План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
рабочая программа
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vyyavleniya_i_izucheniya_individualnyh_osobennostey_obuchayushchihsya.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ашковская основная школа»
План выявления и изучения
индивидуальных особенностей
обучающихся
Бушуева Н.В.
Учитель начальных классов
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.
Задачи:
1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой активности детей;
2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.
3 .Определить норму и отклонение.
4. Проанализировать полученные факты.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:
- Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
- Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
- Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
- Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
- По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
- Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
- педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
- педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
- педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств младших школьников можно использовать следующие методики.
№п/п | Наименование диагностики, методики (автор), источник | Цель: | Форма проведения | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Методика «Изучение уровня внимания у школьников». (Гальперин П.Я, Кабылицкая С.Л.) Классные часы с психологом | - изучение уровня внимания и самоконтроля; | Работа с текстом, наблюдение. | ноябрь | |
2 | Методика «Исследование кратковременной памяти». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина) Классные часы с психологом | - определение объёма кратковременной зрительной памяти; | Работа с таблицей чисел. | декабрь | |
3 | Методика «Изучение самооценки личности». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина) Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.314 | - нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу» | Работа с текстом | январь | |
4 | Методика «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». (Тест Гудинаф-Харриса) Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. С.С.Степанов Москва 2007 «Творческий центр» с.33 | -определение уровня IQ обучающихся; | Работа с рисунком, беседа. | февраль | |
5 | Методика «Образная память» (Р.Римская, С.Римский) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.64 | -изучение уровня образной памяти детей; | Работа с таблицей рисунков. | март | |
6 | Методика «Опосредованное запоминание» (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.75 | - исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления. | Работа с карточками-картинками. | март | |
7 | Методика «Выделение существенных признаков». (Р.Римская, С.Римский) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.108 | - исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, определение преобладания конкретного или абстракного мышления; | Опросник | Апрель | |
8 | Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся». (Л.Н.Канина) | -на основе выявленных критериев и эмпирических показателей определить уровень сформированности творческой активности у учащихся; | Анкета. | Апрель | |
9 | Методика «Круги» (Методика Вартега) Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.283 | -измерение свойств интеллектуальной деятельности. | Графический и рисуночный тест. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся 3 класса
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся. Задачи:1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой акт...
План по выявлению способностей обучающихся
План работы...
План работы по выявлению творческих способностей
План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:Наблюдение за воспитанникамиБеседа и анкетирование родителейДиагностированиеЦель: выявление и изучение особенностей творческих...
План по выявлению способностей обучающихся
План работы по выявлению способностей...
План профилактических мероприятий направленных на выявление предотвращений и профилактику суицидного поведения несовершеннолетних
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТСОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТРЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТПОПЫТКИ....
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся...