Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
рабочая программа
В программе представлено КТП по духовно - нравственному воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dnr_moya.docx | 49.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Управление образования г. Калуги
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области
Рабочая программа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время»
учителя начальных классов
Новиковой Елены Николаевны
2017 год
Введение стр.
1.Актуальность работы 3 -4
2. Условия возникновения и становления опыта. 3 - 4
3. Условия для достижения поставленных задач 4 -5
4. Цель и задачи 5 - 6
5. Приемы, методы, формы работы с детьми и родителями 6 -7
6. Уровни усвоения учебного материала 7
7. Прогнозируемые результаты реализации по направлению 7-8
Материалы и ресурсы
Список литературы, интернет ресурсов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности детей начальной школы « Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» создана на основе факультативного курса «Введение в народоведение» (автор - М.Ю.Новицкая).
Новизна программы в содержании изучаемого материала, количестве часов, сроках реализации. Данная программа соответствует требованиям ФГОС, содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, заключение, материально-техническое обеспечение, литературу для учителя и учащихся.
Программа включает региональный компонент, показывает результативность работы учителя.
Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры школьника. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни. Этот курс приобщает детей к глубинному традиционному наследию, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной народной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства.
Актуальность программы заключается в формировании гражданской позиции младшего школьника, в развитии его творческих способностей, получению дополнительного образования. Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Формирование знаний истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. По результатам изучения мнения родителей учащихся начальных классов, 3/4 опрошенных хотели бы, чтобы их ребёнок знал историю своего края, имел представления о культуре русского народа и своих земляков.
А особенность младшего школьного возраста и заключается в потребности проявить себя в общении со взрослыми, в играх, в КТД, в раскрытии своих душевных качеств. Но у детей недостаточно имеются представления о культуре своего народа. Поэтому, целесообразно расширить эти представления на основе изучения фольклора, декоративно – прикладного искусства и истории «малой родины».
Основное содержание обучения.
Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Калужского края в частности.
Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к четвёртому.
Цель программы: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении учащимися национальной культуры, на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями материальной и духовной среды.
Задачи:
- расширение кругозора знаний у учащихся и умение использовать имеющиеся знания в повседневной жизни;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
-Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, привитие любви к малой родине, чувства патриотизма.
- воспитание бережного отношения к природе и всему живому;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, коммуникативной и общекультурной компетенций.
Описание места курса во внеурочной деятельности
Объем занятий по курсу «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» включает 34 часа в год (1 час в неделю) в 1 классе, 35 часов в год(1 час в неделю) 2 -4 класс.
Программа курса «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время» разработана и ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю 35—40 минут.
Программа включает в себя 34, 35 занятий.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Новизна курса: в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям..
Актуальность программы “Духовно –нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время” заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Программа курса включает следующие разделы:
-традиции и обрядовые праздники;
-русские народные игры;
-знакомство с русским народным искусством;
- народные приметы;
-устное народное творчество;
- предания и былины;
Формы и методы организации занятий
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а
предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.
Формы работы:
групповые;
индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
работа в парах;
работа микрогруппах;
самостоятельная форма работы.
Методы передачи информации:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Обучающие методы:
1.Словесные:
убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество
2. Наглядные:
наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;
метод личного примера
3. Практические:
Метод моделирования изделий
Метод мыслительных экспериментов
Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза
Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки
Метод игры.
Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.
Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.
Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:
коллективности творчества,
импровизационность в передаче народного искусства,
организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.
При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.
Формы итоговой работы:
Сообщения, доклады. Творческие работы. Презентация творческих работ. Проекты.
Планируемые результаты освоения программы данного курса
Содержание программы курса направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Личностные результаты.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Метапредметные результаты
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность
научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
- пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
- узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
- различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
- различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы;
- владеть диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
Требования к знаниям, умения, навыкам к концу курса
К концу 1 года обучения дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (ткачество, глиняная игрушка и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
К концу второго года обучения дети должны знать традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных программой, ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный православный календарь, научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
Личность обучающегося определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
По окончании учебного факультативного курса обучающийся характеризуется: Знанием основ народных традиций.
- Знанием основы народного календаря.
-Развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования.
- Умением трудом добиваться своей цели.
- Способностью работать в едином темпе со всем коллективом.
-Эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
- Способностью к ответственному поведению.
- Принятием и соблюдением социальных этических норм.
Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:
Качество обучения.
Качество воспитания.
Качество развития.
Блок «Качество обучения»
- Уровень обученности обучающихся.
- Стабильность списочного состава.
- Мотивация занятий.
Блок «Качество воспитания»
- Уровень воспитанности учащихся.
- Микроклимат на занятиях..
- Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.
Блок «Качество развития»
- Уровень развития познавательных способностей;
- Самооценка личности (адекватность, динамика);
- Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные)
- Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивной коммуникации)
Параметры оценивания:
1 | Патриотическое развитие личности ребёнка. | Отношение ребёнка к родной культуре, к семье. |
2 | Нравственное развитие личности ребёнка | Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка. |
3 | Эстетическое развитие личности ребёнка | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
4 | Освоение материала | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. |
5 | Степень погружения | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. |
Учебно – тематический план 1 класс ( всего 33ч, 1 час в неделю)
№п/п | Темы занятий | Содержание | Дата |
1. | «Что летом родится, -зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Практическая часть. Зарисовка загадок о летних явлениях природы. | |
2. | «Кузьминки – об осени поминки». | Знакомство с народными обычаями, приметами, связанные с Днем Кузьмы и Демьяна. Практическая часть. Исполнение песен и плясок, загадывание загадок | |
3. | «Путешествие в древний Воротынск» | Знакомство с историей образования Воротынска, ролью в развитии его князей Воротынских. | |
4. | Заслуги моих земляков | Зачитывание интересных эпизодов из жизни своих земляков, составление письма – благодарности землякам (экскурсия в музей). | |
5,6, | «Древний Воротынск глазами детей» (проект) | Практическая часть. Работа Создание русской избы (составление орнамента наличника, конька, « строительство» избы). | |
7. | Моя родина сегодня и в будущем | Беседа о развитии поселка, его изменениях, показ презентации | |
8. | Посещение краеведческого музея г. Калуги (экскурсия) | Практическая часть. Знакомство с историей Калужской губернии, укладом жизни, проведением новогоднего праздника в 18 веке. | |
9. | Мой класс – часть моей родины | Знакомство с образом класса в разные исторические эпохи, изменение школьных принадлежностей в разные времена, рисунки по теме, сочинения о своём первом учителе. Беседа о единстве в классе дружбе. Практическая часть. Сочинение о своем учителе. | |
10. | «Жизнь и занятия моих предков» | Знакомство с бытом, одеждой, занятиями людей древней Руси. Практическая часть. Раскрашивание предметов быта, одежды, | |
11. | «Куклы – обереги» | Знакомство с куклами – оберегами, их предназначением на Руси. Практическая часть. Куклотерапия (игры с куклами). | |
12. | Выставка современной куклы | Знакомство с историей возникновения кукол у других народов. Практическая часть. Посещение музейной экспозиции. | |
13. | Устное народное творчество | Проигрывание русских народных сказок. Обсуждение характера героев сказки. Практическая часть. Рисование понравившегося героя из сказки. Урок из произведения. | |
14 | «Зимняя нежность» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. Практическая часть. Самостоятельное применение знаний на практике. Выставка работ. | |
15 | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут». | Знакомство с плясовыми частушками. Практическая часть. Исполнение частушек. | |
16, 17. | Масленица | Практическая часть. Знакомство с праздником Масленицы с показом презентации. Проведение праздника в классе с русскими народными играми, с поеданием блинов. | |
18 | Вербное воскресенье | Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Практическая часть. Изготовление поздравительной открытки из природного материала. | |
19,20,2122,23. | Пасха | Знакомство с праздником Пасхи. Практическая часть. Роспись пасхальных яиц в технике «Декупаж», постановка и показ пасхальной сказки «Теремок». | |
24. | Посещение Спасо – Воротынского монастыря (экскурсия) | Знакомство с образованием монастыря, изучение церковных обычаев Практическая часть. Показ послушницам пасхальной сказки. | |
25,26, 27, 28 | Мы помним наших земляков | Знание имён земляков, в честь которых названы улицы посёлка, какие подвиги они совершили, проведение Кл. часа на тему «Дети войны» с участием пожилых людей, показ презентации по теме, Практическая часть. Изготовление и вручение поздравительных открыток ветеранам | |
29 | «Моя семья – часть моего народа» | Знакомство с родословной своей семьи. Практическая часть. Рисование дерева родословной. | |
30,31 | День семьи (проект) | Знакомство с традициями своей семьи. Рисование рисунка своей семьи. Практическая часть. Изготовление проекта «Ромашковая поляна», коллективная работа «Ромашки в вазе» | |
32. | Заповедные тропинки (воспитание у детей бережного отношения, заботы, любви к окружающему миру) | Знакомство с национальным парком «Угра» с показом слайдов, знакомство с о страницами из Красной книги Калужской области. Составление Красной книги, рисование рисунков на экологическую тему, составление экологического календаря, выставка. | |
33. | Поход на место образования первого Воротынска | Практическая часть. На практике знакомство с историей образования первого Воротынска, сделали раскопки – нашли фрагменты посуды древних земляков, составили коллекцию. Апплицирование древнего города по представлению детей. |
Учебно – тематический план 2 класс ( всего 35 ч, 1 час в неделю)
№п/п | Тема занятий | содержание | |||||||
1 | «Хлеб -всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Практическая часть. Знакомство с жерновами и их использованием. | |||||||
2 | «Гость на гость - хозяйке радость» | Знакомство с правилами поведения в гостях. Практическая часть. Лепка посуды. | |||||||
3 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». | Знакомство детей с самоваром. Практическая часть. Составляем и иллюстрируем загадки. | |||||||
4 | Хозяйкины помощники. Кукла - многоручка | Беседа и знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Знакомство с куклой многоручкой. Практическая часть. Составление сказки про предметы быта. | |||||||
5 | «Жили- были дед и баба» | Знакомство детей традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой). Практическая часть. Разыгрывание сюжета сказки «Три медведя» | |||||||
6 | Праздник Покрова Пресвятой Богородицы | Знакомство детей с историей праздника, его православными обычаями и традициями. | |||||||
7,8,9 | «Русская изба» | Знакомство детей с традициями строительства избы, её мебелью жителями дома. Практическая часть. Проект. Лепка русской избы. | |||||||
10 | Зимний труд наших предков | Знакомство с зимним трудом наших предков. Практическая часть. Раскрашивание фрагмента старинной прялки. | |||||||
11,12 | Хозяйкой дом стоит. | Знакомство с обрядовыми куклами. Куватка. Практическая часть. Изготовление оберега «Куватка» | |||||||
13,14,15,16 | Рождество Христово | Знакомство детей с историей праздника, его обычаями. Практическая часть. Рисование по теме праздника. Инсценировка рождественской сказки «Ёлочка» | |||||||
17 | «Гусельки мои, расписные» | Знакомство с пословицами, поговорками о русских народных инструментах - гуслями. Практическая часть. Просмотр фильма «Садко», обсуждение качеств героев фильма. | |||||||
18,19,20, | Русская матрёшка. | Рассказ об истории возникновения матрёшки. Практическая часть. Апплицирование детьми семёновской матрёшки по образцу. Праздник «В гости к нам пришла матрешка» | |||||||
21 | «Двор без животных, что дом без хозяина» | Знакомство детей с домашними животными. Практическая часть .Проект «Крестьянский двор» | |||||||
22 | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» Практическая часть. Составление рассказа о взаимовыручке и поддержке из собственного опыта. | |||||||
23 | «Гостья Масленица пришла, отворяй ворота» | Углубить знания детей о празднике Масленице, традициях и обычаях её проведения. | |||||||
24 | «Народные песни и заклички на Масленицу и весну,». | Знакомство с песенным творчеством русского народа. Практическая часть разучивание песенок, закличек, работа над сценарием праздника. | |||||||
25 | «Масленицу принимаем, Масленицу ублажаем!» | Практическая часть. Изготовление куклы – Масленицы. | |||||||
26 | Подготовка и проведение праздника Масленицы | Праздник «Масленица в Берендеевом Царстве» | |||||||
27 | Мужской весенний труд, его старинные орудия | Знакомство со старинными орудиями труда. Практическая часть. Разгадывание загадок об орудиях труда | |||||||
28 | «Гончаровые мастеровые» | Рассказ о гончарном промысле. Знакомство с филимоновским промыслом. Практическая часть. Лепка филимоноской игрушки. | |||||||
29,03 | Старинная женская работа в разные времена года | Углубление знаний о старинной женской работе. Практическая часть. Ткачество, кружевное плетение из бумаги. | |||||||
31,32 | «Золотая Хохлома» | Знакомство с хохломской росписью. Практическая часть. Изготовление посуды в технике «Папье – маше». Роспись посуды. | |||||||
33 | «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет» | Знакомство с летними праздниками и трудом наших предков. Практическая часть Завершение рисунка начала жатвы – «зажинки» | |||||||
34 |
|
| |||||||
35 | Историко – туристический поход по родному краю. Место образования второго Воротынска | . Практическая часть. Узнали несколько версий появления второго Воротынска, познакомились с традициями и местом проживания наших далеких земляков и хорошо отдохнули. | |||||||
3 класс | |||||||||
1 | «Кузьминки – об осени поминки». | ||||||||
2 | Праздник урожая | ||||||||
3 | В лес по грибы. | ||||||||
4-5 | «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги». | ||||||||
6 | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут». | ||||||||
7-8 | «Песня – душа народа» | ||||||||
9-10 | «Весёлые музыканты» | ||||||||
11-12 | «Мы кормушку смастерили» | ||||||||
13 -14 | «Зима не лето, - в шубу одето». | ||||||||
15,16,17 | «Зимний вечер - долог» | ||||||||
18-19 | «Зимние святки» | ||||||||
20 -21 | «Природные стихии в русском народном творчестве» | ||||||||
22 | «От древности до наших дней» | ||||||||
23 | «Дом не велик, а стоять не велит» | ||||||||
24,25, | Русская матрёшка. | ||||||||
24 | «Алексей – с гор вода». | ||||||||
25 | «Вербное воскресенье | ||||||||
26 -27 | Пасха | ||||||||
28,29, 30 | « С куклами возиться – бытию учиться» | ||||||||
31,32 |
| ||||||||
32 | Ляльник. | ||||||||
33 |
| ||||||||
34 |
| ||||||||
35 | Итоговое занятие |
4 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
1-2 | «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй» | Знакомство детей с основным занятием русских крестьян,видами полевых работ, а также процессом выпечки хлеба. Практическая часть. Работа с пластилином, лепка хлеба. | 2часа | |
3-4 | «Как рубашка в поле выросла» | Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды. Практическая часть. Шитьё фартука. | 2 часа | |
5-6 | «Сия прялка изрядна- хозяюшка обрядна» | . Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением и плетением. Практическа часть. Плетение из ниток. | 2 часа | |
7-8 | Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельце. | Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – ткачеством. Практическая часть. Плетение из ниток. | 2 часа | |
9-10 | Земледельческий календарь | Знакомство с народным календарём. Практическая часть.Аппликация «Трактор в поле» | 2 часа | |
11-14 | Крестьянская игрушка. | Знакомство детей с русской народной игрушкой — самоделкой. Практическая часть. Изготовление кукол из ткани. | 2 часа | |
15 -16 |
| Знакомство с русскими народными произведениями о духовно – нравственных качествах человека. Практическая часть. Написание сказки на тему «Доброта в моей жизни». | 1 час | |
17-18 | Деревенские посиделки. | Знакомство с традициями зимних вечеров. Практическая часть. Исполнение русских народных песен, игр. | 2 часа | |
19-20 | Русский самовар и чаепитие на Руси | Знакомство с традицией чаепития. Практическая часть. Завариваем чай. | 2 часа | |
21-22 | Из истории головных уборов. | Знакомство с головными уборами на Руси. Практическая часть. Изготовление из бумаги аппликации. | 2 часа | |
23-24 | Мужская и женская обувь. | Беседа о том, что носили в старину. Практическая часть. Рисуем лапти. | 2 часа | |
25-26 | Одежда крестьянина. | Как выглядела одежда бедняка, богатого человека. Практическая часть. Изготовление поделки из бумаги. «Сарафан». | 2 часа | |
27-28 | Потешный промысел. | Знакомство детей с крупнейшими центрами «потешного промысла». Практическая часть. Инсценирование и исполнение потешек и прибауток. | 2 часа | |
29-30 | Домащние обереги. | Знакомство с оберегами дома. Практическая часть. Изготовление «Домовёнка». | 2 часа | |
31-32 | Семейные обереги. | Знакомство с оберегами семьи.Практическая часть. Изготовление колокольчиков из бумаги. | 2 часа | |
33-34 | Традиции семьи. | Знакомство с традициями семейного воспитания. Практическая часть. Составление родословного древа. | 2 часа | |
35 | Итоговое занятие. | Исполнение частушек, песен, русских танцев, игр. | 1 час |
Методическая литература:
- Аникин В. П. «Живая вода» Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 2005.
- Абортов Ю. А. Русская народная роспись по дереву. М., 2000.
- Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 2002.
- Зиновьев Н. М. Искусство палеха. М., 1999.
- Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. М., 2006.
- Брудная Л. И. Энциклопедия обычаев и обрядов. С Пб., 1996.
- Дайн Г. Л. Русская игрушка. М. 2003.
- Вохринцева С. Окружающий мир. Раскраски. Дымковская игрушка. Жостовская роспись. Гжель. Народные костюмы.
- Ананьев Г. А. «Князь Воротынский»изд. «Граница» Москва, 1994 год
- КГИМО «Любить – значит помогать»г. Калуга 2011год
- Анохина Т. В., иеромонах Макарий «Наше Отечество – Святая Русь» г. Калуга
- Правительство Калужской области. Программа «Малая Родина» Калужский край. Издательский дом «Красная площадь» г. Москва 1998 год
- Министерство образования Калужской области. Методическое пособие для начальных классов «Использование потенциала фильмов духовно – нравственной направленности в современной школе» г. Калуга 2011 год
- Администрация Калужской области . Рабочая тетрадь от 6+. «Мы живем здесь» г. Москва 2015 год
- Ларичева Е. М. «Земля моих предков» п. Воротынск 2006 год
- Калужская иепархия «850 лет Спасо – Воротынский монастырь» 2012 год
- Баталин А. М. «город Воротынск и князья Воротынские в истории России» г. Калуга 1995 год
- Демидов А. М. «наша Родина – Бабынинский район» г. Тула 2004 год
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры г.Москва «Просвещение»1986 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Актуальность духовно- нравственного воспитания в школе обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; падением у...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...