Программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
проект на тему
Актуальность духовно- нравственного воспитания в школе обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества ; взаимопониманием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma.doc | 72 КБ |
pogramma.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №25 VI вида»
с. Красногвардейское
Утверждаю:
Директор ГКС (К) ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №25 VI вида»
____________ Жваков А.Ю.
Дополнительная образовательная программа по
духовно-нравственному воспитанию младших школьников:
« Я и мир»
срок реализации: 2014-2018г.
Составитель: учитель Таран Т.А.
с. Красногвардейское, 2014г.
Пояснительная записка.
Нормативно – правовой и документальной основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской федерации «Об образовании»;
-Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 "О государственной'" До программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы";
-Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
- Приказ министерства образования РФ от 18.10.99 г. № 574 "Об утверждении «программы развития воспитания в системе образования России»;
-Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности− гражданина России ;
- Устав общеобразовательного учреждения .
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные игры, провоцирующие насилие и жестокость. Да и от школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка – Воспитание гражданственности, патриотизма, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
– Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, закон и правопорядок,
свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
– Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
– Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
– Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье
нравственное, психологическое.
– Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; планета Земля; экологическое сознание.
– Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Учебно-тематический план
Формы | Мероприятия | Сроки | |
1 класс | Беседа (этическая, нравственная, эстетическая). Час общения, театрализация, конкурсы, соревнования, экскурсии. | «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться – всегда пригодиться», «Твое здоровье», «Мы пришли в театр», «Мы в музее», «Пробуждение природы», «К вам пришли гости», «Наш зеленый друг. Слушаем пение птиц» «Что значит – быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец», «Новогодняя сказка», «Прощание с букварем», «Масленица», Фестиваль патриотической песни, «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов«Природа», «Салют, Победа!» «Лучший рисунок», «Безопасное поведение», «Весёлые старты», «Зимние забавы», «Папа, мама, я – спортивная семья».«Правила безопасности», и др | В течении года |
2-3 классы | Беседы, час общения, конкурсы, КВН, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии. | «Здравствуй, школа», «Все мы – дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое Конституция?» «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Кто такие коллекционеры» «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья», «Хочу и надо – трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Москва», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я хочу быть здоровым , - я учусь быть здоровым» и др.«Осенний праздник», « осенний букет» конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов «Славим женщину мать», «День Земли», « День птиц». «Масленица», «Вместе весело шагать», «Мои друзья», « Зимние забавы», «Богатырские забавы», «История моей семьи», «Мир моих увлечений» «Профессии моих родителей»,«Мои любимые герои».«Я – гражданин России», «Я и мир вокруг меня», «Птичья столовая», «Поселок, в котором я живу» Встреча с ветеранами ВОВ «Мы славим Вас!» и т.д. | В течении года |
4 класс | Дискуссия, час общения, театрализация, конкурсы, соревнования, диспут, игра –путешествие, ролевые игры, просмотр фильмов, экскурсии. | «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «Я вам пишу… этикет письма», «Нужны ли сегодня рыцари», «А гражданином быть обязан», «Путешествие по тропе здоровья», «Древо моей семьи», «Великие люди Москвы», «По страницам истории Отечества. Битва под Москвой»», «Современные литературные герои», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?», «Расскажи о своей любимой книге», «Зима, зимушка-зима», «Кто спасёт землю?», «Масленица» «Осторожно, дети!», «Зимние забавы», конкурс чтецов « Славам тебя – Россия»» и др. Тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами запаса. «Формула здоровья», КВН и т.д. | В течении года |
Таким образом, в тематическом плане прослеживается несколько направлений работы:
духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения);
воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые, прогулки, экскурсии.);
культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов);
нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам);
гражданское и патриотическое воспитание;
социальное развитие;
приобщение к истокам русской культуры.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
- Развитие и воспитание ценностного отношения к Отечеству.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к миру, негативного отношения к войне и насилию.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к труду и людям труда.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к культуре, культурным ценностям ,к культуре поведения.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к другим людям, гуманного, милосердного сострадательного отношения к человеку.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к здоровью.
Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы ежегодно в мае.
Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
- Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения.
3.Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Список литературы
1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
4. Андрианов М.А. «Философия для детей» Минск, 2003.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
7. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
8. Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
9. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
10.Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
11.Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
12.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
13.От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль, 2001
14.Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
15.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006 16.Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 17.Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
18.Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
19.Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004. 20.Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
21.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. 22.Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990. 23.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.32 24.Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991. 25.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №25 VI вида»
с. Красногвардейское
Утверждаю:
Директор ГКС (К) ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №25 VI вида»
____________ Жваков А.Ю.
Дополнительная образовательная программа по
духовно-нравственному воспитанию младших школьников:
« Я и мир»
срок реализации: 2014-2018г.
Составитель: учитель Таран Т.А.
с. Красногвардейское, 2014г.
Пояснительная записка.
Нормативно – правовой и документальной основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской федерации «Об образовании»;
-Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122 "О государственной'" До программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы";
-Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
- Приказ министерства образования РФ от 18.10.99 г. № 574 "Об утверждении «программы развития воспитания в системе образования России»;
-Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности− гражданина России ;
- Устав общеобразовательного учреждения .
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные игры, провоцирующие насилие и жестокость. Да и от школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка – Воспитание гражданственности, патриотизма, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
– Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, закон и правопорядок,
свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
– Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
– Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
– Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье
нравственное, психологическое.
– Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; планета Земля; экологическое сознание.
– Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Учебно-тематический план
Формы | Мероприятия | Сроки | |
1 класс | Беседа (этическая, нравственная, эстетическая). Час общения, театрализация, конкурсы, соревнования, экскурсии. | «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться – всегда пригодиться», «Твое здоровье», «Мы пришли в театр», «Мы в музее», «Пробуждение природы», «К вам пришли гости», «Наш зеленый друг. Слушаем пение птиц» «Что значит – быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец», «Новогодняя сказка», «Прощание с букварем», «Масленица», Фестиваль патриотической песни, «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов«Природа», «Салют, Победа!» «Лучший рисунок», «Безопасное поведение», «Весёлые старты», «Зимние забавы», «Папа, мама, я – спортивная семья».«Правила безопасности», и др | В течении года |
2-3 классы | Беседы, час общения, конкурсы, КВН, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии. | «Здравствуй, школа», «Все мы – дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое Конституция?» «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Кто такие коллекционеры» «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья», «Хочу и надо – трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Люблю, тебя, Москва», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я хочу быть здоровым , - я учусь быть здоровым» и др.«Осенний праздник», « осенний букет» конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка», конкурс чтецов «Славим женщину мать», «День Земли», « День птиц». «Масленица», «Вместе весело шагать», «Мои друзья», « Зимние забавы», «Богатырские забавы», «История моей семьи», «Мир моих увлечений» «Профессии моих родителей»,«Мои любимые герои».«Я – гражданин России», «Я и мир вокруг меня», «Птичья столовая», «Поселок, в котором я живу» Встреча с ветеранами ВОВ «Мы славим Вас!» и т.д. | В течении года |
4 класс | Дискуссия, час общения, театрализация, конкурсы, соревнования, диспут, игра –путешествие, ролевые игры, просмотр фильмов, экскурсии. | «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий», «Я вам пишу… этикет письма», «Нужны ли сегодня рыцари», «А гражданином быть обязан», «Путешествие по тропе здоровья», «Древо моей семьи», «Великие люди Москвы», «По страницам истории Отечества. Битва под Москвой»», «Современные литературные герои», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?», «Расскажи о своей любимой книге», «Зима, зимушка-зима», «Кто спасёт землю?», «Масленица» «Осторожно, дети!», «Зимние забавы», конкурс чтецов « Славам тебя – Россия»» и др. Тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами запаса. «Формула здоровья», КВН и т.д. | В течении года |
Таким образом, в тематическом плане прослеживается несколько направлений работы:
духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения);
воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые, прогулки, экскурсии.);
культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов);
нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам);
гражданское и патриотическое воспитание;
социальное развитие;
приобщение к истокам русской культуры.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
- Развитие и воспитание ценностного отношения к Отечеству.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к миру, негативного отношения к войне и насилию.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к труду и людям труда.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к культуре, культурным ценностям ,к культуре поведения.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к другим людям, гуманного, милосердного сострадательного отношения к человеку.
- Развитие и воспитание ценностного отношения к здоровью.
Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы ежегодно в мае.
Диагностика: Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
- Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения.
3.Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Список литературы
1. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
3. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
4. Андрианов М.А. «Философия для детей» Минск, 2003.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
7. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
8. Дубенский Ю.П., Тихоненко И.Г. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Омск 2008
9. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
10.Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
11.Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
12.Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
13.От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании». – Ярославль, 2001
14.Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
15.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006 16.Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 17.Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
18.Степанов Е.Н. « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
19.Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004. 20.Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
21.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. 22.Шилова М.И.Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990. 23.Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.32 24.Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991. 25.Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. Москва, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....