Квест-игра "За природу в ответе и взрослые и дети"
классный час (4 класс)

Перепелицына Светлана Владимировна

Экологический квест «За природу в ответе и взрослые и дети»  входит в цикл мероприятий экологической направленности в начальной школе.  Данное воспитательное мероприятие поможет с одной стороны обучающимся в совершенствовании своих знаний в области  экологии и  окружающего мира, с другой стороны создаст эмоционально благоприятную среду для формирования патриотизма, эмоциональной отзывчивости, нравственных смыслов. Позволит формировать ответственность и самодисциплину; умение доводить любое дело до конца; нормы взаимодействия с людьми; основы здоровьесбережения.

 

Цель: привлечь внимание обучающихся к глобальным экологическим проблемам, воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

Тематическое направление

«За природу в ответе и взрослые и дети».

Тема методической разработки

                                                      Автор:

Перепелицына Светлана Владимировна,

                                                                          учитель начальных классов,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Пояснительная записка

Тематическое направление: экологическое воспитание.

Тема воспитательного мероприятия: «За природу в ответе и взрослые и дети».

Актуальность: в настоящее время необычайную  остроту  приобрели глобальные экологические проблемы: вопросы быстрого истощения  полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира.  Именно поэтому одним из  приоритетных направлений  воспитательной работы классного руководителя стало экологическое воспитание и образование обучающихся. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. 

Целевая аудитория воспитательного мероприятия:  3-4 класс (9 -10 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):

экологический квест «За природу в ответе и взрослые и дети»  входит в цикл мероприятий экологической направленности в начальной школе.  Данное воспитательное мероприятие поможет с одной стороны обучающимся в совершенствовании своих знаний в области  экологии и  окружающего мира, с другой стороны создаст эмоционально благоприятную среду для формирования патриотизма, эмоциональной отзывчивости, нравственных смыслов. Позволит формировать ответственность и самодисциплину; умение доводить любое дело до конца; нормы взаимодействия с людьми; основы здоровьесбережения.

Цель: привлечь внимание обучающихся к глобальным экологическим проблемам, воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся:
  • развивать коммуникативные умения детей, формировать у них навыки работы в группе;
  • формировать личностное отношение детей к экологическим проблемам;
  • воспитывать  бережное, гуманное отношение к природе.

 Планируемые результаты:

осознание обучающимися значимости приобретаемых знаний об окружающем мире; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению школьных предметов, мотивация к творчеству; формирование и развитие стремления изучать, беречь и охранять природу.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее   выбора: квест-игра.  

Квест - инновационная форма организации образовательной деятельности, которая способствует развитию активной деятельностной позиции обучающихся  в ходе решения игровых поисковых задач. С помощью квест-игры дети полностью погружаются в происходящее, получают положительные эмоции, включаются в решение поставленных задач. Такие игры не только позволяют каждому участнику проявить свои знания, но и способствуют развитию коммуникационных взаимодействий между детьми, их сплочению.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, проблемная, технология системно-деятельностного подхода.

Методы и приемы: демонстрация, работа с информационным материалом, наблюдение, осмысление, работа с картой, групповая работа, метод поиска правильного решения.

Для проведения квеста необходимы: педагогические работники или волонтёры (родители или обучающиеся старших классов) для организации работы каждой станции; компьютер и проектор для демонстрации видеороликов и презентации PowerPoint, раздаточный материал (карточки с заданиями), эмблемы – капельки разного цвета, корзины для мусора (коробки), цветные карандаши и фломастеры, листы цветной бумаги.  

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Для поведения игры необходимо подготовить 3 станции «Сохраним энергию!», «Скажем мусору – нет!»,  «По страничкам Красной книги». На каждой станции обучающиеся получают информацию, необходимую для выполнения задания. Разрабатываются маршрутные листы (приложение1), презентации PowerPoint для демонстрации на станциях (приложение 2). От каждого класса приглашаются по 4 обучающихся. Команды формируются путём жеребьёвки: ребята вытаскивают капельки разного цвета, по цвету капелек формируются три разновозрастных команды. Название команды придумывают сами, подписывают на маршрутном листе. После организационного момента  команды начинают движение в соответствии со своим маршрутными листами. Цель игры: собрать кусочки пазла (планета Земля).

Ход мероприятия

I этап. Организационный.

Обучающиеся собираются в актовом зале.

Ведущий: Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня в нашу школу  пришло очень тревожное письмо.  Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Послушайте:

«Дорогие ребята! Обращаются к вам за помощью ваши потомки. В недалёком будущем на нашей любимой планете Земля  возникла экологическая катастрофа, в последствие развития цивилизации загрязнены атмосфера, почва, вода, гибнут растения и животные.  Жить на планете стало очень сложно. Наши учёные нашли способ отправить  в прошлое это послание, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!»

— Ну что, ребята, поможем нашим потомкам? Покажем, что еще не все потеряно. Возможно сохранить нашу планету.

Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологическом квесте    

«За природу в ответе и взрослые и дети».

Каждой команде предстоит пройти 3 станций. Выполнив задания,  вы станете экспертами в решении современных экологических проблем. На станциях вас встретят организаторы.   Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций.  После выполнения заданий на станциях, вы будете получать часть большого пазла – планета Земля, который мы соберём все вместе и покажем нашим потомкам – земля будет чистой и защищённой.

Формирование команд происходит путём жеребьёвки (по цветам капелек). Команды сами придумывают названия, представляют себя.

II этап. Основной.

Станция «Сохраним энергию!»

Ведущий на станции:

Свет, тепло, вода и газ

Просто так не льются,

И природой нам они

Даром не даются.

Среди множества проблем

В нашем поколении

Предстоит решить вопрос

Энергосбережения!

Вы прослушали стихотворение.  Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой станции?

Тема энергосбережения сегодня очень важна. Она затрагивает важную глобальную проблему человечества в целом и каждого человека в отдельности. Задания на этой станции  поможет вам вспомнить основные понятия, правила и рекомендации, позволяющие нам всем стать бережливыми   и заботливыми гражданами своей страны.

Просмотр видеоролика:

https://www.youtube.com/watch?v=TskB4zVSR7s

Задание:

Ведущий:  На доске прикреплены лампочки накаливания (рисунок/слайд). Вашей команде необходимо заменить их на энергосберегающие. Это возможно сделать только в том случае,  если вы решите задачи по энергосбережению. Сколько задач вы решите, столько лампочек сможете заметить. Вам даётся 5 минут на выполнение этого задания.

Задачи:

1. За неделю израсходовали 105 л. воды. Какой будет расход воды за 1 день? Сколько за 30  дней?  (15 л – 1 день, 450 л – за 30 дней).\

2. В зале горит в люстре 5 ламп, в месяц нагорает 50 кВт/ч, уменьшили количество лампочек   до 3-х. Какова экономия электроэнергии за месяц?

(10 кВт/ч – 1 лампа, 30 кВт/ч – 3 лампы, 20 кВт/ч- экономия).

3. Люминесцентная лампа потребляет в три раза меньше электроэнергии, чем лампа  накаливания. Какая будет экономия электроэнергии при использовании люминесцентной  лампы за 10 дней, если простая лампа накаливания потребляет день 90 Вт? (30 Вт потребляет люминесцентная лампа, 900 Вт – 10 дней лампа накаливания, 300 Вт за 10 дней люминесцентная).

Дети получают карточки с задачами. За каждую правильно решённую задачу, команда получает право заменить лампочку накаливания на энергосберегающую.

По количество заменённых лампочек, команда получает баллы (1-3)

Также команде вручается часть пазла «планета Земля»

Станция «Скажем мусору «НЕТ!»

Чтобы понять, о чём пойдёт разговор на данной станции, ведущий  предлагает командам разгадать ребусы: бумага, пластик, металлолом, продукты.

C:\Users\Света\Downloads\бумага.png

C:\Users\Света\Downloads\пластик.png

C:\Users\Света\Downloads\металлолом.png

C:\Users\Света\Downloads\продукты.png

Детям необходимо понять, что объёдиняет отгадки – мусор, отходы.

Ведущий:  На этой станции мы поговорим о мусоре. О том, что и куда мы выбрасываем, как загрязняем природу, как можно уменьшить количество мусора.  На сегодня загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор не уничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора с Гималаи - высочайшие горы мира.

В сопровождении презентации, ведущий рассказывает детям о сроках разложения разного мусора в природе.

Задание:

Предлагаются корзины, на которых написано срок разложения мусора. Детям предоставляются предметы, которые необходимо разложить по корзинам, в зависимости от срока их  разложения в природе: гвоздь, пластиковый пакет, резинка для волос, фантики от конфет, резиновый мячик, яблоко, лимон, металлическая линейка, кусок картонной коробки, батарейка, тюбик от зубной пасты.         

Ведущий проверяет верность выполнения задания. За каждый верно определённый предмет команда получает балл.

Баллы заносятся в маршрутный лист.

После прохождения станции команда получает следующую часть пазла.

Станция «По страницам Красной книги»

Чтобы понять, чему посвящена станция, ведущий загадывает для команды загадки:

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

(чёрный цвет)

У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...

(красный) 

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.

(жёлтый)

Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был...

(зелёный)

Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова.

(книга)

Совестно с ведущим, дети приходят к выводу: книга с разноцветными листами – Красная книга России.  В сопровождении презентации ведущий станции рассказывает о Красной книге России.

Задание:

Команда получает (вытягивает)  карточку с названием одного животного из Красной книги России: кулан, сивуч, жёлтая пеструшка (можно предложить названия других животных или растения).  На сайте: http://biodat.ru/db/rb/index.htm  (Красная книга России)   находят информацию о нем, оформляют  плакат в защиту этого животного. Команде необходимо верно выбрать цвет для своего плаката (красный, жёлтый, чёрный)  

За верно выбранный  цвет страницы, команда получает один балл,

за созданный плакат -  5 баллов.

После прохождения станции, команда получает следующую часть пазла.

III этап. Итоговый.

После прохождения всех станций, команды собираются в актовом зале для подведения итогов: собирают пазл «планета Земля», ведущие подсчитывают баллы, называют победителей: I – III место.  Каждая команда получает призы, грамоты.  

Рефлексия.

Командам предлагается карта игры, на которой каждый участник закрепляет стикер (на каждой станции)  разного цвета : «было сложно» –красный, «узнал много нового» - зелёный, «было очень интересно» - жёлтый, «было скучно» - фиолетовый.

В заключение ребята все вместе исполняют песню

«Мы хотим, чтоб птицы пели»  музыка Я. Жабко, Слова Е. Карганова

https://www.youtube.com/watch?v=e-Vl42zA0Og


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "За природу в ответе и взрослые и дети"

Конкурс чтецов "За природу в ответе и взрослые и дети" проводится среди учеников 1-4 классов....

Сценарий игры «За природу в ответе и взрослые, и дети»

laquo;За природу в ответе и взрослые, и дети» Цель: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вок...

Заседание клуба "Ребята и Родители" "За природу в ответе и взрослые, и дети"

Творческий групповой проект, цель которого создание социальной ситуации в процессе чтения литературных произведений и изготовления поделок из бросового материала....

Заседание клуба "Ребята и Родители" "За природу в ответе и взрослые, и дети"

Творческий групповой проект, цель которого создание социальной ситуации в процессе чтения литературных произведений и изготовления поделок из бросового материала...

«За природу в ответе, взрослые и дети». (Экологическое расследование)

Аннотация.Данное мероприятие знакомит учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии. Материал «расследования» в игровой форме позволяет обратить...