Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно
материал
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_3._uchet_individualnyh_osobennostey_obuchayushchihsya.docx | 17.2 КБ |
razdel_3._uchet_individualnyh_osobennostey_obuchayushchihsya.docx | 19.37 КБ |
monitoring_3_1_1.pdf | 254.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефедова Майя Михайловна
Учитель начальных классов
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации поставленных целей образования. Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности, опираюсь на индивидуальные особенности обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Учитывая особенности каждого ребенка, на уроках осуществляю дифференцированный личностно-ориентированный подход, применяю технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления. Это позволяет каждому ребенку усваивать знания по своим способностям. Так же, осуществлению личностного развития, на мой взгляд, способствует дифференцированный подход к образовательному процессу. Дифференцированная организация образовательной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, а с другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Дифференцированный подход в обучении часто применяю через работу в парах, группах, что даёт возможность уделить внимание каждому ученику, составить задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При данной работе, важно систематически использовать те современные педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования.
Активное использование на уроках элементов игровых технологий, например, учащимся задаётся загадка. На экран помещается слово, где буквы закрыты, как в кроссворде. Нажимая на «окошечко», появляется задание, выполнив которое даёт возможность открыть одну букву. Вот так можно проверить домашнее задание или с интересом отработать умения и навыки у обучающихся.
Работа с технологией проектной деятельности дает возможность развивать познавательный интерес. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Эту технологию я часто использую на уроках литературы и окружающего мира. Получив домашнее задание, обучающиеся создают презентации, находят иллюстрации, готовят доклады. Всё это даёт возможность достигнуть поставленных перед ними цели.
Информационно-коммуникационные технологии использую для проверки знаний обучающихся, для построения собственной траектории процесса образования обучающегося на уроке, использую образовательную платформу Учи.ру., что позволяет использовать элементы данной технологии.
Элементы проблемного обучения, дают возможность не только достигнуть образовательных задач в процессе урока, но и подтолкнуть некоторых обучающихся к углубленному изучению той или иной проблемы.
Создание ситуации успеха –это один из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации к учению. Портфолио помогает вести персонифицированный учет достижений ученика, как инструмент педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Здоровьесберегающие технологии применяю на уроках, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы: физкультминутки для учащихся: Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся: чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху); - проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики для глаз, физкультминуток; - наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу); - соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей).
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Предварительный просмотр:
Нефедова Майя Михайловна
Учитель начальных классов
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий
и методик
Образовательную я строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей. На основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка, в соответствии с потребностями, склонностями, интересами, темпом развития подбираю разноуровневые задания и упражнения, позволяющие определить цели и задачи траектории индивидуального развития обучающегося.
Взаимодействие с детьми строится по следующим направлениям: использование технологий и методов обучения, направленных на актуализацию личностного опыта ученика, на организацию творческой деятельности обучающихся. В основе лежит развивающее и проблемное обучение, использую здоровьесберегающие технологии.
Развивающее обучение
Педагогическая технология становления учебной самостоятельности школьников в условиях реализации ФГОС – опыт не новый, хорошо представленный в развивающей технологии.
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Оно пришло на смену объяснительно-иллюстративному способу обучения.
Основные отличия развивающего обучения:
1) Основная роль педагога в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
2) Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, педагог должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности.
3) На основе полученных данных педагог конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
В результате введения ФГОС, все программы НОО направлены на развитие самостоятельности школьников, то есть обучение становится развивающим. Дети должны самостоятельно формулировать цель, задачи, тему занятия, а педагог должен корректировать, направлять их деятельность в правильное русло. Появляется оценка своей деятельности учащимися, на занятии создаются различные проблемные ситуации и т. д.
Основополагающими развивающими системами стали развивающая система Л.В. Занкова и система Эльконина-Давыдова. В 1995 - 1996 гг. система Леонида Владимировича Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.
Одна из важнейших задач этой системы - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Самостоятельность ученика в освоении материала, творческий подход к его постижению - вот основные принципы системы Л.В. Занкова.
В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот - сначала даются примеры, а потом ученики самостоятельно делают теоретические выводы. Усвоенный материал проверяется как обычно - контрольными и отметками.
Изучение материала идет в высоком темпе, требует самостоятельности в поиске и усвоении информации и подойдет далеко не каждому ученику.
Проблемное обучение
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия педагога и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.
Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным, по мнению М.И. Махмутова, оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».
Проблемная ситуация - это, по определению А.М. Матюшкина, «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:
а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,
б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,
в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт».
Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения. Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Как создаются проблемные ситуации? Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.
Основные способы создания проблемных ситуаций: сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов, анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д.
В дополнительном образовании в объединении «Начальное техническое моделирование» использую три основных вида здоровьесберегающих технологий;
- санитарно-гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены).
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности).
- физкультурно - (оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).
Данные методики формируют и тренируют у современных подростков и детей способность к сопереживанию и творческому отклику, внимательное отношение к другому человеку и к обществу в целом.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
В данном разделе отражён учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....
2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях творческий
УровеньНазвание мероприятияГодМестоУчастники, призеры, победителиМуниципальныйКонкурс потначально-техническому моделированию и моделированию20162 местоШивит-Доржу АдельРегиональныйТаланты и поклоники2...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...