Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Разъезженская СОШ», Положения о рабочей программе курсов внеурочной деятельности, Плана внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Разъезженская СОШ» для освоения ФГОС начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки» состоит из следующих разделов:
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- календарно-тематическое планирование.
Программа «Математические ступеньки» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Цель курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки» | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Разъезженская средняя школа»
«Утверждено» Директор МБОУ «Разъезженская СШ» Приказ №01-08-228 от «30» августа 2022 г. Артёмова И. Н._________ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математические ступеньки»
3 класс
Разработана
Орешковой Натальей Владимировной,
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
с. Разъезжее
2022 – 2023 учебный год
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании школьного методического объединения (протокол № 1 от 18 августа 2022 года)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки», разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Разъезженская СОШ», Положения о рабочей программе курсов внеурочной деятельности, Плана внеурочной деятельности 1-4 классов МБОУ «Разъезженская СОШ» для освоения ФГОС начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки» состоит из следующих разделов:
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- календарно-тематическое планирование.
Программа «Математические ступеньки» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Цель курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Математические ступеньки» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
- Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Курс «Математические ступеньки» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математическиеигры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы.
- Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
- Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
- Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
- Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
- Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Форма организации занятий.
Групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.
- Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия |
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | ||
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | ||
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | ||
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | ||
Римские цифры. Как читать римские цифры? | ||
Решение задач из стенгазеты № 1. | ||
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | ||
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | ||
Архимед. Упражнения, игры, задачи. | ||
Умножение. Упражнения, игры, задачи. | ||
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | ||
Деление. Упражнения, игры, задачи. | ||
Делится или не делится. | ||
Решение задач из стенгазеты № 2. | ||
Новогодние забавы. | ||
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | ||
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | ||
Игра «Веришь или нет». | ||
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | ||
Экскурсия в компьютерный класс. | ||
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | ||
Математические фокусы. | ||
Конкурс знатоков. | ||
Открытие нуля. Загадки-смекалки. | ||
Решение задач из стенгазеты № 3. | ||
Денежные знаки. Загадки-смекалки. | ||
Решение задач повышенной трудности. | ||
Игра «Цифры в буквах». | ||
КВМ «Царица наук». | ||
Задачи с многовариантными решениями. | ||
Игра «Смекай, решай, отгадывай». | ||
Игра «Поле чудес». | ||
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | ||
Интеллектуальный марафон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая шкатулка"
Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочной деятельности курса «Математическая шкатулка» для учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ № 2»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический марафон", 4 класс
Рабочая программа «Математический марафон» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Отличительной особенностью данной программы является...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математические игры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математические игры"...
Программа внеурочной деятельности "Математические ступеньки"
Программа составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ДЛЯ 3 КЛАССА...