Программа воспитания
рабочая программа (1 класс)
Программа воспитательной работы 1 класс 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_mkou_yastrebovskaya_ssh.docx | 64.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа»
Согласовано: Заместитель директора по УВР_____________________ /Л.В.Бронникова/ | Утверждаю:директор школы________________ /А.Н. Козлова / Приказ № 03 - 02 - 41 от « 30 » августа 2021г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 1 КЛАССЕ
Классный руководитель:
Гриценко Светлана Петровна
2021 -2022 г., с Ястребово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МКОУ «Ястребовская СШ» (далее – Программа) разработана в соответствии с Примерной программой воспитания, утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно - методического объединения по общему образованию.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ МКОУ «Ястребовская СШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенных ФГОС: формирование основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания определяет систему работы с обучающимися в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МКОУ «Ястребовская СШ» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условия его эффективности.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
На внешкольном уровне: | |
Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего школу социума («Помоги пойти учиться», «Трудовой десант», «С днём добра и уважения» и др.); | Социально – значимые проекты |
Регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, села, района, страны (Большое родительское собрание, встречи обучающихся, педагогов и родителей с представителями КДН и ЗП, ОПДН, ГИБДД, Уставные уроки т.д.). | Открытые дискуссионные площадки |
Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям («Обелиск», «Бессмертный полк», «Алая лента», «Георгиевская лента» и др.). | Всероссийские акции |
На школьном уровне: | |
Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы («Торжественная линейка 1 сентября»; «Концерт, посвящённый Дню Матери»; новогодние утренники и вечеринки; Праздник строя и песни; «Концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта»; Последний звонок; дни здоровья; цикл дел, посвященных Дню Победы). | Общешкольные праздники, школьный проект |
Дела, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся. Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», праздник «Прощание с букварём», выпускной вечер, церемонии награждения по итогам года). | Торжественные ритуалы, церемонии награждения, посвящения |
На уровне классов: | |
Делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; | Выборные собрания обучающихся |
Реализация общешкольных ключевых дел; | Участие школьных классов |
Итоговый анализ общешкольных ключевых дел в рамках класса, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. | Отчетный час для обучающихся, педагогов и родителей |
На индивидуальном уровне: | |
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве ответственного участника в роли: постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); | Распределение и поручение ролей обучающимся класса |
Освоение навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; | Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) |
Наблюдение за поведением обучающегося, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; | Организованные ситуации подготовки, проведения и анализа ключевых дел |
Коррекция поведения обучающегося (при необходимости) через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. | Частные беседы с обучающимся; Включение в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося |
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Работа с классным коллективом: | |
Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе результатов. Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. | Классные часы, Уроки мужества, классные КТД |
Познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, творческая, деятельность, позволяющая вовлечь учеников с самыми разными потребностями (возможность самореализоваться), установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса | Интересные и полезные для личностного развития обучающегося, совместные дела с обучающимися вверенного класса (проект добрых и полезных дел) |
Сплочение коллектива класса через:
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. | - Символика класса; -Игры и тренинги; - Походы и экскурсии, - Празднования в классе; - Внутриклассные «огоньки» и вечера |
Освоение норм и правил общения, которым учащиеся должны следовать в школе. | Правовой классный час по выработке совместно с обучающимися законов класса |
Индивидуальная работа с обучающимися: | |
Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через погружение обучающегося в мир человеческих отношений и соотнесение результатов наблюдения с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) - со школьным психологом; | - Наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, - Беседы по актуальным нравственным проблемам; |
Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; | - Индивидуальное собеседование с ребёнком, родителями; - Встречи с педагогом – психологом; - Ситуации успеха для ребёнка |
Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; | Мониторинг личных достижений каждого учащегося класса |
Коррекция поведения обучающегося (при необходимости) | - Частные беседы с ребёнком, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; - Тренинги общения со школьным психологом; - Персональное ответственное поручение |
Работа с учителями, преподающими в классе: | |
Формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися; | Регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками |
Интеграция воспитательных влияний на обучающихся; | Мини-педсоветы по решению конкретных проблем класса |
Привлечение учителей-предметников к участию, дающему педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; | Внутриклассные дела |
Привлечение учителей-предметников к участию для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. | Родительские собрания класса |
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: | |
Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; | - Классные родительские собрания; - Индивидуальные встречи; - Информация на школьном сайте, - - Посещение на дому; - Диалог в родительских группах в соц.сетях |
Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками; | - Педагогические ситуации на классных родительских собраниях; -Индивидуальные консультации; - Организация встреч с учителями – предметниками, педагогом – психологом; - Памятки для родителей. |
Обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; | Родительские классные собрания |
Соуправление образовательной организацией в решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся; | Работа с родительским комитетом класса |
Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; | - Приглашение на уроки, классные собрания; - Предложение роли организатора внеклассного мероприятия. |
Сплочение семьи и школы. | Семейные праздники, конкурсы, соревнования |
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поддержку в детских объединениях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для формирования уверенности в собственных силах, коррекции самооценки;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Познавательная деятельность | |
Передача обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое. 1-4 классы: 1 класс – «Пиши-читай»; 2 класс – «Работа с текстом»; 3 класс – «Слово и текст»; 4 класс – «Вдумчивый читатель».
| - Курсы внеурочной деятельности, - Факультатив, кружок, - Подготовка и участие в олимпиадах, интеллектуальных викторинах |
Художественное творчество | |
Просоциальная самореализация обучающихся, направленная на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. | - Творческие конкурсы, - Посещение выставок, походы в кино, театры, - Организация тематических творческих концертов, выставок |
Проблемно-ценностное общение | |
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 1-4 классы:
| - Курсы внеурочной деятельности, - Развивающий час общения; |
Воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, формирование у них навыков самообслуживающего труда. | Социально – значимый проект, трудовой десант, акция |
Спортивно-оздоровительная деятельность | |
Физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. | - Секции, - Походы, - Акции, - Подготовка и проведение спортивных соревнований |
Трудовая деятельность | |
Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. | - Акциях, субботники, - Профилактические беседы и встречи со специалистами |
Игровая деятельность | |
Раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. | Групповые проекты |
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета | -Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, -Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - Предметные олимпиады; - Единый тематический урок |
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися | - Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию; - Дидактический театр – обыгрывание смоделированных ситуаций; - Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие) |
Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь установлению доброжелательной атмосферы во время урока | Игровые процедуры (моменты, ситуации, сюжетно – ролевые игры) |
Формирование социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи; | Шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над одноклассниками, имеющими учебные затруднения |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся для приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения | - Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; - Конкурсы проектов; - Предметные недели |
3.5. Модуль «Детское самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
На уровне классов: | |
Представление интересов класса в общешкольных делах и координация работы класса с работой классных руководителей; | Лидеры класса, выбранные по собственной инициативе и предложениям классного коллектива |
Ответственность за различные направления работы класса | Выборные органы самоуправления класса |
Организация жизни детских групп на принципах самоуправления | - Система распределяемых среди участников ответственных должностей (поручений); - Периодические самоотчеты о результатах выполненного поручения |
На индивидуальном уровне: | |
Инициация и организация проведения личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); | Классные сборы по планированию, организации, проведению и анализу общешкольных и внутриклассных дел; |
Самоконтроль и самооценка выполнения выбранной роли (поручения) | Рефлексивный час (анализ результатов выполнения поручения) |
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Российское движение школьников (РДШ) - общественно государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формирования личности (Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»). В своей деятельности РДШ (первичное отделение) реализует Календарь дней единых действий Российского движения школьников и основные направления РДШ:
Воспитательная работа по реализации модуля
Направления | Формы деятельности |
Личностное развитие Участие в конкурсах, организованных на разных уровнях, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; любовь к здоровому образу жизни. | - Участие в районных, региональных или российских творческих конкурсах, акциях, - Профильные события - фестивали, конкурсы, соревнования, акции по профилактике вредных привычек и антисоциального поведения, - Мероприятия, направленные на популяризацию комплекса ГТО |
Гражданская активность Участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом (участие школьников в проведении акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников, таких как: «Спорт-как альтернатива пагубным привычкам», «Молодежь выбирает жизнь», «Остановим ВИЧ, СПИД» и т.д.) | - Акции, - Трудовые десанты, - Выпуск буклетов, оформление стендов |
Информационно-медийное направление Организация деятельности школьного пресс-центра, ведение блога и сообщества в соцсетях | - Школьный пресс-центр, - Сообщество в соцсетях |
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет - ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
- индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
Формирование наглядными средствами положительных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия («Правовой уголок», «Уголок по профориентации», «Уголок по БДД», «РДШ» и т.д.) | Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций и т.п.) и их периодическая переориентация |
Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетического осмысления мира | - Выставки творческих работ обучающихся; картин определенного художественного стиля; фотоотчетов об интересных школьных событиях |
Оборудование спортивных, оздоровительно-рекреационных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий | Зоны активного и тихого отдыха в свободном пространстве школы; |
Формирование познавательного интереса к чтению через доступные формы общего пользования книгами | Стеллажи свободного книгообмена в вестибюле школы |
Проявление фантазии и творческих способностей, создающих повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися; | Совместное благоустройство классных кабинетов силами педагогов, учащихся и их родителей |
Оформление пространства проведения конкретных школьных событий | Событийный дизайн праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих проектов, выставок, собраний, конференций и т.п. |
Совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации | Символика класса и школы: флаг школы (класса), гимн школы (класса), эмблема школы (класса), логотип, элементы школьного костюма и т.п. |
Благоустройство различных участков пришкольной территории | Конкурсы творческих проектов |
Акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. |
3.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности | Формы деятельности |
На групповом уровне: | |
Участие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся | Общешкольный родительский комитет и Совет школы |
Обсуждение вопросов возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися специалистов | Родительские гостиные: мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением |
Посещение школьных уроков и внеурочных занятий для получения представления о ходе учебно - воспитательного процесса в школе | Родительские дни |
Обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся | Общешкольные родительские собрания |
Получение рекомендаций и советов от профессиональных психологов, врачей, социальных работников | - Родительский форум, онлайн - анкетирование на школьном интернет-сайте, в родительских группах; - Виртуальные консультации психологов и педагогических работников; - Анкетирование (опросы) |
Родительский клуб «Ты не один» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предоставляющий родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения | |
На индивидуальном уровне: | |
Решение острых конфликтных ситуаций; | Консультации и мероприятия специалистов |
Обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; | Педагогические консилиумы |
Помощь со стороны родителей | Подготовка и проведение общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности |
Координация воспитательных усилий педагогических работников и родителей | Индивидуальное консультирование участников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания
Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...