Программа « Социализация учащихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками на уроках и во внеурочной деятельности"
рабочая программа (3, 4 класс)
Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Социализация обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС: Директор школы:
_______Л.И.Сидоренкова ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1 от 28.08.2018 г. Приказ от 31.08.2018 г. №61/1
Программа
«Социализация учащихся,
работа с одарёнными и высокомотивированными учениками
на уроках и во внеурочной деятельности»
на 2018 - 2020 годы
Руководитель :
Мартынова О.В..,
учитель начальных классов
2018 г.
Программа «Социализация учащихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками
на уроках и во внеурочной деятельности»
Пояснительная записка
Цель: всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося, направленное на совершенствование художественного творчества, осознание учащимися основополагающих принципов нравственности, социального поведения
Задачи:
-Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции. Чувство сопричастности к истории великой Родины.
-Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей и идеалов.
-Осознание роли традиционных религий в становлении культурных и духовно-нравственных традиций народов России, гражданских основ государства.
-Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Развитие творческого потенциала, стимулирование стремления личности к успеху
Сроки реализации программы: 2018-2020 годы
Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
Социализация обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности».
Основные направления программы:
Направления воспитания
Задачи
Личностная культура
1. Формирование представления о морали, нравственности.
2. Знакомство с базовыми национальными ценностями, духовными традициями.
3. Формирование личного нравственного идеала на основе знакомства с выдающимися личностями в истории.
4. Формирование потребности самообразования.
5. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
6. Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
7. Воспитание целеустремленности, настойчивости.
Социальная культура
1. Формирование у обучающихся осознания принадлежности к школьному коллективу.
2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.
2. Знакомство с этническим разнообразием Российской Федерации.
4. Получение навыков овладения простыми профессиями.
5. Осознание ценности человеческой жизни.
6. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Семейная культура
1. Формирование семейного стереотипа на основе примеров искусства (акцент на материнские ценности, понятие женственности, мужественности).
3. Получение знаний о взаимоотношениях в семье.
4 Знакомство с семейными традициями прошлого, преемственностью поколений.
5. Расширение знаний детей о функциях семьи, ее значении в жизни каждого человека;
6. Формирование знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.
7. Воспитание добрых, теплых отношений между детьми.
Гражданственность, патриотизм
1 Знакомство с правами гражданина, основными законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка.
2. Понимание межкультурной коммуникации на основе знакомства с культурами народов России, представителями национальных культур.
3. Формирование гражданского отношения к Отечеству.
4. Знакомство с прошлым Родины, биографиями знаменитых людей.
5. Содержание государственных праздников и их значение.
Этическое сознание
1. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
2. Формирование личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни,
анализу окружающей действительности.
3. Приобретение знаний о базовых ценностях отечественной культуры.
4. Осознание понятий милосердия, любви к ближним.
5. Формирование знаний о нормах поведения в обществе, школе, семье.
6. Организация художественных выставок.
Экологическое воспитание
1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
2. Знания взаимоотношениях человека и природы.
3. Дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира.
4. Воспитание гуманного отношения к человечеству.
5. Формирование бережного отношения к природе как к национальной ценности.
6. Навыки грамотного поведения на природе.
7. Расширение представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года.
Эстетическое воспитание
1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2. Формирование эстетических идеалов.
3. Знакомство с художественными ценностями.
4. Обучение видеть прекрасное вокруг себя.
5. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления.
6. Раскрытие творческих способностей.
7. Формирование эстетического вкуса.
8. Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
9. Применение теоретических знаний об искусстве на практике
10. Приобретение знаний о стилях одежды (дресс-код школьника).
11. Участие в проектах, акциях и творческих конкурсах.
12. Посещение музеев
13. Экскурсии к художественным памятникам области.
Формы работы:
- уроки и внеурочные занятия;
- учебные и социальные проекты, акции;
- научно-практические конференции;
- творческие конкурсы;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы,
- сообщения,
- просмотр и обсуждение видеоматериала
- экскурсии,
- выставки
Мониторинговые исследования:
Методика М. И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, нравственной воспитанности учащихся.
Ожидаемые результаты:
- интеграция учебной и внеучебной деятельности;
- сформированность познавательного потенциала.
- сформированность нравственного потенциала.
- сформированность эстетического потенциала
- вовлеченность обучающихся в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты, творческие конкурсы;
- обучающиеся, родители и учитель получают удовольствие от своей деятельности;
- созданные продукты учебных и социальных проектов можно использовать в учебной и внеурочной деятельности, а также для оформления классного кабинета, помещений школы;
- наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;
- повышение уровня социализации учащихся;
- выпускники школы поступают в учебные заведения по эстетическому профилю обучения
Список литературы:
1. Андреев В.А. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Бочарова Н.А., Романова Л.И. Психопрофилактика социально опасного поведения в образовательном пространстве // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровое поколение: традиции, опыт и перспективы психопрофилактической работы в образовании»: в 2-х частях. Часть I. – Саратов, 2008.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
4. Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма // Инновации в образовании. – № 5 – 2003.
5. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
6. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. – Саратов: Изд-во «Лицей» 1997. – 140 с.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. –272 с.
8. Новикова Т. Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная шк. – 2004. – № 2.
9. Правдина О.В. Ориентация учащихся на ценность образования: теория и практика. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 166 с.
10. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
11.Уроки нравственности: учебно-методический комплект. – ООО «Издательский, образовательный и культурный центр Детство. Отрочество. Юность», 2005.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010, № 1897
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа социализации учащихся начальной школы "Я и мир вокруг"
Цель программы:– формирование образованной, духовно-нравственной и социально адаптированной личности школьника, способной к самореализации....
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...
Программа социализации учащихся с ОВЗ (1-4 классы)
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Цель программы: создание условий, спосо...
Программа социализации учащихся с ОВЗ (1-4 классы)
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Цель программы: создание условий, спосо...
Педагогический проект « Социализация учащихся, работа с одарёнными и высокомотивированными учениками на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
Цель проекта:создание условий для социализации учащихся, воспитания всесторонне и гармонично развитой личности на уроках и во внеурочной деятельности...