Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
рабочая программа

В программе представлено КТП  по духовно - нравственному воспитанию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_dnr_moya.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Управление образования г. Калуги

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

п. Воротынск  Бабынинского района Калужской области

Рабочая программа

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время»

учителя начальных классов

Новиковой Елены Николаевны

2017 год

Введение                                                                                                                    стр.

1.Актуальность  работы                                                                                            3 -4

2. Условия возникновения и становления опыта.                                                   3 - 4

3. Условия для достижения поставленных задач                                                    4 -5

4. Цель и задачи                                                                                                          5 - 6

5. Приемы, методы, формы  работы с детьми и родителями                                 6 -7

6. Уровни усвоения учебного материала                                                                 7

7. Прогнозируемые результаты реализации по направлению                                7-8

Материалы и ресурсы

Список литературы, интернет ресурсов                                              

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности детей начальной школы « Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» создана на основе факультативного курса «Введение в народоведение» (автор - М.Ю.Новицкая).

Новизна программы в содержании изучаемого материала, количестве часов, сроках реализации. Данная программа соответствует требованиям ФГОС, содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, заключение, материально-техническое обеспечение, литературу для учителя и учащихся.

Программа включает региональный компонент, показывает результативность работы учителя.

Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры школьника. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни. Этот курс приобщает детей к глубинному традиционному наследию, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной народной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства.

Актуальность программы заключается в формировании гражданской позиции младшего школьника, в развитии его творческих способностей, получению дополнительного образования. Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Формирование знаний истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. По результатам изучения мнения родителей учащихся начальных классов, 3/4 опрошенных хотели бы, чтобы их ребёнок знал историю своего края, имел представления о культуре русского народа и своих земляков.

А особенность младшего школьного возраста и заключается в потребности проявить себя в общении со взрослыми, в играх, в КТД, в раскрытии своих душевных качеств. Но у детей недостаточно имеются представления о культуре своего народа. Поэтому, целесообразно расширить эти представления на основе изучения фольклора, декоративно – прикладного искусства  и истории «малой родины».

Основное содержание обучения.

Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Калужского края в частности.

Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.

Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к четвёртому.

Цель программы: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент  в освоении учащимися национальной культуры, на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи:

- расширение кругозора знаний у учащихся и умение использовать имеющиеся знания  в повседневной жизни;

- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

-развивать интерес к русским традициям и промыслам;

-Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, привитие любви к малой родине, чувства патриотизма.

- воспитание бережного отношения к природе и всему живому;

- формирование  толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, коммуникативной и общекультурной компетенций.

Описание места курса во внеурочной деятельности

Объем занятий по курсу «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время»  включает 34 часа в год (1 час в неделю) в 1 классе, 35 часов в год(1 час в неделю) 2 -4 класс.

Программа курса «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» разработана и ориентирована на учащихся  начальных  классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю 35—40 минут.
Программа включает в себя 34, 35 занятий.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. 

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. 

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. 

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. 

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. 
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Новизна  курса: в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям..

Актуальность программы “Духовно –нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время” заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Программа курса включает следующие разделы:

-традиции и обрядовые праздники;

-русские народные игры;

-знакомство с русским народным искусством;

- народные приметы;

-устное народное творчество;

- предания и былины;

Формы и методы организации занятий

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а

предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования   устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

групповые;

индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;

работа в парах;

работа микрогруппах;

самостоятельная форма работы.

 Методы передачи информации:

1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Обучающие методы:

1.Словесные:

убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;

метод личного примера

3. Практические:

Метод моделирования изделий

Метод мыслительных экспериментов

Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза

Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки

Метод игры.

 Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

 Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:

коллективности творчества,

импровизационность в передаче народного искусства,

организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

Формы итоговой работы:

Сообщения, доклады. Творческие работы. Презентация творческих работ. Проекты.

Планируемые результаты освоения программы данного курса

Содержание программы курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования. 

Личностные результаты.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

Метапредметные результаты

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность

 научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
  • пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники
  • создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
  • узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
  • различать образцы  музыкального фольклора,  народные  музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
  • различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов  России и своего региона;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства,  изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные  виды  профессий (с  учетом  региональных особенностей); влияние  технологической  деятельности  человека  на  окружающую среду и здоровье;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте

В сфере регулятивных УУД   обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

 В  сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

  Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • задавать вопросы;
  • владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

Требования к знаниям, умения, навыкам к концу курса

 К концу  1 года обучения дети должны знать и уметь различать  малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (ткачество, глиняная игрушка и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

К концу второго года обучения дети должны знать традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных программой, ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный православный календарь, научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

 Личность обучающегося определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

По окончании   учебного факультативного курса обучающийся характеризуется: Знанием основ народных традиций.

- Знанием основы народного календаря.

-Развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования.

- Умением трудом добиваться своей цели.

- Способностью работать в едином темпе со всем коллективом.

-Эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

- Способностью к ответственному поведению.

- Принятием и соблюдением социальных этических норм.

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Качество обучения.

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество обучения»

  • Уровень обученности обучающихся.
  • Стабильность  списочного состава.
  • Мотивация занятий.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся.
  •  Микроклимат на занятиях..
  •  Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;
  • Самооценка личности (адекватность, динамика);
  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные)
  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивной коммуникации)

Параметры  оценивания:

1

Патриотическое развитие личности ребёнка.

Отношение ребёнка к родной культуре, к семье.

2

Нравственное развитие личности ребёнка

Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка.

3

Эстетическое развитие личности ребёнка

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

4

Освоение материала

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

5

Степень погружения

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

Учебно – тематический план 1 класс ( всего 33ч, 1 час в неделю)

№п/п

Темы занятий

Содержание

Дата

1.

«Что летом родится, -зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете.

Практическая часть. Зарисовка загадок о летних явлениях природы.

2.

«Кузьминки – об осени поминки».

Знакомство с народными обычаями, приметами, связанные с Днем Кузьмы и Демьяна.

Практическая часть. Исполнение песен и плясок, загадывание загадок

3.

«Путешествие в древний Воротынск»

Знакомство с историей образования Воротынска,  ролью в развитии его князей Воротынских.

4.

Заслуги моих земляков

Зачитывание интересных эпизодов из жизни своих земляков, составление письма – благодарности землякам (экскурсия в музей).

5,6,

«Древний Воротынск глазами детей» (проект)

Практическая часть. Работа  Создание русской избы (составление орнамента наличника, конька, « строительство» избы).

7.

Моя родина сегодня и в будущем

Беседа о развитии поселка, его изменениях, показ презентации

8.

Посещение краеведческого музея г. Калуги (экскурсия)

Практическая часть. Знакомство с историей Калужской губернии, укладом жизни, проведением новогоднего праздника  в 18 веке.

9.

Мой класс – часть моей родины

Знакомство  с образом класса в разные исторические эпохи, изменение школьных принадлежностей в разные времена, рисунки по теме, сочинения о своём первом учителе. Беседа о единстве в классе дружбе.

Практическая часть. Сочинение о своем учителе.

10.

«Жизнь и занятия моих предков»

Знакомство с бытом, одеждой, занятиями  людей древней Руси.

Практическая часть.   Раскрашивание предметов быта, одежды,

11.

«Куклы – обереги»

Знакомство с куклами – оберегами, их предназначением на Руси.

Практическая часть. Куклотерапия (игры с куклами).

12.

Выставка современной куклы

Знакомство с историей возникновения кукол у других народов.

Практическая часть. Посещение музейной экспозиции.

13.

Устное народное творчество

Проигрывание русских народных сказок. Обсуждение характера героев сказки. Практическая часть. Рисование понравившегося героя из сказки. Урок из произведения.

14

«Зимняя нежность»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.  

Практическая часть. Самостоятельное  применение знаний на практике. Выставка работ.

15

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».

Знакомство с плясовыми частушками. Практическая часть. Исполнение частушек.

16, 17.

Масленица

Практическая часть. Знакомство с праздником Масленицы с показом презентации. Проведение праздника в классе с русскими народными играми, с поеданием блинов.

18

Вербное воскресенье

Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе.  

Практическая часть. Изготовление поздравительной открытки из природного материала.

19,20,2122,23.

Пасха

Знакомство с праздником Пасхи. Практическая часть.  Роспись пасхальных яиц в технике «Декупаж», постановка и показ пасхальной сказки «Теремок».

24.

Посещение  Спасо – Воротынского монастыря (экскурсия)

Знакомство с образованием монастыря, изучение церковных обычаев Практическая часть. Показ послушницам пасхальной сказки.

25,26, 27, 28

Мы помним наших земляков

Знание имён земляков,  в честь которых названы улицы посёлка, какие подвиги они совершили, проведение Кл. часа на тему «Дети войны» с участием пожилых людей, показ презентации по теме,  Практическая часть. Изготовление  и вручение поздравительных открыток ветеранам

29

«Моя семья – часть моего народа»

Знакомство с родословной своей семьи.  Практическая часть. Рисование дерева родословной.

30,31

День семьи (проект)

Знакомство с традициями своей семьи. Рисование рисунка своей семьи.

Практическая часть. Изготовление проекта «Ромашковая поляна», коллективная работа «Ромашки в вазе»

32.

Заповедные тропинки (воспитание у детей бережного отношения, заботы, любви к окружающему миру)

Знакомство с национальным парком «Угра»  с показом слайдов, знакомство с о страницами из  Красной книги Калужской области. Составление Красной книги, рисование рисунков на экологическую тему, составление экологического календаря, выставка.

33.

Поход на место образования первого Воротынска

Практическая часть. На практике знакомство с историей образования первого  Воротынска,  сделали раскопки – нашли фрагменты посуды древних земляков, составили коллекцию. Апплицирование  древнего города по представлению детей.

Учебно – тематический план 2 класс ( всего 35 ч, 1 час в неделю)

№п/п

Тема занятий

содержание

1

«Хлеб -всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба.  Практическая часть. Знакомство с жерновами и их использованием.

2

«Гость на гость - хозяйке радость»

 Знакомство  с правилами поведения в гостях. Практическая часть.  Лепка посуды.

3

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Знакомство детей с самоваром. Практическая часть. Составляем и иллюстрируем загадки.

4

Хозяйкины помощники. Кукла - многоручка

Беседа  и знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Знакомство с куклой многоручкой. Практическая часть. Составление сказки  про предметы быта.

5

«Жили- были дед и баба»

Знакомство детей традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой).  Практическая часть. Разыгрывание сюжета сказки «Три медведя»

6

 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

 Знакомство детей с историей праздника, его православными обычаями и традициями.

7,8,9

«Русская изба»

Знакомство детей с традициями строительства избы, её мебелью жителями дома. Практическая часть.  Проект. Лепка русской избы.

10

 Зимний труд наших предков

  Знакомство с зимним трудом наших предков.

Практическая часть.   Раскрашивание фрагмента старинной прялки.

11,12

Хозяйкой дом стоит.

   Знакомство с обрядовыми куклами. Куватка.

 Практическая часть.    Изготовление оберега «Куватка»

13,14,15,16

  Рождество Христово

Знакомство детей с историей праздника, его обычаями.

 Практическая часть. Рисование по теме праздника. Инсценировка рождественской сказки «Ёлочка»

17

«Гусельки мои, расписные»

Знакомство с пословицами, поговорками о русских народных инструментах - гуслями. Практическая часть. Просмотр фильма «Садко», обсуждение качеств героев фильма.

18,19,20,

Русская матрёшка.

Рассказ об истории возникновения матрёшки. Практическая часть. Апплицирование  детьми семёновской матрёшки по образцу.  Праздник «В гости к нам пришла матрешка»

21

«Двор без животных, что дом без хозяина»

Знакомство детей  с домашними животными. Практическая часть .Проект «Крестьянский двор»

22

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» Практическая часть. Составление рассказа о взаимовыручке и поддержке из собственного опыта.

23

 «Гостья Масленица пришла, отворяй ворота»

  Углубить знания детей о празднике Масленице, традициях и обычаях её проведения.

24

«Народные песни и заклички на  Масленицу и весну,».

Знакомство с песенным творчеством русского народа. Практическая часть разучивание песенок, закличек, работа над сценарием праздника.  

25

 «Масленицу  принимаем,     Масленицу ублажаем!»

 Практическая часть. Изготовление куклы – Масленицы.

26

 Подготовка и проведение праздника  Масленицы

Праздник «Масленица в Берендеевом Царстве»

27

 Мужской весенний труд, его старинные орудия

   Знакомство со старинными орудиями труда.

Практическая часть. Разгадывание загадок об орудиях труда

28

«Гончаровые мастеровые»

Рассказ о гончарном промысле. Знакомство с филимоновским промыслом.

Практическая часть. Лепка филимоноской игрушки.

29,03

Старинная женская работа в разные времена года

Углубление знаний о старинной женской работе.

Практическая часть. Ткачество, кружевное плетение из бумаги.

31,32

  «Золотая Хохлома»

Знакомство с хохломской росписью. Практическая часть. Изготовление посуды в технике  «Папье – маше». Роспись посуды.

33

 «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет»

Знакомство с летними праздниками и трудом наших предков.

Практическая часть

Завершение рисунка начала жатвы – «зажинки»

34

   

 

35

  Историко – туристический поход по родному краю. Место образования второго Воротынска

. Практическая часть. Узнали несколько версий появления второго Воротынска, познакомились с традициями и местом проживания наших далеких земляков и хорошо отдохнули.

                                                         3 класс

1

«Кузьминки – об осени поминки».

2

   Праздник урожая

3

В лес по грибы.

4-5

 «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги».  

6

«Без частушек прожить можно, да чего-то не живут».

7-8

«Песня – душа народа»

9-10

 «Весёлые музыканты»

11-12

«Мы кормушку смастерили»

13 -14

«Зима не лето, - в шубу одето».

15,16,17

«Зимний вечер - долог»

18-19

«Зимние святки»

20 -21  

«Природные стихии в русском народном творчестве»

22

«От древности до наших дней»

23

 «Дом не велик, а стоять не велит»

24,25,

Русская матрёшка.

24

«Алексей – с гор вода».

25

«Вербное воскресенье

26 -27

Пасха

28,29,

30

« С куклами возиться – бытию учиться»

31,32

  • «Богатырь умрет, имя его останется».

32

Ляльник.

33

 

34

 

35

Итоговое занятие

4 класс
(35 часов,  1 час в неделю)

1-2

«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй»

Знакомство детей с основным занятием русских крестьян,видами полевых работ, а также  процессом выпечки хлеба. Практическая часть. Работа с пластилином, лепка хлеба.

2часа

3-4

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды. Практическая часть. Шитьё фартука.

2 часа

5-6

«Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна»

. Знакомство детей  с традиционным видом женского рукоделия – прядением и плетением. Практическа часть. Плетение из ниток.

2 часа

7-8

Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельце.

Знакомство детей  с традиционным видом женского рукоделия – ткачеством. Практическая часть. Плетение из ниток.

2 часа

9-10

Земледельческий календарь

Знакомство с народным календарём. Практическая часть.Аппликация «Трактор в поле»

2 часа

11-14

Крестьянская игрушка.

 Знакомство детей с русской народной игрушкой — самоделкой. Практическая часть. Изготовление кукол из ткани.

2 часа

15 -16

  • «Жизнь дана на добрые дела».

Знакомство с русскими народными произведениями о духовно – нравственных качествах человека. Практическая часть. Написание сказки на тему «Доброта в моей жизни».

1 час

17-18

Деревенские посиделки.

Знакомство с традициями зимних вечеров. Практическая часть. Исполнение русских народных песен, игр.

2 часа

19-20

Русский самовар и чаепитие на Руси

Знакомство с традицией чаепития. Практическая часть. Завариваем чай.

2 часа

21-22

Из истории головных уборов.

Знакомство с головными уборами на Руси. Практическая часть. Изготовление из бумаги аппликации.

2 часа

23-24

Мужская и женская обувь.

Беседа  о том, что носили в старину. Практическая часть. Рисуем лапти.

2 часа

25-26

Одежда крестьянина.

Как выглядела одежда бедняка, богатого человека. Практическая часть. Изготовление поделки из бумаги. «Сарафан».

2 часа

27-28

Потешный промысел.

Знакомство детей с крупнейшими центрами «потешного промысла». Практическая часть. Инсценирование и исполнение потешек и прибауток.

2 часа

29-30

Домащние обереги.

Знакомство с оберегами дома. Практическая часть. Изготовление «Домовёнка».

2 часа

31-32

Семейные обереги.

 Знакомство с оберегами семьи.Практическая часть. Изготовление колокольчиков из бумаги.

2 часа

33-34

Традиции семьи.

Знакомство с традициями семейного воспитания. Практическая часть. Составление родословного древа.

2  часа

35

Итоговое занятие.

Исполнение частушек, песен, русских танцев, игр.

1 час

Методическая литература:

  1. Аникин  В. П. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 2005.
  2. Абортов Ю. А. Русская народная роспись по дереву. М., 2000.
  3. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 2002.
  4. Зиновьев Н. М. Искусство палеха. М., 1999.
  5. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. М., 2006.
  6. Брудная Л. И. Энциклопедия обычаев и обрядов. С Пб., 1996.
  7. Дайн Г. Л. Русская игрушка. М. 2003.
  8. Вохринцева С. Окружающий мир. Раскраски. Дымковская игрушка. Жостовская роспись. Гжель. Народные костюмы.
  9. Ананьев Г. А. «Князь Воротынский»изд. «Граница» Москва, 1994 год
  10. КГИМО «Любить – значит помогать»г. Калуга 2011год
  11. Анохина Т. В., иеромонах Макарий «Наше Отечество – Святая Русь» г. Калуга
  12.  Правительство Калужской области. Программа «Малая Родина» Калужский край. Издательский дом «Красная площадь» г. Москва 1998 год
  13. Министерство образования Калужской области. Методическое пособие для начальных классов «Использование потенциала фильмов духовно – нравственной направленности в современной школе» г. Калуга 2011 год
  14. Администрация Калужской области . Рабочая тетрадь от 6+. «Мы живем здесь» г. Москва 2015 год
  15. Ларичева Е. М.  «Земля моих предков» п. Воротынск 2006 год
  16. Калужская иепархия «850 лет Спасо – Воротынский монастырь» 2012 год
  17. Баталин А. М. «город Воротынск и князья Воротынские в истории России» г. Калуга 1995 год
  18. Демидов А. М. «наша Родина – Бабынинский район» г. Тула 2004 год
  19. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные  игры г.Москва «Просвещение»1986 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Актуальность духовно- нравственного воспитания в школе обусловлена оторванностью молодого поколения  от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; падением у...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...