Программа социализации учащихся с ОВЗ (1-4 классы)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii.docx | 109.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
социализации учащихся с ОВЗ
(1-4 классы)
Составитель: Рогачкова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №49»
г. Барнаула Алтайского края
тел.:567-082, факс: 567-193
Барнаул 2018
Актуальность
В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в обществе. Образовательный результат определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью учащихся к построению эффективных отношений, способностью к успешному решению проблем, умением взаимодействовать.
Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что учащиеся специальных коррекционных классов испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Причины затруднений социализации таких учащихся связаны с тем,что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром детей данной категории.
Актуальность проблемы обусловила необходимость специальной социально-педагогической программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Задачи:
- Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося.
- Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- Развивать у обучающихся умения и навыки, необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
- Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
- Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Установлено, что социализация обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Исходя из этого, программа включает в себя несколько направлений деятельности:
- Трудовая подготовка
- Социально-бытовая ориентировка и культура поведения и общение
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Каждое направление деятельности планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса. Особенности социализации зависят:
- от характера имеющегося у него дефекта,
- от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций,
- от характера медико-психолого-педагогического воздействия,
- от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов.
Особенностями учащихся с особыми образовательными потребностями являются:
-не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению;
-испытывают значительные трудности в обучении,
-им трудно соблюдать принятые нормы поведения,
-быстрая утомляемость,
-низкая работоспособность,
-отказ от выполнения начатой деятельности,
-часто возникают головные боли,
-повышенная отвлекаемость,
-быстрая утомляемость,
-пониженная работоспособность.
Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразные формы организации мероприятий: демонстрация видеофильмов, конкурсы, экскурсии, заочные путешествия, творческие конкурсы, информационные классные часы, беседы, кружки по интересам, интеллектуальные марафоны ,благотворительные мероприятия, игры, анализ жизненных ситуаций.
Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра-это своеобразная школа жизни. Педагог организует игру и проводит с заранее разработанным планом. Игра способствует расширению знаний об окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации познавательной активности обучающихся. В игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Кроме того, они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам.
В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.
Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.
Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развить стремление к положительным поступкам, к формированию воли.
Основными принципами работы с детьми являются следующие:
− активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности учащихся на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании многообразных форм работы с детьми;
− диалогизация процесса обучения, равноправный диалог учителя с учащимися, учет интересов и потребностей детей, обратная связь;
− активизация внутренней позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемому материалу;
− поддержание оптимальной «атмосферы», тонуса в группе посредством применения психотерапевтических приемов (разрядка, релаксация, приемов общения), сюрпризов, ритуалов;
− создание успешности, подкрепление достижений детей, успехов в общении;
− практическая направленность знаний с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания, умения.
Программа по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социализации учащихся.
Содержание программы
Реализация программы состоит из этапов:
1класс-подготовительный
2-3 класс-основной
4 класс - заключительный
На каждом этапе реализуются следующие направления.
Трудовая подготовка
Социализация и адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья невозможна без трудовой подготовки. Основной мотив труда, который необходимо формировать у учащихся– осознание обучающимися необходимости трудиться, понимание того, что каждый человек должен работать ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь.
Цель: создание условия для коррекции познавательной сферы и недостатков физического развития обучающихся посредством трудового обучения.
Задачи:
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- расширять элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- формировать первоначальные навыки коллективной работы, ;
- Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте; обучать доступным приёмам труда
- воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- · воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе
Трудовая подготовка в специальных (коррекционных) классах содержит в себе существенные коррекционные возможности. Установлено, что труд является эффективным средством коррекции психики. Труд помогает обучающемуся конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления.
Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности.
В процессе ежедневного самообслуживания у учащихся вырабатываются навыки культурного поведения в обществе, в семье и в школе. В процессе общественно-полезной работы ученики учатся жить в коллективе.
Мероприятия
по трудовой подготовке младших школьников
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
Предмет «Трудовое обучение», «Окружающий мир» | Классные часы: «Береги зеленые насаждения», «Все профессии важны» и др.; Праздники «Урожай нашего края»; «Слава труду», «Озеленение школьного участка». Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Строим дом», «В поликлинике», «Поварята» и т.п.. Тематические беседы: «Любой труд в почете», «Почему все должны трудиться», «Профессии нашего города». Чему научат в школе. Организация дежурств. | Объединения по интересам» «Фантазёры (работа с пластилином, бумагой,), «Кукольное ателье» Общешкольные мероприятия выставки «Осенний букет», «Укрась класс к Новому году» , «Все работы хороши…» «Труд кормит, а лень портит». Акция «Помоги книге» Внешкольные виды деятельности Тематические экскурсии в театр, в городской краеведческий музей, наблюдения за людьми различных профессий |
Социально-бытовая ориентировка и культура поведения в обществе
Социально-бытовая ориентировка и культура поведения предполагает социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся необходимых для этого знаний и умений.
Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт.
Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Задачи:
∙ знание правил поведения в школе, семье, общественных местах
∙ уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
∙ установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
∙ бережное, гуманное отношение ко всему живому;
∙ знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным
Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке). Следовательно, культура поведения — это культура общения, культура речи и культура внешнего вида.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, на улице и в общественных местах. Следует отметить, что для успешной социализации данной категории обучающихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков культурного поведения в обществе. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем проще он выражает свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность, тем быстрее и правильнее будут формироваться его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Большое значение имеют занятия с логопедом, в задачи которых входит обучение правильному произношению, грамматическому строю речи, развитие связной речи..
Практика работы показала, что элементарные нормы культурного поведения не всегда привиты детям с ранних лет, педагогам образовательного учреждения приходится восполнять этот пробел.. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению школьных правил.
Мероприятия по социально-бытовой ориентировке и культуре поведения младших школьников
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
Предмет «Окружающий мир», занятия с психологом и логопедом | Классные часы: «Волшебные слова», «Поведение в школе», «Поведение в общественном транспорте»,«Личная гигиена», «Секреты Кота в сапогах». «Твой режим дня», «Правила поведения в столовой» и т.п. «Сюжетно-ролевые игры: «Хозяин и гости», «Как поросенок пришел в гости», «Аптека», «Крошка енот», «В магазине». Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе». | Объединения по интересам «Домоводство», школьный театр «Матрешка» Общешкольные мероприятия Театрализованные постановки «Поступки добрые и злые», «Если бы Колобок сказал…», «Встретились как-то…» Конкурс рисунков : «Любимый город», «Профессии моих родителей», «Космические путешествия», «Любимая сказка». Внешкольные виды деятельности Экскурсии в городской парк, театр, музей, библиотеку |
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.
Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация учащихся. В процессе реализации данного направления происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. Все это, в последствии, поможет обучающемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни.
Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся специального коррекционного класса
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека
Исходя из особенностей психофизического развития обучающихся к способам рациональной организации учебной и внеучебной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни относятся: составление индивидуального маршрута для часто болеющих обучающихся; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и предупреждению утомляемости.
Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики. Другая особенность заключается в необходимости учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии педагогов со школьным врачом.
Важными направлениями являются:
. Снятие эмоционального напряжения
. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности
Мероприятия по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
Предмет «Физическая культура», «Окружающий мир» | Классные часы «Твой режим дня», «Утренняя гимнастика», «Полезные привычки. Как их создать? «Паспорт здоровья, что это» и т.п. Подвижные игры: «Лошадки в цирке», «Попрыгунчики» «Прыгай как мячик». | Объединения по интересам Спортивные секции «Волейбол» «Лыжи» Общешкольные мероприятия Школьная спортивная олимпиада «Надежда». Дни здоровья. Спортивные соревнования между классами «Веселые старты». Праздник «Растем здоровым» Конкурс рисунков: «Олимпиада Сочи-2014», «На старт, внимание», «Любимый вид спорта» |
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что учитывается при организации воспитания и социализации учащихся специального коррекционного класса..
Реализация программы
В 2012 году был сформирован 1 специальный коррекционный класс. Свою работу в классе я начала совместно с психологом с проведения комплекса диагностик по изучению уровня школьной мотивации, тревожности, взаимоотношений в коллективе. На основе полученных данных вместе с родителями и детьми был создан проект образа класса и перспектив его жизнедеятельности.
Уровень тревожности учащихся на начало 2 класса снизился. Увеличилось количество учащихся со средней школьной мотивацией.
Веду работу по созданию благоприятного психологического климата в классе для психического и личностного развития детей.
Учащиеся моего класса находятся в школе с 8-00 до 15-00. После уроков они остаются в своём кабинете в группе продлённого дня. Поэтому в начале 1 класса я разделила кабинет на 4 зоны: учебную, игровую, зону отдыха, гардероб.
Преподаю факультативный курс «Детская риторика в 1 классе» по программе Т. А. Ладыженской. Целью проведения факультативного курса является создание условий для формирования речевой культуры ребёнка, расширение словарного запаса, развития коммуникативных умений детей.
Второй год веду кружок «Бумажное чудо», где задействованы все ученики. На занятиях кружка закрепляем полученные на уроках труда умения работать с бумагой, делаем индивидуальные и коллективные работы из различных видов бумаги, организуем тематические выставки. Это позволяет развивать мелкую моторику рук и все психические процессы учащихся.
Мною была спланирована работа по развитию психологической культуры учащихся (с учётом рекомендаций Л.С. Колмогоровой), проведены тематические занятия с использованием адаптированных психологических методов (беседа, анализ жизненных ситуаций, ролевые игры и драматизации, сочинение историй, мини-конкурсы, рассказы детей). Темы занятий были доступны и интересны детям («Учимся слушать и слышать друг друга», «Как мы видим друг друга», «Как начать и поддержать знакомство», «Давайте говорить друг другу комплименты» и др.). Это позволило мне приобщать учащихся к социальным нормам, помочь учащимся общаться друг с другом на равных.
На весь учебный год были спланированы и проведены экскурсии в школьную и в районные библиотеки города Барнаула, в музеи и театры города. Были проведены совместно с родителями праздники: «День именинника», «Новогодняя сказка», «День защитников Отечества», «Светлый праздник мам и бабушек», «Прощание с первым классом», где каждый ребёнок принимал активное участие. Дети читали стихи, инсценировали небольшие произведения, участвовали в конкурсах, поздравляли друг друга.
Учащиеся принимали активное участие в делах школы. При подготовке к празднику «Красавица осень» дети с помощью родителей составили осенние букеты. Учащиеся с желанием принимали участие в школьных конкурсах рисунков «Правильное питание», «Охрана природы», «День победы», конкурсе газет «Солдаты моей семьи», в краевых и районных конкурсах «Пожарная ярмарка», « Новогодняя фантазия2, всеросиийском дистанционном конкурсе «Юный патриот России». В марте 2012 года дети приняли участие в декаде добрых дел: помогали старшеклассникам в уборке территории от мусора, ремонтировали детские книги, собирали совместно с родителями книги в подарок школьной библиотеке. Все мероприятия были направлены на самореализацию и саморазвитие детей. Также учащиеся приняли участие в конкурсе стихов, посвящённом юбилею С.Я.Маршака.
В классе стали формироваться традиции: «День именинника», утренники к праздникам 8 марта, 23 февраля с приглашением родителей.
В начале первого и в начале второго класса я изучила взаимоотношения в коллективе.
На начало второго класса нет отверженных детей. Дети стали меньше конфликтовать и научились советоваться друг с другом.
Одним из основных направлений моей работы являлась организация внеурочной занятости учащихся. В кружках, секциях различной направленности на сентябрь 2013 года занималось 100% детей.
В августе 2012 года после утверждения списка моего класса я стала знакомиться с семьями учащихся. Посещение семей показало, что в основном дети имели хорошие условия, отношения в семье были благоприятными . В одной семье наблюдалась строгость и требовательность к ребёнку, в других, наоборот, не хватало контроля со стороны родителей. Общим недостатком выступало то, что из-за имеющихся у детей проблем родители не знали возрастных показателей развития, особенностей данной группы детей и поэтому не всегда объективно их оценивали. В сентябре 2012 года я провела родительское собрание на тему «Особенности психического развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями», на котором выступили логопед и психолог школы. Это собрание вызвало интерес у всех родителей и помогло мне установить с родителями отношения сотрудничества.
Моя работа в качестве классного руководителя содержательна и результативна благодаря совместной деятельности с родителями. В работе с родителями использую различные формы: тематические собрания, круглые столы, индивидуальные, беседы, привлечение родителей к праздникам. Тематические собрания по темам «Формирование личности ребенка в семье», «Особенности обучения детей с ЗПР» позволили родителям найти индивидуальный подход к ребёнку, к его обучению и воспитанию.
Приложение1
Занятия с учащимися «Азбука общения»
Блок 1: Развитие умения видеть и понимать себя.
Занятие 1:
.Вступительное слово
Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем занятие на тему «Развитие умения видеть и понимать себя». Наше занятие - это удивительно интересный процесс! Он позволяет узнать себя и окружающий мир, изменить свое «Я» с помощью общения, находясь в неформальной и доверительной обстановке. Одновременно с получением новой информации можно обговаривать непонятные моменты, задавать вопросы, формировать навыки поведения, то есть накапливать собственный опыт.
. Знакомство «Я делаю так». А сейчас я предлагаю познакомиться и поприветствовать друг друга. Для этого я хочу предложить следующий способ. Сейчас каждый по очереди будет поворачиваться к своему соседу, называть свое имя и показывать жест приветствия. Желательно, чтобы жесты были разными. Следующий будет называть все имена и жесты предыдущих участников, а затем свои.
. Игра «Телодвижение, которое выражает ваше имя»
Образуйте круг и сделайте телодвижение, которое выражает ваше имя, а затем телодвижение, которое выражает вашу фамилию. Обойдите круг и попросите детей проделать то же самое. В этом упражнении каждый ребенок получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Занятие 2:
Игра «Снежный ком»
Первый ребенок представляется. Второй, прежде чем представиться самому, называет имя первого, третий - имена первого и второго, и далее по кругу. Психолог завершает круг, называя по именам всех детей, а затем называя свое имя.
«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте, я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».
Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. После того как они выразят свое возмущение - «Мы разные»,- психолог говорит:
«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь».
Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир упоминается особо.
«Вы знаете, что такое внутренний мир? Внешний мир - это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. И если на солнышко находят тучки- настроение портится, идет дождь- бегут слезки, светит солнышко- и настроение улучшается, хочется петь песенки. От того, какое у нас настроение, зависит очень многое. Когда у нас плохое настроение, мы грустим, у нас надуваются губки, появляются слезинки, уже не хочется играть в мяч или с куклами (все говорится соответствующим тоном).
Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.
Упр. «Мой автопортрет»
Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка из сказки Н.Носова «Незнайка и его друзья». Помните, как он неудачно хотел стать художником и обидел своих друзей? С тех пор он никого больше не рисует, но ему очень полюбились вы. Он желает иметь портрет каждого из вас и просит, чтобы вы его нарисовали сами. Но есть одно условие: рисовать надо себя так, какой ты есть на самом деле, а Незнайка постарается сам узнать - кто есть кто! Можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, в любой позе, кто как хочет. Но чтобы все были похожи. А то вот Незнайка говорит, что многие девочки рисуют себя королевами, а мальчики - героями из сказок. Если кто-то забыл себя - какой он, то Незнайка принес маленькие зеркала, в которые вы можете смотреться. А можно и в большое зеркало еще раз внимательно себя разглядеть.
Дети приступают к работе. Во время рисования включается музыка по желанию детей.
Закончив работы, дети относят их на флонелеграф, где размещают, где хочет свой автопортрет.
Когда все закончат, Незнайка с удовольствием «отгадывает». Кто есть кто и вручает детям за лучшие автопортреты небольшие сувениры.
Оборудование: магнитофон со спокойной музыкой, зеркала, бумага, карандаши, краски, стаканчики под воду.
Занятие 3:
Игра «Давайте расслабимся»
Встаньте перед группой и попросите детей подражать вашим звукам и движениям. Чем проще вы себя ведете, тем более уютна и раскованна атмосфера, которую, вы создаете. После того как дети поймут смысл упражнения, уступите им свое место.
Игра «Ассоциации»
В центре детского круга ставится любой предмет. Психолог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настроением и т. п.).
Затем включается запись спокойной музыки, дети ложатся и закрывают глаза.
«Закройте глазки. Где-то за стенами нашего сада бегут машины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди водорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки. С высоты полета чайки виден островок посреди океана, на острове растут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят симпатичные обезьянки, которые грызут бананы, а между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.
Наш мир состоит из множества красок, наполнен множеством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее».
Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потянуться; поменять позу, посмотреть на себя.
«Дома вы, ребята, полежите вот так же, как лежите здесь, с закрытыми глазками, рассмотрите весь наш мир, погуляйте по всей планете, опуститесь в самый глубокий океан, поднимитесь к самым далеким звездам и разыщите предметы, растения или животных, которые похожи на вас. Походите, поищите и потом, когда вернетесь из этого путешествия, нарисуйте их. Может быть, это даже будут такие существа и такие растения, которых я никогда не видела, это тоже будет очень интересно.
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»
Оборудование: магнитофон со спокойной музыкой, аппликации.
Занятие 4:
Игра «Отражение в озере»
В комнате на полу лежат круглые зеркала - «озера». Педагог предлагает идти «купаться на озеро». В начале они играют с камушками. Дети гуляют по берегу озера. Они то останавливаются, нагибаясь за камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдоль.
Ребята, посмотрите, какие ваши «озера» тихие и спокойные! Давайте заглянем в них! Ложитесь на берегу «озера» вкруговую. Загляните в него - вы видите себя? Подумайте о себе, полюбуйтесь собой - как вы выглядите! Чтобы волны не начали расходиться по озеру, вы должны лежать спокойно.
Кто из вас хочет рассказать о своем отражении? Ваше отражение такое, какие вы на самом деле? А что не отражается в озере? Педагог спрашивает 3-4 человек и в зависимости от времени их описательного рассказа, В конце занятия, подводя итог, педагог предлагает поиграть в «Минутку шалости». Сейчас вы все превратились в смешных обезьянок, которые, увидев свое отражение, начнут корчить рожицы.
Оборудование: большие зеркала.
Занятие 5 и 6:
Упр. «Наши имена»
Задачи:
- стимуляция раскрытия своего «Я»;
- формирование умения выражать характер с опорой на
художественное изображение «Здравствуйте, ребята! Вы сегодня пришли на занятие с замечательными рисунками. Давайте познакомимся с каждым рисунком поближе. Положите их, пожалуйста, перед собой так, чтобы их все могли видеть. Дашенька, расскажи нам, что нарисовано на твоем рисунке. Какой замечательный цветок получился у Даши!» (Таким образом рассматривается рисунок каждого ребенка, и о каждом ребенке и его рисунке говорится что-нибудь хорошее.)
Как здорово, сколько разных имен мы сегодня узнали! А вы заметили, ребята, даже если у кого-то имена и одинаковые, звучат они все равно по-разному. А как наши имена выглядят? Давайте сейчас попробуем нарисовать наши имена».
Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют. Затем проводится обсуждение.
«Спасибо, ребята, у вас получились прекрасные рисунки. Давайте приклеим каждый к своему рисунку приготовленную дома ромашку. Теперь наши имена будут всегда с нами.
Сегодня наше занятие заканчивается. До свидания!»
Оборудование: изготовленный дома цветок с именами; бумага; кисточки; краски; стаканчики для воды; кассета с записью спокойной музыки.
Занятие 7:
Игра «Волшебный лес»
«Дальше наш путь идет через Волшебный Лес. Он населен различными сказочными существами. И каждый вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказочное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. Подвигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо звуки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других (3-4 минуты).
А теперь мы сядем, и каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный герой. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, какой он, что он любит. и т. д.»
Постарайтесь выделить в этом упражнении положительные стороны каждого ребенка (через выделение важности его сказочного существа).
Оборудование: Магнитофон и аудиозапись звуков природы, леса.
Оборудование: Зеркало; заготовленные заранее листы бумаги, на которых нарисованы три зеркала; карандаши цветные; свеча.
Занятие 8:
«Игра Зеркало» Два ученика пытаются одновременно повторять движения друг друга. Сначала один участник является ведущим, затем другой, но окончательное «зеркало» представляет результат сложения движений их обоих. Желательно смотреть в глаза друг другу и совершать мягкие и непрерывные движения. Резким и хаотичным движениям трудно подражать. Сначала нужно показать самому, а потом разбить учеников на пары и убедиться, что каждый имеет партнера. После окончания игры спросите учеников, как они чувствовали себя, выполняя данное упражнение.
Задачи:
1. создание мотивации на познание себя;
. знакомство с понятием «любовь к себе»;
. развитие рефлексивных способностей;
. развитие самосознания
. развитие воображения.
Занятие 9:
Упр. «Подарок»
Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя, когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему и т. д.
Упр. «Мои свет и тень»
«Пока мы путешествуем по Фантазии, Великое Ничто отправило по нашим следам своих слуг. Их задача - напугать нас и остановить. Они - жители города призраков, дети тени. Чтобы достойно встретить их и не испугаться, мы должны познакомиться со своими тенями».
Альбомный лист делится на две части. На одной половине листа рисуются или приклеиваются образы, отражающие свет (хорошую сторону). На другой половине- все, что относится к тени (отрицательные черты характера).
По окончании работы проводится обсуждение:
- Что означают свет и тень в каждом из нас?
- Каким будет человек, у которого отсутствует одна из этих составляющих?
- Для чего нужно знать себя? И т. д.
- Дайте каждому ребенку возможность подробно рассказать о своей работе.
Блок2: Общение со взрослыми.
Занятие 1:
Беседа «Моя семья»
Мама и папа - самые дорогие и близкие люди. Состав семьи. Все взрослые в семье работают. Все дружны и внимательны друг к другу. В семье у каждого есть обязанности, все вместе их дружно выполняют и вместе отдыхают. Дома всегда уютно и радостно. Все в семье заботятся о детях.
Задать вопрос: «Почему всегда так радостно идти домой?» Дать возможность высказываться детям, предложив им рассказать о своей семье. Хорошо зная состав семьи и особенности каждого ребенка, педагог тактично, с доброжелательностью в адрес родителей направляет детей. «Семья может быть маленькая, а может быть и большая, когда в семье есть бабушка, дедушка, но ближе всех мама. Маму мы помним всю жизнь. Вспомнить стихотворение «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Вот как вспоминает свою маму В.И.Даль, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»: «Мать была хлопотунья, веселая, добрая... А уж мастерица какая, другой такой поискать». Много лет спустя, став взрослым, будучи очень известным человеком, он часто повторял, что всем обязан своей матери, приучившей его с детства ко всякой работе. Рассмотреть с детьми репродукцию картины или фотографию «Семья». Можно использовать сюжетную серию картинок: семья за обедом, семья на прогулке за городом, бабушкам дедушка везут в коляске младшую сестричку, дядя и тетя пришли в гости и т.п. Предложить детям рассказать о своей семье по этим картинкам. Дети высказываются, педагог внимательно слушает, анализирует.
Всем ходом беседы педагог подводит детей к обобщению понятия «семья», к тому, что в семье взрослые заботятся о детях, что, как бы ни было трудно, какая бы беда ни случилась, - близкие люди всегда помогут.
В конце занятия педагог предлагает деятм понаблюдать, какие обязанности по хозяйству у каждого члена их семьи. Это помогает детям выбрать добрые дела, которыми они могут помочь родителям. Заключает беседу педагог общим правилом: делать все самому - значит помогать близким.
Этюд «Дружная семья»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Занятие 2:
Упр. «Наши мамы»
Целъ: развивать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит готовит обед и т.д.
Подготовка к занятию. Подобрать репродукции картин, рисунки с изображением мамы (с детьми или в других ситуациях).
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа:
«На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее.
Какая твоя мама?
А девочка сквозь слезы говорит:
А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Педагог, прочитав эту часть рассказа, просит детей сказать, так ли они думают о своей маме, что еще могут сообщать о своих мамах.
Дети отвечают:
Она веселая, добрая, она все может делать; мама заботится о нас - купает,
Педагог показывает рисунки /слайды на эту тему: мама хлопочет по дому; мама,
папай мальчик на прогулке; девочка держит клубок с нитками маме (бабушке), когда та вяжет и т.д. - и просит рассказать, что изображено на картинке. Дети рассказывают.
Затем педагог предлагает:
Дети, порадуйте ваших мам: вечером, когда будете ложиться спать, подойдите каждый к своей маме, поцелуйте ее и скажите: «Спокойной ночи, мамочка!» Ей будет очень приятно. А что надо сказать утром? Правильно: «Доброе утро, мамочка!»
Педагог показывает репродукцию картины Н.Жукова «С добрым утром», дает возможность рассмотреть ее, выразить отношение к ней. После этого спрашивает:
Как еще можно доставить маме радость? Педагог определяет постоянное поручение для некоторых детей в семье.
Далее читает рассказ В.Артюховой «Трудный вечер», затем предлагает детям подойти к столу, выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эту картинку ребенок ставит на доску и рассказывает, почему он думает, что обрадует маму теми или иными своими действиями. Это может быть участие в изготовлении скворечника, кормушки для птиц, присмотр за малышом в коляске, подклейка разорванной книги, уход за рыбками в аквариуме, прогулка со щенком, забота о малышах в семье (помочь им раздеться после прогулки, играть с ними), поддержание чистоты и порядка в игровом уголке и т.д.
Занятие 3:
Рисунок на тему «Моя семья»
Упр. «Вечер в моей семье»
Цель: обучение добру в непосредственном общении друг с другом.
Подготовка. Предварительно педагог, общаясь с детьми, выясняет, в чем состоит участие ребенка в жизни семьи, чем они занимаются дома вечером.
Ход занятия. Дети вместе с педагогом строят комнату для кукол. Педагог вначале сам организует игру, помогает распределить роли и напоминает, что кукла может все, выполнять любую роль, только говорить за нее будет педагог.
Педагог вначале подсказывает ход игры, последовательность игровых действий:
Наступил вечер. Все вернулись домой после работы.
Бабушка напекла пирогов и, сидя у окна,, поджидает свою дочь с мужем и внучат.
Исполняется этюд: «Рецепт бабушкиного пирога».
Бабушка печет пирог, напевает при этом песни, приговаривает слова, надевает платок, фартук, затем угощает гостей. Педагог по очереди предлагает детям исполнить этот этюд.
Занятие 4:
Игра «Эта вещь»
Возьмите какую-нибудь обычную вещь, например, веник, и на языке пантомимы превратите его во что-нибудь другое - гитару, лошадь, скрипку и т. п. Затем пустите веник по кругу и попросите детей проделать то же самое. Дети проявляют бесконечную фантазию. В подобных пантомимах угадывание всегда вызывает веселье, а игра повышает самооценку ее участников. Предварительно убедитесь, что выбранная вещь имеет достаточно возможностей для «перевоплощения».
Игра «В магазине»
Цель. Тренировка речевого общения в модельной ситуации.
Перед игрой педагог проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Педагог обращает их внимание на продавцов, кассиров, контролеров, на их спецодежду; называет отделы: мясной, бакалейный, рыбный, хлебный, кондитерский, овощной, молочный.
Проводится оснащение игрового уголка, детям предлагается принести из дома крупы, баночки из-под чая, кофе, коробки из-под конфет, печенья и т.д. Дети изготовляют поделки: кошельки, сумочки, чеки, деньги.
этап игры: обыгрывание ситуаций в разных отделах магазина. Например: в
булочной. Дети распределяет роли кассира и покупателя; оформляют отдел: расставляют на полки пластилиновые булочки, хлеб, бублики, коробки с Леченьем и т.д.
Далее обыгрывается ситуация покупки хлеба, расчета с кассиром-контролером и т.д.
Затем проигрывают ситуации в бакалейном, кондитерском, овощном, молочном и др. отделах. Каждому дается задание что-то купить, а потом приготовить из этого кисель, кашу и т.д.
этап игры: закрепление полученных навыков речевого общения в модельных ситуациях (в разных отделах магазина).
Игра состоит из игрового поля, фишек-фигурок мальчиков и девочек и кубика. На поле изображена ситуация «общение в магазине» - торговый зал универсама. В определенных местах обозначены кружки-остановки, фиксирующие место речевого общения. На каждой остановке ребенок должен обратиться к продавцу или покупателю с просьбой или вопросом. Ребенок бросает кубик и передвигает свою фишку на столько ходов, сколько точек награни кубика. Первый кружок - остановка около контролера. Ребенок говорит: «Дайте мне, пожалуйста, корзину»^ или «Скажите, пожалуйста, могу я пройти с этой сумкой?», или «Возьмите, пожалуйста, мою сумку на хранение» и т.п. Следующая остановка около овощного отдела, где стоит покупатель. Ребенок обращается к покупателю; «Посмотрите, пожалуйста, сколько стоят эти яблоки?» Педагог отвечает (за покупателя): «Яблоки стоят 2 руб.» и помогает ребенку обратиться со следующей просьбой: «Мне мама велела купить яблок на один рубль. Вы мне не поможете подобрать?»
Такая беседа дает возможность ребенку сделать лишний ход. Выигрывает тот, кто быстрее совершил все покупки (прошел до конца поля).
Занятие 5:
Игра «Путешествие по городу»
Цель: развитие способности ребенка воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем.
Для игры требуется набор картинок - вывесок с изображением предметов: ножницы, расческа, буханка хлеба, иголка ниткой, автомобиль, письмо в конверте, пузырек с лекарством, бутылка молока и т.п.
Педагог рассказывает детям, что они попали в незнакомый город, где говорят на неизвестном языке. Вы очень устали и захотели есть... А в городе этом много разных магазинов, мастерских, аптек, библиотек и т.д. Но как узнать, где все это находится? Показывает детям картинку с изображением, например, бутылки молока и спрашивает, что может означать вывеска с таким рисунком? Если дети не угадают, надо подсказать. Поиграть так с другими картинками, а затем попросить детей придумать, как можно указать дом, где находится мастерская по ремонту обуви, мясной магазин и т.д.
Далее детям предлагается нарисовать новые вывески, а затем показать их, и все дети угадывают, что они могут обозначать. Рисунки должны быть очень простыми и схематичными, важно, чтобы было понятно, что нарисовано; яблоко, грибок или таблетка.
Разложив нарисованные вывески, дети отправляются в путешествие по городу. Дети садятся в автобус (на стульчики по два в ряд посередине комнаты), выбирают шофера (сидит на первом стульчике).
Дети поют (или декламируют): «Мы едем, едем, едем в далекие края. Хорошие соседи, счастливые друзья...»
Дети по очереди назначаются экскурсоводами, они рассказывают о зданиях, их назначений, об увиденных на улице исторических памятниках, о светофорах, милиционерах, регулирующих движение.
Педагог знакомит детей с правилами уличного движения.
Дети выходят из автобуса и идут, соблюдая правила уличного движения. Один из детей назначается милиционером, который меняет сигналы светофора (показывает кружки разного цвета).
Педагог: Сейчас красный цвет. Нам идти нельзя. Пропустим машины. А вот и зеленый. Не спешите! Все спокойно переходим улицу.
Дети заучивают стихотворение.
Заучи закон простой
Красный свет зажегся! - Стой! "
Желтый скажет пешеходу:
«Подготовься к переходу!»
А зеленый свет: «Иди!
Нет препятствий впереди!»
В ходе экскурсии дети останавливаются перед разными зданиями (вывесками -картинками). Например, у здания театра. Педагог спрашивает, кто был в театре. Дети рассказывают, что представляет собой театр, что они там смотрели, что понравилось и т.п. Далее возможны диалоги.
Один из детей обращается к милиционеру с просьбой показать, как пройти к музею («Скажите, пожалуйста...). Милиционер отвечает, ребенок благодарит («Спасибо») и т.п.
В конце игры педагог оценивает активность детей, кто из них правильно вел себя, общался в автобусе и на улице.
Занятие 6:
Игра «Автобус»
На ширме высотой 80 см, обтянутой одноцветной тканью, изображены детали, имитирующие автобус, вырезаны окна. Подготовлены сиденья-стульчики, «компостер», «талоны».
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают «ширму-автобус», расставляют стулья, прикрепляют «компостеры». Затем педагог, обращаясь к детям, говорит:
Малыши хотят покататься с нами в автобусе. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.
Дети перечисляют правила. Педагог дополняет.
А кто у нас будет водителем? (Дети выбирают. Называет Колю.) Теперь - в путь.
Коля, подвези нас, пожалуйста, к малышам. Дети-пассажиры рассаживаются в автобусе, компостируют талоны, ведут диалоги:
Передайте, пожалуйста, водителю деньги на талоны.
Пожалуйста, пробейте талон.
Спасибо.
Пожалуйста.
Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок педагог садится с куклой Незнайкой. Один из детей уступает педагогу место, педагог благодарит ребенка. Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Педагог просит детей напомнить Незнайке, как надо себя веста в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь все хорошо запомнил и знает как надо себя веста. Затем в автобус приглашают малышей - небольшими группами: автобус делает несколько «рейсов», группы меняются.
Игра может быть продолжена по желанию детей самостоятельно, без педагога. На сиденье можно усадить Незнайку и поручить детям присматривать за ним. Педагог наблюдает за взаимоотношениями между детьми, за действиями каждого ребенка. Если возникает необходимость в регуляции поведения, можно это сделать в роли контролера.
Занятие 7:
Этюд «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет, - ответил мальчик.
Мама? - удивилась подружка.
Нет!
Ну, тетя? Или знакомая?
Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка.
Дети, послушав рассказ разыгрывают его в лицах.
Упр. «Доставляй людям радость добрыми делами»
Цель: воспитание потребности проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению.
Проанализировать поступки детей. Подготовить рассказ о реальном добром поступке ребенка, не перегружая сюжет деталями. Подобрать иллюстрации с соответствующим содержанием.
После рассказа о хорошем поступке педагог спрашивает:
Дети, о каких своих добрых делах вы можете вспомнить?
Дети вспоминают, рассказывают.
Педагог, обобщая, подчеркивает, что добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям.
Педагог показывает детям рисунки, в которых отображены добрые поступки, и дети пересказывают их содержание. Затем продолжает;
Дети, кого, по-вашему мнению, можно назвать добрым человеком и почему?
Дети отвечают:
Таня добрая, она всегда дает ребятам поиграть своими игрушками, посмотреть и почитать свои книжки и т.д.
Так дети сами приходят к обобщенному смыслу понятий «доброта», «уважение к людям».
Педагог предлагает подумать над пословицей: «своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди».
В заключение детям предлагается исполнить этюды на добрые и злые поступки (на выбор).
Занятие 8:
Этюд «Три характера»
Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением резвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а четвертый ребенок должен догадаться по мимике и пантомимике, какая девочка кого изображает.
При повторении игры Злюка, Плакса и Резвушка встают рядом и отгадывающий ребенок должен узнать их теперь без музыкальной подсказки, только по мимике и пантомимике.
Если в группе только одна девочка, то Злюку и Плаксу изображают мальчики.
Этюд «Смелый заяц», «Вежливый ребенок», «Добрый мальчик», «Внимательный мальчик», «Заботливый мальчик», «Справедливый папа».
Занятие 9:
Творческая игра по рассказу Л.Воронковой «Ссоры с бабушкой»
Педагог предлагает припомнить вместе с детьми художественное произведение Л. Воронковой «Ссоры с бабушкой» (из книги «Солнечный денек») - или читает им. «Дети, о чем бы вы меня хотели спросить, послушав рассказ?»
Педагог прислушивается к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представления.
Ребята, а теперь послушайте, как рассуждают другие. Попытайтесь определить их характеры - кто они.
По очереди о произведении высказываются: эгоист, наглец, трус, добрый, справедливый, смелый,
Остальные дети пытаются определить - в какой роли выступает тот или иной ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации и развития 1 класса
Планирование работы классного руководителя с ученическим коллективом и родителями первоклассников, соотверствующей требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа социализации во 2 классе.
План проведения тренинговых занятии для второго класса....
Программа воспитания и социализации "Ступени роста" 1-4 класс
Программа позволяет создать условия для организации детских классных объединений,с которых начинается формирование высокой гражданской позиции учащихся. Это особенно важно в настоящее время, когда про...
Рабочая программа социализации по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1-4 класс
Рабочая программа социализации по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1-4 класс...