По страницам блокадного Ленинграда
классный час по чтению (2 класс)

Лаврова Лидия Петровна

Урок мужества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок мужества

                    «По страницам блокадного Ленинграда»

18 января 2020 года исполнилось 77 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск. Но, сколько бы лет ни  прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,     

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Берггольц)

Ольга Федоровна Берггольц

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день.

За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем, 

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш, испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном. 9 августа 1942 была исполнена 7 - я симфония Дмитрия Шостаковича, в осажденном немцами Ленинграде.

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

(Елена Рывина, “Ночь”)

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены"

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов.

Юные пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, будучи ребенком, пережила блокаду Ленинграда).

Этот дневник 11-летней школьницы-ленинградки  Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.

Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет (справа) с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941 

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.». «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало. 

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

  Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто»

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

Викторина

«Блокада Ленинграда»

1. Назовите хронологические рамки блокады Ленинграда

8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

2. Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда.

Таня Савичева

3. Назовите фамилию композитора, который написал в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

4. По какому озеру проходила «дорога жизни»?

Ладожское озеро

5. Блокада Ленинграда длилась:

А) 365 дней;

Б) 872 дня;

В) 950 дней.

6. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады?

А) Ленинградские;

Б) Синявинские;

В) Ладожские;

Г) Бадаевские.

7. «Дорога жизни» шла по:

А) Неве;

Б) Ладоге;

В) Дону;

Г) Волге.

8.Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и):

А) подвиг панфиловцев;

Б) дом Павлова;

В) звук метронома;

Г) Холмские ворота.

9. Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:

А) дневник Зои Космодемьянской;

Б) дневник Ульяны Громовой;

В) дневник Ольги Берггольц;

Г) дневник Тани Савичевой.

10. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:

А) Пискарёвское;

Б) Васильевское;

В) Новодевичье;

Г) Александровское.

11. «Ленинградской» симфонией называется:

А) симфония №7 Д.Шостаковича;

Б) симфония №1 П.Чайковского ;

В) симфония №2 С.Рахманинова;

Г) симфония №8 Л.Бетховена.

12. К поэтам блокадного Ленинграда относятся:

А) О.Берггольц;

Б) В.Маяковский;

В) А.Ахматова;

Г) М.Цветаева.

13. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?

А) лето 1941 г.;

Б) зима 1941-1942 гг;

В) осень 1942 г;

Г) зима 1942-1943 гг.

14. Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде?

А) летящий в небе самолет;

Б) пожар на предприятии;

В) фейерверк в честь победы;

Г) зажигательная бомба.

15. Плацдарм на левом берегу реки Невы –

А) Невская Дубровка;

Б) «Дорога жизни»;

В) «Невский пятачок»;

Г) «Дорога победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

По страницам блокадного Ленинграда

middot;         формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;·...

Презентация "Страницы блокадного Ленинграда"

-«Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа», - говорили фашисты. Как человек не может без души, так и страна потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда. Ленинград(ны...

Классный час на тему "По страницам блокадного Ленинграда"

материал к тематическому классному часу  "27 января -  День воинской славы"...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...