таню нашла обходившие квартиры специальная санитарная команда, она была без сознания от голода. Её и ещё 140 других детей удалось эвакуировать на Большую землю, в Горьковскую область. Два года врачи боролись за её жизнь, но Таню так и не удалось спасти.
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни»
Рефлексия.
на парте у вас лежат лепестки, я предлагаю вам написать какие качества помогли ленинградцам выжить и победить в таких невыносимых, нечеловеческих условиях?
Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности - ребенку, дорогому человеку, родному городу... Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили - так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!
Самое главное, чтобы вы не забывали про трагические и вместе с тем героические события из истории нашей страны, чтобы вы всегда помнили, что есть доброта, патриотизм в людях, ведь патриотизм это не только готовность защищать Родину – патриотизм означает уважать взрослых, других людей, своих товарищей, друзей, что есть героизм, есть преданность и верность своей Родине. Самое главное в жизни – оставаться человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Детям блокадного Ленинграда посвящается"
К празднованию дня освобождения Ленинграда от блокады....
По страницам блокадного Ленинграда
Урок мужества...
По страницам блокадного Ленинграда
middot; формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;·...
Презентация "Страницы блокадного Ленинграда"
-«Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа», - говорили фашисты. Как человек не может без души, так и страна потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда. Ленинград(ны...
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда) При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...
Классный час на тему: "Дети Блокадного Ленинграда".
Классный час...
Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»
Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...