План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
методическая разработка
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ашковская основная школа»
План выявления и изучения
индивидуальных особенностей
обучающихся
Бушуева Н.В.
Учитель начальных классов
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.
Задачи:
1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой активности детей;
2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.
3 .Определить норму и отклонение.
4. Проанализировать полученные факты.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:
- Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
- Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
- Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
- Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
- По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
- Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
- педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
- педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
- педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств младших школьников можно использовать следующие методики.
№п/п | Наименование диагностики, методики (автор), источник | Цель: | Форма проведения | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Методика «Изучение уровня внимания у школьников». (Гальперин П.Я, Кабылицкая С.Л.) Классные часы с психологом | - изучение уровня внимания и самоконтроля; | Работа с текстом, наблюдение. | ноябрь | |
2 | Методика «Исследование кратковременной памяти». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина) Классные часы с психологом | - определение объёма кратковременной зрительной памяти; | Работа с таблицей чисел. | декабрь | |
3 | Методика «Изучение самооценки личности». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина) Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.314 | - нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу» | Работа с текстом | январь | |
4 | Методика «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». (Тест Гудинаф-Харриса) Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. С.С.Степанов Москва 2007 «Творческий центр» с.33 | -определение уровня IQ обучающихся; | Работа с рисунком, беседа. | февраль | |
5 | Методика «Образная память» (Р.Римская, С.Римский) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.64 | -изучение уровня образной памяти детей; | Работа с таблицей рисунков. | март | |
6 | Методика «Опосредованное запоминание» (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.75 | - исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления. | Работа с карточками-картинками. | март | |
7 | Методика «Выделение существенных признаков». (Р.Римская, С.Римский) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.108 | - исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, определение преобладания конкретного или абстракного мышления; | Опросник | Апрель | |
8 | Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся». (Л.Н.Канина) | -на основе выявленных критериев и эмпирических показателей определить уровень сформированности творческой активности у учащихся; | Анкета. | Апрель | |
9 | Методика «Круги» (Методика Вартега) Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.283 | -измерение свойств интеллектуальной деятельности. | Графический и рисуночный тест. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295372-1379004983.jpg)
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся 3 класса
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся. Задачи:1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой акт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-735-1421170381.jpg)
Индивидуальные особенности обучающихся и специфика работы
Как помощь школьникам в обучении при разном способе восприятия информации. Материал предназначен для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-246915-1366817366.jpg)
«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...
Педагогическое наблюдение как метод изучения индивидуальных особенностей ребёнка
У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня ...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/18/picture-1373030-1639854612.jpg)
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1493070-1698730584.png)
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...