Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ
статья
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ОРКСЭ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Абрамова Татьяна Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Охи имени А.В.Беляева
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине.
Это гораздо больше...
Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Толстой А. Н.
Патриотизм – важнейшая духовно-нравственная ценность. А духовно-нравственное развитие, согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», есть первостепенной важности задача современного воспитания.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов и выработке норм поведения.
Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.
На изучение учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» предусмотрено относительно небольшое количество часов – всего 34. С воспитательной точки зрения на уроках важно организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.
Младший школьный возраст – самый подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Для нас важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в интересную, насыщенную жизнь коллектива, имеющую огромное социально значимое содержание. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к своим родным: матери, отцу, бабушке, дедушке, сестрам, братьям. Родители оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка, и именно они закладывают основы формирующей личности.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Учитель должен помочь детям осознать своё место в истории своего народа, включать их в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты. Во всех модулях курса первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны понять, что единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
Семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России. Курс «ОРКСЭ» формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственного развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей имеющих ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям (например, в рамках модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в воспитании детей.
Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же».
Ключевая идея программы по «Основам религиозных культур и светской этике» – воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России. Курс начинается с урока «Россия – наша Родина».
Обучающиеся должны знать, что такое патриотизм (чувство любви человека к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой живешь), в чем он проявляется, можно ли ему научиться. На эти и многие другие вопросы мы находим ответы на протяжении всего курса.
На протяжении рассматриваются понятия культуры (материальной и духовной), особое внимание уделяем русской национальной культуре, восхищаемся достижениями России в области культуры. Наша страна – сокровищница знаний, давшая миру таких гениев как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И.Чайковский и др. Рассуждаем над зречениями знаменитых мыслителей: Демокрит, Спиноза, В.Скотт, Л.Толстой
Очень важны в данном курсе уроки, посвященные семье. На занятии говорим о долге родительском, профессиональном, но особое внимание уделяем патриотическому долгу – защите Родины и заботе о ее процветании. При этом подчеркивается, что главное в моральном долге – не слепое выполнение существующих в обществе норм, а сознательное и добровольное следование им.
Основа нашего общества – семья. Ее роль в нравственном воспитании значительна. Ф. Бэкон писал: «Любовь к Отечеству начинается с семьи». Поэтому удачно вписывается в программу уроки «Чувства Родины», «В тебе рождается патриот и гражданин», «Христианская семья»
На уроках, посвященных нравственным идеалам мы вспоминаем смелых и мужественных защитников Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве. Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».
Нормы-образцы нравственного поведения в культуре Отечества (труженик, патриот, воин, коллективист) рассматриваются на многих уроках. Особо обращаем внимание на понятие «патриот». Обучающиеся должны знать, что это не только человек, любящий свою Родину, но и готовый ради нее на ратные и трудовые подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Завершается изучение курса разделом «Судьба и Родина едины». И это одни из самых непростых уроков. На них подводятся итоги курса, рассматриваются понятия «государство», «гражданин», «патриотизм». Эпиграфом к уроку можно взять слова Т.Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Важным элементом содержания патриотического воспитания на уроках ОРКСЭ является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, используя ресурсы уроков: «Россия наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству». Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Обратимся к урокам «Основы православной культуры»
Так в рамках курса рассматриваются темы, непосредственно связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Непосредственно на уроках ребята могут узнать о награждениях и подвигах из архивных документов Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих родственниках.
Формирование патриотического сознания и воспитания у младших школьников продолжается и во внеурочной деятельности.
-Заочные экскурсии (по городам-героям, к памятникам архитектуры.)
-Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных произведений)
-Конкурс чтецов «Виктория»
-Экскурсии в Охинский краеведческий музей
-Библиотечные часы в мобильной библиотеке № 13
-Конкурс рисунков
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания ребёнка.
Хочется верить, что наши ученики согласятся со словами поэта:
В сердце ты у каждого
Родина – Россия.
Белые березки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
Фундамент такого отношения закладывается на уроках ОРКСЭ.
Закончить я хочу словами Святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»
Список использованной литературы
1.Левитинский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
2.Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.
3.Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов : [б. и.], 2016. – 59 с. – Библиогр.: с. 56-57 (36 назв.). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
4.Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
5.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Линка – Пресс, 2003
6.Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мицияка и др. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"
Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....
Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе
Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ
Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же»....
Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах
Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классахЦели урока:1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и с...
Воспитание патриотизма на уроках ОПК в начальной школе .
Цели и задачи патриотического воспитания в начальной школе.Воспитание младших школьников на примере героического прошлого нашей Родины.Внеклассная работа по предмету....
Воспитание основ патриотизма на уроках ОРКСЭ. Из опыта работы. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих"
Выступление на городском семинаре "Великая Победа: наследие и наследники"...
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ в начальной школе («Основы религиозных культур и светской этике»)
Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках ОРКСЭ...