Методическая папка вожатого
методическая разработка (3 класс)
Материал можно использовать для школьного и загородного летнего лагеря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
папка вожатого | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого……с.2
2. Возрастная характеристика младших школьников……………….…………с.5
3. Возрастная характеристика подростков (12-14 лет) ………………………..с.7
4. Возрастная характеристика юношеского возраста (15-18 лет)……………..с.9
5. Режим дня в детском лагере………………………………………………….с.11
6. Структура самоуправления в детском коллективе …………………………с. 12
7. План- сетка на 21 день ………………………………………………………..с.13
8. Макет отрядного уголка………………………………………………………с.15
9. Разработка воспитательных мероприятий …………………………………..с.16
10. Правила, законы и требования отряда……………………………………...с. 21
11. Игротека………………………………………………………………………с. 23
12. Творческие задания…………………………………………………………..с. 35
13. КТД……………………………………………………………………………с.37
14Песни…………………………………………………………………………...с.40
15.Подготовка ко сну…………………………………………………………….с.44
16 Список отряда………………………………………………………………...с. 45
Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого:
1. Конвенция о правах ребенка (Международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка * Ратифицирована в СССР в 1990 году * Основной документ, регламентирующий этическую сторону деятельности вожатого * Основной принцип – приоритетность интересов детей перед интересами обществаСтатьи 1 -4: ребенком считается каждое человеческое существо до 18 -летнего возраста; основной принцип Конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества. Дети имеют право: Статьи 5 -11: на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности. Статьи 12 -17: на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Статьи 20 -26: на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей – на социальную помощь. Статьи 28 -31: на образование, на обеспечение дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка, право на отдых и досуг; Статьи 32 -36: на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми. Статьи 37 -40: в случае совершения ребенком правонарушения или преступления, право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка; право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.)
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Статья 4: Целями государственной политики в интересах детей являются …содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры. Должностные лица, граждане несут ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Статья 9: При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Дети старше восьми лет вправе создавать по своей инициативе общественные объединения (организации) обучающихся, воспитанников, за исключением объединений, учреждаемых политическими партиями, религиозными организациями.)
3. Конституция Российской Федерации (17. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 21. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного. 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Этим правом пользуются и несовершеннолетние)
.4. Уголовный Кодекс Российской Федерации (При проведении воспитательного процесса следует иметь в виду, что несовершеннолетние также несут уголовную ответственность за некоторые виды преступлений Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних ВЫВОД: И для вожатых, и для детей соблюдение установленной дисциплины в лагере должно быть неукоснительным правилом)
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (В документе перечислены экономические права граждан * Экономические права, которые несовершеннолетние и малолетние могут осуществить в детском лагере, в сущности, сводятся к праву совершать мелкие бытовые сделки, то есть совершать покупки в магазине. Сделки, ведущие к отчуждению имущества ребенка (то есть продажа его или лишение прав на него другим способом), не являются «мелкими бытовыми» Статья 21. Дееспособность гражданина. Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Статья 28. Дееспособность малолетних. Таким образом, законодательство России не поддерживает "деловую активность" подростков, кроме совершения покупок в магазине на деньги, предоставленные им родителями)
6. Устав Организации (Документ в соответствии с действующим законодательством определяет правовое положение Организации, цели и предмет ее деятельности 2. 1. Целями Организации являются предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта 2. 2. Основными задачами создания Организации являются: 2. 2. 1. оказание стационарной медицинской помощи населению; 2. 2. 2. выбор оптимальных форма для совершенствования воспитательного процесса и культурной среды детского учреждения и т.д.)
7. Правила внутреннего распорядка Организации (Положение определяет трудовой распорядок, порядок приема и увольнения, основные обязанности и права сторон трудового договора, режим рабочего времени и его использования, меры поощрения за успехи в работе и ответственность за нарушение трудовой дисциплины для работников Организации • Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными Федеральными законами, трудовым договором, локальными нормативными актами Организации * Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем)
8. Должностная инструкция вожатого. (Должностные обязанности Вожатый выполняет следующие должностные обязанности: - создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время; - организует отрядные дела, игры, праздники и т. п. ; - поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений; - организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физической культуре обеспечивает ее проведение; - помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из его отряда превышает 8 человек; - обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом и т.д.)
Возрастная характеристика младших школьников
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай - медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 - 4 класс - формирование детского коллектива (мы и наша учительница).
Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам.
Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).
Возрастная характеристика подростков (12-14 лет)
Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.
Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.
Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.
В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.
Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:
- Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
- Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
- Уважать выбранную им позицию.
- Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
- Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.
Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.
Возрастная характеристика юношеского возраста (15-18 лет)
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).
Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.
Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.
Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.
В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы.
Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).
В ранней юности человеку присуща потребность в общении:
- интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
- возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.
Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.
Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, которая удовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:
Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия.
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.
Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники.
К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.
Режим дня в детском лагере
8:00 | подъём |
8:15 | зарядка |
8:30 | уборка комнат |
9:00 | завтрак |
10:00 – 13:00 | активный отдых, оздоровительные процедуры: воздушные ванны, купание, солнечные ванны, внутриотрядные и общелагерные мероприятия. |
13:00 – 13:30 | свободное время |
13:30 | обед |
14:00 – 15:30 | тихий час |
15:30 | полдник |
16:00 – 18:00 | активный отдых, оздоровительные процедуры: воздушные ванны, купание, солнечные ванны, внутриотрядные и общелагерные мероприятия. |
18:00 – 19:00 | свободное время |
19:00 | ужин |
20:00 | общелагерные мероприятия |
21:30 | второй ужин |
22:00 | подготовка ко сну. |
22:30 | сон |
Структура самоуправления в детском коллективе
Обязанности актива отряда:
- Староста отряда – уметь организовать отряд на участие во всех лагерных мероприятиях, выполняет поручения вожатого
- Капитаны команд – контролируют исполнение правил внутреннего распорядка работы лагеря (поведение в свободное время, в столовой);
- Помощники – оказывать помощь вожатому к подготовке к мероприятиям, контроль за порядком на рабочем месте каждого;
- Редколлегия– оформляет и занимается обновлением рубрики отрядногоуголка. Подготавливает и оформляет стенгазеты, поделки к отрядным и лагерным мероприятиям.
- Озорники– организация подвижных игр в свободное время;
- Умники – организация и проведение классных часов, поздравление ко Дню рождения именинников.
- Книголюбы- реставрация книг в библиотеке лагеря.
Индивидуальная ответственность (актив отряда)
Ф.И. обучающегося | Поручения | Анализ |
Руднев Максим | староста отряда | |
капитаны команд | ||
помощники | ||
редколлегия | ||
озорники | ||
умники | ||
книголюбы |
План-сетка на 21 день
1 день Заезд, расселение детей, операция «Уют», получение белья, внутриотрядный час( объяснение правил лагеря, правил техники безопасности), экскурсия по лагерю, игры знакомств, огонек «Рассказ-эстафета» | 2 день День грандиозных планов Обсуждение плана работы, подготовка к открытию, выбор названия, девиза, кричалок, песни, речевки отряда, создание уголка, распределение обязанностей. | 3 день День открытия лагеря Открытие лагеря (торжеств. линейка, представление отрядов, отрядного уголка), игры на сплочение отряда, на выявление лидера, оформление комнат. Дискотека Огонек « Пакет откровений» | 4 день Дружба народов Игры по станциям «Пробежка по континентам», творческие мастерские, разучивание народных танцев, КТД «Дружба есть добро» | 5 день День сказок Сказочные игры, конкурсы, конкурс рисунков «Мой любимый сказочный персонаж», КТД «Студия «Солнечный мыс», огонек « Музей любимых вещей» | 6 день День здоровья
Беседа о здоровом образе жизни, игры на воздухе, на воде, на пляже, выпуск стенгазеты « В здоровом теле – здоровый дух», Спортивное мероприятие. | 7 день День РК Стихи про коми РК, викторина на знание истории РК, коми народные игры, творческие мастерские(матерчатые куколки- обереги), КТД «Праздники во всех уголках РК», огонек «Просторы родины» |
8 день День фильма Беседа об истории кинематографии, викторина « Кто в каком фильме?», выпуск стенгазеты «у нас свой фильм», КТД «Немое кино», просмотр фильма. | 9 день День эколога Обсуждение экологич проблем, Загадки, стихи о природе, мероприятие «Эта хрупкая планета»(можно между 2мя отрядами), игры на воздухе, недолгий поход на лужайку, в лесок игры на прогулке, огонек «Я и зеленый мир» | 10 день День Нептуна Подготовка к КТД (разучивание песен, стихов, создание костюмов), КТД «День Нептуна», игры и конкурсы на воде, на песке. Дискотека. | 11 день День ПДД Беседа про ПДД, проведение праздника « Наш разноцветный друг», стихи, загадки, частушки о ПДД. - банный день, уборка комнат, стирка белья, поделки для родителей, выставка рисунков и стенгазет. | 12 день Родительский день Встреча родителей, беседы с родителями, экскурсия по лагерю для родителей, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», концерт для родителей. Огонек «Чему мы научились сами» | 13 день День независимости России Беседа об истории России, гимн РФ, мероприятие « Россия – родина моя», викторина , русские народные игры, КТД « Страницы из истории России», огонек « Просторы родины» | 14 день День Ивана Купалы Викторина про день ивана купалы, разучивание ролей, стихов, песен, костюмы, праздник на свежем воздухе «День Ивана купалы», игры на прогулке, игры в походе. |
15 день День искусства Беседа об искусстве, конкурс стихов, рисунков, песен, танцев, КТД « Театр начинается…», огонек « Машина времени» | 16 день День добрых дел Беседа « Спешите делать добро!», подвижные игры, трудовой десант, час добрых дел, Огонек « Письмо другу» | 17 день В гостях у нечисти Парад ужасных костюмов, вечер страшилок – концертная программа( сценки, конкурсы, загадки), конкурс плакатов, викторина «О злых и страшных» | 18 день День цветов Игры «На цветочной поляне», поделки, викторина про цветы, подготовка конкурсу «Королева цветов», Конкурс, бал маскарад, огонек « Цветик-семицветик» | 19 день Подготовка к закрытию лагеря, станционная игра « Как вы знаете лагерь?», отрядные игры | 20 день День закрытия лагеря Репетиция перед КТД, общелагерное КТД, творческие мастерские, составление стенгазеты « ЭТО МЫ», огонек « Живой уголек» | 21 день Отъезд детей Подготовка к отъезду, сдача белья, комнат, обмен адресами, работа «почтовой службы» |
Макет отрядного уголка
Воспитательные мероприятия
“День туриста”
Тема:
Вместе весело шагать по просторам
Возраст: 7-10 лет
Цель:
Поход (экскурсия) в лес, с целью ознакомления с природой нашей местности, умением собираться в поход; учить вести себя на природе, вслушиваться в звуки леса и наблюдать за происходящим в природе
План:
- Сообщение темы занятия
- Сегодня мы вместе с Незнайкой и его друзьями отправимся в лес. Вы уже успели познакомиться с природой Солнечного города и Цветочного, а теперь следует наших друзей познакомить с природой нашей местности.
- Соберись в поход
(конкурс на лучшего туриста “Что возьмем с собой в поход”)
- Экскурсия в лес “Зеленый друг”
- Кто знает как называется такой лес? Почему?
- Какие хвойные деревья растут в наших лесах?
- Чем ценна древесина лиственницы?
(Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов и машиностроении)
- Лесовозы называют иногда березу доброй няней ели. Почему? (всходы ели под пологом березы не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
- Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие для леса опасных насекомых)
- Какие съедобные и ядовитые грибы растут в наших лесах?
- В какое время суток лучше отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий и душистый)
- Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?Зверя? (вороний глаз, волчье лыко)
- Какую ягоду называют северным гранатом? (костянику)
- “Лесная аптека”
- ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (лист подорожника приложить)
- плоды какого кустарника богаты витамином С? (черная смородина, шиповник)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (отвар из сухих листьев и цветков хорошее средство от кашля)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Вал. Капли употребляют при нервных расстройства, бессоннице)
- Какие болезни лечит красавица-береза? (почки использую как мочегонное, потогонное, желчегонное средство)
- Остроглаз
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (воронье – лотком, сорочье – круглое с крышей)
- Как по клюву различают молодого грача от взрослого? (у взрослого грача основание клюва белое)
- Какие птицы прилетают весной раньше стрижи или ласточки? (Ласточки, т.к. могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи насекомые появляются позднее)
- Какая птица умело подражает голосом многих птиц? (Скворец)
- У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему? (Кричат голодные птенцы. Красный цвет сигнал тревоги, в раскрытый рот птицы-родители суют корм)
- На стволе березы кольцо отверстий, чья работа? (дятел весной пил березовый сок)
- Кто кукует у кукушки? (самец)
- Что означает “плач” березы весной? (сокодвижение)
- Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (мать-и-мачеха, в апреле)
- Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистое вещество защищает их от заморозков)
- “Охрана природы”
- Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
- Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку. Какой вред он нанес природе? (такой старатель погубил грибницу, возраст которой может быть от 300-500 лет)
- Почему не в каждом лесу растут лишайники? (лишайники растут лишь там, где чистый воздух)
- Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (птицы могут бросить гнезда)
- Вы увидели гнездо птицы, как его сохранить?
- Почему к весеннему шмелю нужно отнестись бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)
- Каковы причины лесных пожаров? Как правильно разжигать костер?
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (с фотоаппаратом)
- Итог занятия: конкурс рисунков.
- Прекрасен мир живой природы, а люди его часть. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот мир! Без него не было бы ни искусства, ни литературы, а значит и Человека в самом высоком смысле слова.
Сценарий конкурсной программы в летнем лагере
Сценарий праздника в летнем лагере «Ассорти талантов»
Цепь: способствование разностороннего развития творческих способностей у детей.
Задачи: развить у детей творческое мышление; расширить кругозор, общий интеллектуальный уровень.
Возраст детей: 10-13 лет.
Место проведения: отрядное место.
Время проведения: 45-60 минут.
Оборудование: шишки, ведро и др.
Подготовка: определение целей и задач; подбор конкурсов; определение плана проведения КТД; оформление КТД.
План проведения:
1) разбивка на команды;
2) конкурсы;
3) итоги.
Ход мероприятия
Весь отряд делится на две команды, которые в ходе мероприятия должны зарабатывать баллы. В конце мероприятия ведущий объявляет результат. Каждая команда придумывает название. В каждом конкурсе выигравшая команда получает по 1 баллу.
1-й конкурс. «Пойми меня»
Изобразить без слов, при помощи жестов, мимики, поз:
а) наш отряд на речке;
б) наш отряд во время тихого часа.
2-й конкурс. «Кто кого перепоет»
Команды называют песни на тему «Деревья». Побеждает та команда, которая назовет больше песен.
3-й конкурс. «В мире животных»
Выходят по одному человеку от каждой команды. Ведущий загадывает им животное, которое они должны изобразить (например: заяц лягушка, медведь), а команда должна угадать это животное.
4-й конкурс. «Сказочные загадки»
Командам по очереди загадываются загадки на тему «Сказки», а они их угадывают.
Вот книжку, ребята, в руках я держу,
Но как называется, вам не скажу.
Но все ж догадаетесь сами,
Вот дедушка в лодке поплыл за дровами...
И вот островок небольшой на воде,
Зверюшки на нем.
Ой, зверюшки в беде.
Вода прибывает, зверюшек снесет...
Нет, дедушка добрый сейчас их спасет!
Усядется в лодку команда косая...
А книжка, ребята, про деда... (Мазая).
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, опасность ее ждет...
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о ее пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь!
(Красная Шапочка, Серый волк.)
Сидит в корзине девочка у Миши за спиной,
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
Ну, отгадай загадку! Ты поскорей ответь
Названье этой сказки... («Маша и медведь»).
Скорей бы близился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золотистой карете
Поехать на сказочный бал...
Никто во дворце не узнает
Откуда я? Как я зовусь?
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
А мои помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный, общий труд...
Кто-то за кого-то ухватится крепко,
А пока не вытянуть... что же это? (Репка.)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок).
5-й конкурс. «Замок»
Команды должны набрать как можно больше шишек за 2 минуты. Та команда, у которой куча с шишками окажется больше, побеждает.
6-й конкурс. «Конкурс на воображение»
Обоняние: запах ландыша, нашатырного спирта, чеснока, жареных пирожков.
Осязание: гладите кошку, берете в руки лягушку, берете стакан с горячим чаем, принимаете холодный душ. Вкус: шоколада, апельсина, соли, таблеток.
Проводится подведение итогов, награждение победителей и активных участников.
Правила, законы и требования отряда
Правила нашего лагеря
«Правило поднятой руки»
Если вы увидите человека с поднятой рукой, значит, он хочет привлечь к себе внимание и что-то сказать. Также руку поднимают, если нужно создать полную тишину. Если вы увидели поднятую руку, вы можете поднять свою, чтобы быстрее привлечь внимание большого количества людей и создать полную тишину.
«Правило 00»
В нашем лагере очень насыщенная программа и режим дня, поэтому надо быть пунктуальным и нигде не опаздывать. На все занятия и встречи нужно приходить вовремя, а еще лучше за пять минут.
«Правило заботы об окружающей среде»
Наши программы являются экологическими. Это значит, что мы бережем природу и стараемся ее сберечь для нас и наших детей. Мы заботимся о живой природе, стараемся ее сохранить, бережем деревья и цветы. Мы проводим экологические акции по очистке пляжа и моря от мусора. Мы бережем воду, плотно закрываем краны, не бросаем туалетную бумагу и прочий мусор в унитаз.
«Правило чистоты»
Мы держим в чистоте и порядке наши комнаты, наш корпус и территорию лагеря. Наводим порядок в комнатах, следим за чистотой на улице. Мусор выбрасываем только в мусорные корзины и урны.
«Правило вежливости и уважения»
Мы говорим «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Приятного аппетита» и другие вежливые слова детям и взрослым. Мы уважаем каждого члена нашего лагеря, не зависимо от его возраста. Мы помогаем младшим, берем пример с наставников. У нас запрещены нецензурные и оскорбительные выражения, ругань и унижение.
«Правило аккуратности»
Мы понимаем, что имущество лагеря, а также снаряжение для проведения программ – это результат трудов человека. Мы аккуратно используем оборудование лагеря, мебель, снаряжение во время проведения программ. Мы несем материальную ответственность за порчу имущества.
«Правило напарника»
Наши активные занятия требуют особого внимания к технике безопасности, поэтому некоторые занятия проходят в парах, где мы заботимся о напарнике и помогаем ему в случае необходимости.
«Тихий час»
Наша программа очень насыщенная, а климат жаркий. Поэтому днем в течение часа мы лежим на кроватях и даем организму немного отдохнуть и набраться сил для второй половины дня. Этот час проходит в полной тишине.
«Чистота – залог здоровья»
Мы обязательно моем с мылом руки перед едой, а также принимаем душ и чистим зубы. Мы следим за чистотой, потому что от этого зависит наше здоровье.
«Правило супа и каши»
Прохождение программы требует много энергии, поэтому во время приема пищи нам необходимо ее восполнить. Мы обязательно съедаем свою порцию на завтрак, обед и ужин, и не выбрасываем еду.
ЗАКОНЫ ОТРЯДА
1. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.
2. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.
3. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.
4. Воспитатель — всему голова.
5. Увидел, услышал — запомни, доложишь!
6. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
7. Хочешь есть — умей вертеться.
8. Съел сам — помоги другому.
9. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.
10. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.
11. После команды «Отбой» наступает темное время суток.
Игротека
Игры на знакомство
1. «Великолепная Валерия»
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например, Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.
2. «Снежный ком»
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
3. «Расскажи мне о себе»
Это форма традиционного огонька-знакомства, приемлемая лучше всего для среднего возраста. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и .т.д.При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на огоньке используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на огоньке продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает огонек более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход огонька.
4. «Имя и движение»
Участники встают в круг. Начиная с ведущего, каждый называет свое имя и делает движение, наиболее характерное для себя. Все остальные повторяют имя и движение этого человека. Можно продолжить упражнение – каждый участник называет имена и повторяет движения всех стоящих в кругу.
5. «Конверт откровений»
Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно- этический характер. Например: что ты больше всего ценишь в людях? Т воя самая большая цель в жизни? Какие черты характера человека тебе особенно неприятны? На кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.
6. «Ласковое имя»
Всем участникам предлагается встать и, свободно перемещаясь по определенной территории, шепотом называть свое имя как можно большему количеству людей. Затем по команде ребята выполняют тоже, но шепчут свое ласковое имя. после этого ведущий предлагает вновь перемещаться, и перед участниками ставится задача вспомнить и шепотом произнести ласковое имя всех присутствующих на территории.
7. «Зоопарк»
Ведущий раздает всем участникам игры несколько названий животных (собака, кошка, поросенок и т.д.), которые повторяются у нескольких человек. С закрытыми глазами ребята должны найти свою пару, издавая звуки, характерные для этого животного.
8. «Комплимент»
Все участники игры садятся по кругу. Каждый по очереди делает вслух комплимент по любому поводу своему соседу справа, эстафета продолжается. Комплимент может касаться как внешних признаков, так и черт характера, например: «Таня, у тебя красивые глаза», «Саша, мне нравится твоя улыбка», «Оля, ты очень доброжелательная» и т.д. Эта игра – первый шаг на пути к знакомству коллектива, проводится для создания доброжелательного настроя группы.
9. Построения
Ведущий предлагает построиться участникам по цвету глаз (от самых светлых до темных); по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря; в алфавитном порядке по первым буквам полных имен и т. д. Для усложнения задания можно устраивать построения в полной тишине
10. Пять вещей
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)
Игры с залом
1. «Регулятор Громкости»
Если в отряде чрезмерный шум, то успокоить ребят поможет эта игра. Ведущий изображает рукой регулятор громкости. Максимально поднятая вверх рука означает максимальный шум. Опушенная вниз – тишину. Вожатый поднимает руку вверх, опускает вниз, а играющие издают звуки соответствующей громкости.
2. «Рыбка»
Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.
3. «Дождь»
Ведущий: «Сейчас мы разучим наши фирменные аплодисменты». Предлагает повторять за ним. «Пошел мелкий дождь» - хлопаем одним пальцем по ладони. «Дождь стал усиливаться» - хлопаем двумя пальцами по ладони. «Стал еще сильнее» - хлопаем тремя пальцами по ладони. «Пошел сильный дождь» - четыре пальца хлопают по ладони. «Начался ливень» - всей ладонью.
4. «Ежики»
Эта игра-кричалка помогает успокоить зал, если в этом есть необходимость. Все сидящие в зале должны повторять за ведущим слова, изображая некоторые из них движениями рук: Прибежали, прибежали (имитируете движение бегуна). Ёжики, ёжики, Наточили, наточили (изображаете руками заточку) Ножики, ножики, Прискакали, прискакали (делаете скачущие движения) Зайчики, зайчики. Ну-ка, вместе, ну-ка дружно: Девочки! - Мальчики! Последние слова девочки и мальчики кричат отдельно. Вы определяете, кто громче. Игру можно повторить, но в конце пусть будет не просто крик, а крик «шёпотом». Кто тише?
5. «Моль»
Моль, моль, моль – ядовитая букашка
Моль, моль, моль – это маленький жучок
Моль, моль, моль– это злобный таракашка
Который все съедает вдоль и поперек
Моль, моль, моль –съела мамины штанишки
Моль, моль, моль – съела папино пальто
Моль, моль, моль – съела плюшевого мишку
Оделась и пошла в кино.
6. «Чайничек с крышечкой»
Играющие повторяют слова ведущего и заменяют их движениями. Замена слов происходит поочередно. Играющие произносят слова несколько раз, каждый раз заменяя последующее слово на “ля-ля” и определенное движение (начиная с первого слова).
— Чайничек — чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии.
— С крышечкой,
— Крышечка — чертит рукой в воздухе перед собой горизонтальную черту.
— С шишечкой,
— Шишечка — сжимает руку в кулак.
— С дырочкой,
— С дырочки — указательным и большим пальцами показывает дырочку.
— Пар идет.— показывает руками идущий пар.
Затем текст и движения повторяются в обратном порядке.
— Пар идет с дырочки,
— Дырочка в шишечке,
— Шишечка в крышечке,
— Крышечка с чайничком.
Слова этой игры-песни разучиваются с детьми заранее и поются, сопровождая движениями рук:
чайничек - ладони параллельно друг другу
крышечка - ладошка правой руки - крышечкой
шишечка - кулачок
дырочка - пальцы кольцом (знак ОК)
пар идет - указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
По мере пения слова заменяются словом «Ля-ля-ля» и движениями рук.
7. «Охота на льва»
Правила. Ведущий произносит слова, участники повторяют за ним. Все слова иллюстрируются движениями.
Мы охотились на льва, не боимся мы его.
У нас огромное ружье и отличный меч — во!
Ах, что это? Ах, кто это?
Над ним не пролететь, под ним не проползти,
Его не обойти! А — да это же трава (река, гора, болото и т. д.)
Ну что, идем? Идем!
Ах, что это? Ах, кто это?
Глазищи — во! Усищи — во! Зубищи — во! (и т. д.).
Ах, да это же лев! Ну что, бежим? Бежим!
Главным принципом игры являются движения, которыми вы сопровождаете слова. Чём интереснее будут движения, тем интересней игра.
8. «Про китайцев»
Принцип приведения аналогичен предыдущей игре, но ее нужно петь (мотив можете придумать сами). В игре рассказывается об утре в Китае. Её можно повторить семь раз — соответственно семи дням наделил при этом с каждым разом темп исполнения увеличивается, надо говорить быстрее и быстрее.
Солнце встает над рекой Хуан-хе
Китайцы на работу идут.
Горсть риса в руке, портрет Мао несут
И песенку веселую поют:
У-няня-няня, уня-уня-уняня (повторить 4 раза).
9. «Обсерватория»
Ведущий: «Мы идем в обсерваторию (топ-топ),
открываем дверь (кх-хххх),
заходим (топ-топ),
достаем телескоп (уууууу),
протираем окно (шик-шик),
смотрим на небо, видим одну звездочку (чпок),
много звезд (чпок-чпок-чпок).
Пролетел метеорит (у-у-у)
Приземлилась летающая тарелка (уа-уа-уа).
Из нее вышел инопланетянин и спросил: «А что это Вы тут делаете?».
Мы ему отвечаем: «Играем в „Обсерваторию"».
«А это как?» — спрашивает у нас инопланетянин. «Сейчас покажем».
В игре каждое слово сопровождается соответствующими движениями.
Роль инопланетянина исполняет любой ребенок, вызванный ведущим из зала.
10. "Барыня"
Зал делится на три части. Каждая группа разучивает свои слова:
Первая группа - В бане веники мочёны.
Вторая группа - Веретёна не точёны.
Третья группа - А солома не сушёна.
Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня - барыня.
По команде ведущего, та часть детей, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все дети поют последнюю строчку. У вас получится прекрасный большой хор, способный выступать на любом представлении. А если заранее договориться о мелодии, то вы можете еще и приз получить.
Игры на сплочение
1. Путаница
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
2. Сидячий круг
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча, находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
3. Прогулка слепых
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).
4. Секретный фарватер
Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять, увеличивая длину корабля и количество мин.
5. Живой мост
Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т.д.
6. Молчащее зеркало, говорящее зеркало
Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.
7. Ура, меня любят!
Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
8. Карандаш в стакане (старшие дети!)
Группа стоит в плотном кругу. В центре стоит человек. Человек должен быть мысленно расслаблен. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении.
Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу - правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).
9. Коридор доверия (старшие)
Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек пробегает между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Пробегать необходимо с открытыми глазами не нагибаясь.
10. «Коллективный счет»
Участникам, не глядя друг на друга, необходимо называть по порядку числа натурального ряда, старясь добраться до больших чисел. При этом участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет.
Игры в дождливую погоду
1. «Неуловимый стул»
Мелом отмечают на полу две черты: расстояние между ними — восемь шагов. Играющий становится на черту, ему завязывают глаза. Он должен дойти до другой черты, повернуться здесь и сесть на стул, который стоит за ней. Когда играющий ступит на черту, его останавливают, он может сделать попытку нащупать стул только один раз, но без помощи рук.
2. «Отгадайте»
Один игрок — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные в это время загадывают какой-либо предмет, находящийся в комнате. Водящий возвращается, подходит по очереди к каждому играющему и задает вопросы, которые помогают ему отгадать задуманный предмет. Играющие могут отвечать «да» или «нет». Каждому играющему можно задать только один вопрос. Если водящий, опросив всех, не отгадает предмет, он снова идет водить. Если отгадает, то водящим становится тот, кому был задан последний вопрос.
3. «Быть начеку»
Участники игры могут сидеть или стоять. Ведущий дает различные команды, которые нужно исполнять только в том случае, если к ним прибавляется слово «пожалуйста». Без этого слова команда недействительна, и выполнять ее не надо. Тот, кто ошибется, встает или выходит на шаг вперед, но не теряет права продолжать игру. Выигрывает тот, кто ни разу не сделает ошибки.
4. «Круглое...»
Играющие стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч. Поймавший мяч должен быстро назвать что-нибудь круглое и перебросить мяч другому игроку. Кто не сможет быстро назвать круглый предмет или ошибется, должен «замереть» в том положении, в котором был при ловле мяча. «Оживает» он лишь после того, когда ему вновь бросят мяч и он назовет правильно нужное слово.
5. «Полслова за вами»
Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-либо слова (имени существительного). Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово. Тот, кто не называет слово сразу, поднимает руку вверх и стоит так до тех пор, пока ведущий не бросит ему мяч вторично.
6. «Куда дует ветер?»
На край стола кладут воздушный шарик. Водящему завязывают глаза, и он становится спиной к столу. По команде делает пять шагов вперед и три раза поворачивается вокруг себя. Затем ему надо вернуться к столу и сдуть шарик на пол.
7. «Наряд невесты»
Для участия в конкурсе приглашаются две команды по два юноши и две девушки. Одна из них — невеста. Пока звучит музыка, необходимо сконструировать из рулона бумаги наряд для невесты. У кого оригинальнее, интереснее наряд — побеждает в конкурсе.
8. «Испорченный телевизор»
Все сидят по кругу, первый участник называет второму (шепотом на ухо) какое-нибудь слово, обозначающее предмет. Второй показывает этот предмет третьему участнику с помощью пантомимы, третий игрок шепотом на ухо называет следующему игроку угаданное слово, четвертый — показывает следующему с помощью пантомимы, и так далее. Последний игрок вслух называет загаданное слово.
9. «Народная пословица»
Участникам выдаются одинаковые газеты. Нужно составить фразу: «Делу время — потехе час», используя слова, буквы, знаки, вырезанные из данной газеты, и наклеить все это на отдельный лист бумаги. Кто быстрее?
10. «Коленочки»
Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен выложить левую руку на правое колено соседу слева. А свою правую руку - на левое колено соседа справа. Ну а теперь, начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти легкий хлопок рукой. Сначала правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т. д.
Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее дает счет, под который должен быть произведен хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.
Творческие задания:
1. Абстрактная живопись
Каждый, кто хоть немного знаком с живописью, знает, что есть картины-портреты, картины-пейзажи, картины-натюрморты. А еще есть абстрактная живопись. На картинах, выполненных в этом стиле, ничего нельзя понять. И только табличка под картиной дает пояснение, что же здесь изображено. Попробуйте стать художником-абстракционистом и нарисуйте картину, под которой можно было бы прикрепить табличку:
"Съеденный бутерброд с колбасой";
"Избушка-на-курьих-ножках после прямого попадания артиллерийского снаряда";
"Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне".
2. Бытовая техника
Изобразите с помощью жестов, мимики и звуков некоторые неодушевленные предметы:
утюг;
будильник;
миксер.
3. Жизнь замечательных вещей
Много лет в нашей стране выходила книжная серия "Жизнь замечательных людей". В каждой книге из этой серии рассказывалось об одном очень знаменитом человеке: о его детских и юношеских годах, о его трудовых победах и творческих достижениях. Особое внимание уделялось встречам героя книги с другими знаменитыми личностями. Попробуйте создать книжную серию "Жизнь замечательных вещей", посвятите ее вещам, которые вас окружают. Напишите для этой серии биографии:
старого коврика;
старой вешалки;
старого чайника.
4. Нарисуйте пословицу
Нарисуйте пословицу:
- дареному коню в зубы не смотрят
- баба с возу - кобыле легче
- одна голова хорошо, а две – лучше
5. "Супершифровальщики".
В этом творческом конкурсе дети будут заниматься тем, что станут расшифровывать на первый взгляд простые и даже всем хорошо известные фразы, над которыми изрядно поработал коварный ведущий.
6. Буриме.
Отряд делиться на несколько групп в зависимости от количества детей. Каждая группа на листке бумаги получает зарифмованные слова. В течение 5-10 минут группа должна сочинить стихотворение по данным рифмам. Затем отряд собирается, и группы читают свои стихи.
7. Крокодильчики.
Каждая группа получает задание изобразить какое-либо животное (краб, жираф, бегемот, верблюд, удав и т.д.). После выступления каждая группа отмечается за оригинальность, любовь к животным, тонкую наблюдательность, неожиданное видение мира, и т.д.
8. Развивающая творческая игра "Игра в слова".
Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста.
Игра начинается со считалочки
Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.
Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.
9. Игра « Ни бе, не ме…»
Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.
10. "Знатоки живой природы".
Детей выстраиваем в кружок, в центре которого стоит ведущий. Сначала объясняем детям, что тот, на кого укажет ведущий и при этом скажет одно из слов «птицы», «рыбы» или «звери», должен будет быстренько назвать соответствующее название животного. Делать это надо сразу же и не повторяться, в противном случае, ребенок выбывает из игры.
КТД
1. Развивающая творческая игра "Игра в слова"
Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.
Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:
Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…
Ведущий: Ищем слова на …небе!
Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.
Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.
2. Игра "Ни бе, ни ме"
Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.
Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.
3. "Супершифровальщики"
В этом творческом конкурсе дети будут заниматься тем, что станут расшифровывать на первый взгляд простые и даже всем хорошо известные фразы, над которыми изрядно поработал коварный ведущий. Что же он должен сделать? Ведущий просто заготавливает предложения из любимых детских песенок и стихов, написанных на больших листах бумаги следующим образом: «втра весиде лкузне чик» - это означает «в траве сидел кузнечик». Как видите, прием прост: мы нарушаем границы слов и пишем слова практически всмятку, разбивая их на смешные отрезки. Так можно заготовить пять – десять плакатиков с зашифрованными фразами и предложениями. Конечно, эта игра годится для детей уже умеющих складывать «аз» и «буки».
Что касается порядка проведения игры, спрашивать следует только тех, кто первым поднял руку. Именно об этом и предупредите ребят, а тех, кто выкрикивает с места, можно лишать права на ответ в следующем туре.
4. Буриме
Отряд делиться на несколько групп в зависимости от количества детей. Каждая группа на листке бумаги получает зарифмованные слова. В течение 5-10 минут группа должна сочинить стихотворение по данным рифмам. Затем отряд собирается, и группы читают свои стихи.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Ложка | знак | бег | рожь |
Кошка | мрак | снег | дрожь |
Папа | плач | речка | пустырь |
шляпа | калач | свечка | монастырь |
Спасение | ночь | век | камыши |
Учение | дочь | человек | шалаши |
5. Крокодильчики
Каждая группа получает задание изобразить какое-либо животное (краб, жираф, бегемот, верблюд, удав и т.д.). Задание заранее не объявляется другим группам, чтобы они могли догадаться, кого изображают ребята. Время на подготовку 3-5 минут. Животное можно изображать не только статично, но и показать, как оно ест, играет, двигается и т.д. Это заранее можно обговорить в задании. Например, «изобразить упавшего жирафа или хохочущего бегемота и т.д.». После выступления каждая группа отмечается за оригинальность, любовь к животным, тонкую наблюдательность, неожиданное видение мира, и т.д.
Песни
Милая моя, солнышко лесное
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все - расставаться пора.
Припев: Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла,
Вот уж действительно пропасть меж нами легла.
Припев.
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг сквозь туман там алеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Припев.
Изгиб гитары желтой
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет,
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись.
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
И всё же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Ребята, надо верить в чудеса
Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея.
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете
Было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.
А без друзей на свете
Было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.
Узнаешь зло, без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы,
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус.
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус.
Когда-то, где-то счастье ты найдёшь,
Узнаешь Грея и Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь,
И её ты не предашь,
Гори, гори под солнцем алый парус.
В свою мечту ты веришь,
И её ты не предашь,
Гори, гори под солнцем алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Подготовка детей ко сну:
Памятка для детей
- Вечерний туалет
- Соблюдай единый порядок и чистоту в спальне.
- Вечерняя влажная уборка
- Проветривание (Выполняется дежурными. График дежурств вывешивается в каждой спальне.)
- Аккуратно расстели свою кровать.
- Не разговаривай.
- Не мешай товарищам отдыхать после отбоя.
- Всегда ложись спать в строго определённое время.
Традиции перед сном:
1. Посмотреть на звёздное небо и загадать желание, которое обязательно сбудется
2. Для самых маленьких детей- это чтение книг перед сном
Список 1 отряда
Вожатые:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения |
1 | Бойцова Вероника | 12.04.12г |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
18 | ||
19 | ||
20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая папка классного руководителя
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕПАПКИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности классного руководителя. 2. Характеристика классног...
Методическая копилка вожатого
Методическая копилка вожатого...
Методическая папка по ПДД
Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения....
Методическая копилка вожатого
В методической копилке собран материал, который пригодится на протежении всей смены. От самого момента знакомства до прощальных свечей. Надеюсь материал будет для вас полезным....
Методическая папка (образец)
Образец оформления методической папки по самообразованию....
Методическая копилка вожатого
Материал разработан и может быть использован педагогами - вожатыми в детском лагере дневного пребывания на базе школы....
Методическая копилка вожатого
Методическая копилка вожатого содержит все основыне игры (по категориям), ктд, дивизы, речёвки и прочее. Неоценимая мопощь вожатому или воспитателю в лагерь....