Упражнения на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
материал
Применение на практике здоровьесберегающих технологий повышает результативность коррекционно – воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_obuchayushchihsya.docx | 249.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для мозга
В основе этой методики лежат исследования Пола Деннисона и Гейл Деннисон "Гимнастика мозга", которые раскрыли сущность взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствия движения и упражнения, которые помогают раскрывать в любом возрасте возможности, заложенные в нашем теле. 5-7 минут занятий в день дают высокую умственную энергию.
В работе с детьми и педагогам и родителям необходимо систематически применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.
Важно научить ребенка самостоятельно выполнять эти упражнения при самостоятельных занятиях дома или на контрольной работе.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их "перекрестную" работу лучше.
"Перекрестные шаги и прыжки" (можно под музыку или пение)
- во время движения в такт с правой ногой двигается левая рука, а затем - левая нога и правая рука. Движения выполняются вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.
- при ходьбе коснуться левой рукой правого колена, а правой рукой левого колена.
- по музыку или счет сначала выполняются параллельные, а затем перекрестные движения руками, касаясь пальцами плеч, уха, бедер, колен, стоп ног.
Например:
- Поочередно - левая рука к левому плечу, правая к правому - 2 раза
- Поочередно - левая рука к правому плечу, правая к левому - 2 раза
- Повторить первые движения
Вначале руки впереди туловища, затем можно усложнять - руки со стороны спины.
2. "Ленивые восьмерки"
на листе бумаги правой рукой начертить знак бесконечности (ленивую восьмерку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно "рисование" восьмерок в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно
3. "Двойной рисунок"
в каждой руке по карандашу или ручке. На листе бумаги рисуется что угодно, при этом обе руки работают одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх-вниз, т.е. левой рукой вверх, правой вниз и наоборот;
- разводя в разные стороны
4. Тоже самое, но с написанием текста на бумаге - от простых слов, до коротких текстов
"Слон" - согнуть колени, прижать голову к плечу и вытянуть руку вперед (ту, которой пишет). Рисовать ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. Смотреть даль вытянутых пальцев. Повторить то же с другой рукой.
"Вращение шеи" - дышать глубоко, плечи расслабить, голова опущена вниз, медленно вращать головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Подбородком делать небольшие круговые движения. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
"Рокер" - расслабляет бока после длительного сидения. Сесть на пол, коврик. Откинуться назад на руки массируя и ягодицы, делая при этом движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.
Брюшное дыхание - положить руку на брюшную область. Выдохнуть весь воздух короткими маленькими струйками, словно пытаясь удержать пушинку на лету. Сделать медленный глубокий вдох, нежно подобно шару. Рука опускается при выдохе и поднимается при вдохе.
Перекрестный шаг сидя. Сесть на коврик. Представить, что едите на велосипеде и касаетесь при этом противоположного колена локтем.
5. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удержать вертикальную позу и не сутулиться. Освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
Сова - схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Вдохнуть глубоко и развернуть плечи. Посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть, расправляя мышцы. Повторить тоже самое, схватив левое плечо правой рукой.
Активизация руки - Вытянуть правую руку вверх, прислонив к уху. Легко выдохнуть воздух сквозь сомкнутые губы. Схватить вытянутую правую руку левой рукой и двигать её вперед, назад, к себе, от себя.
Сгибание стопы ног - Сесть на стул, положить левую ногу на правое колено. Помассировать левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивать и одновременно сгибать ступню к себе и от себя. Повторить: правую ногу на левое колено
Потягивание с усилием и фиксация позы на три счета.
6. Упражнения, повышающие энергию тела. Помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
Кнопки мозга - сесть поудобнее. Положить правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа руку на пупке. Повторить тоже, переменив руки.
Кнопки Земли - сесть удобно. Прикоснуться двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой - к верхнему краю лобовой кости. Вдохнуть "энергию" глубоко в центр тела. Держать руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
Кнопки баланса - сеть удобно. Надавить пальцами правой руки за правым ухом в углублении, у основания черепа, а левую руку положить на пупок. Вдохнуть "энергию". Минутой позже надавить в углублении за левым ухом и "выдохнуть" энергию
Кнопки Космоса - Встать. Прикоснуться двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положить на кобчик. Постоять так минуту, вдыхая энергию вверх по позвоночному столбу.
Энергетическая зевота - Представить, что зеваете. Надавить кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделать глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
7. Упражнение "Крюки".
Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение. Сесть удобно. Положить левую лодыжку поверх правой. Перекрестить руки на груди - левая поверх правой, схватить их в замок, переплетая пальцы между собой, и положить их на груди. Посидеть минуту, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
Массаж для пальцев
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:
"Раз, два, три, четыре, пять".
Затем хлопают в ладоши:
"Вышли пальцы погулять".
А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.
Правого большого пальца: "Этот пальчик самый сильный".
Левого большого пальца: "Самый толстый и большой".
Правого указательного пальца: "Этот пальчик для того…"
Левого указательного пальца: "Чтоб показывать его".
Правого среднего пальца: "Этот пальчик самый длинный…"
Левого среднего пальца: "И стоит он в середине".
Правого безымянного пальца: "Этот пальчик безымянный…"
Левого безымянного пальца: "Он избалованный самый"
Правого мизинца: "А мизинчик хоть и мал…"
Левого мизинца: "Очень ловок и удал!"
После этого интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.
Точечный массаж
1. Раз грудинку, два грудинку,
Разотрем, расправив спинку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо кровь нам разогнать.
2. Растираем выше-выше,
Осторожней и потише,
Точку гормональную "вилочковая железа",
Ямку ярёмную.
3. Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
4. Точку мы найдем за ухом,
И улучшим орган слуха.
Три, четыре, пять и шесть,
Мозгу надо пить и есть.
5. Где седьмой мой позвонок?
Где высокий бугорок?
Раз виток и два виток,
Правлю нервный я поток.
6. Под надбровною дугою,
Водим нежно мы рукою,
Раз и два, раз и два,
Не болела б голова,
Три-четыре, три-четыре,
Лучше думать, дальше видеть.
7. Чтобы нам полней дышать,
Надо ноздри потирать,
И при насморке, простуде,
Эти точки не забудем.
8. У козелочка - уха,
Найдите точки слуха,
У козелочка - уха
Потрите точки слуха.
9. Кисть руки,
В последней точке - "табакерочке",
Для активности потри,
Точечку по стрелочке.
Упражнения для зрения
Достичь положительных результатов нам помогли приемы, предложенные В.Ф. Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного дидактического материала, так называемый режим "зрительных горизонтов".
При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м., но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.
Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения, будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
Например:
- учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей воспроизвести увиденное;
- после кратковременного показа учитель незаметно для учащихся меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось;
- используя иллюстрации из различных детских журналов, найти как можно больше различий между двумя похожими картинками;
- в запутанном лабиринте из нескольких линий найти оба конца одной и др.
Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний рассматриваемых предметов.
Эффективным способом стимулирования зрительно-двигательной активности являются физкультурные минутки для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Такие упражнения выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близком расстоянии. Существуют различные приемы такого отдыха.
Вариант №1.
В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание детей образно-сюжетные изображения. Можно использовать сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; пейзажи природы, сюжеты из жизни животных; иллюстрации на известные литературные произведения, сказания; комиксы, дорожные знаки госавтоинспекции и т.п. Средние размеры картин в пределах от 0,5 до 1 стандартного листа - формат А4. Детали изображения должны быть четко различимы. Вместе картины могут составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс или просто соответствовать одной тематике. Например, времена года, домашние животные, режим дня школьника и т.п. Менять комплекс иллюстраций целесообразно не реже 1 раза в две недели. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.
Выполнять упражнения лучше в положении стоя при сохранении правильной осанки. Под команды учителя "раз-два-три-четыре" и т.д. учащиеся фиксируют взгляд на иллюстрации, соответствующие данной цифре. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой, туловищем, не отрывая ног от пола. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 2 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается до 1 секунды. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за 3-4 секунды сделать полный оборот, при этом не просто механически "пробежать" глазами, но и успеть осознанно, увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный: "четыре-три-два-один".
В заключительной части выполнения упражнений с использованием такого "тренажа" (30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности: "один-три-четыре-два", "два-один-три-четыре" и т.д. Общая продолжительность всего комплекса упражнений занимает в среднем 1,5 минуты.
Апробация вышеизложенной методики позволила подвести описанный механизм под чисто дидактические приемы, повышающие эффективность познавательного процесса.
Например, на разной высоте на стенах классной комнаты развешиваются мелкие, сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-3,5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см.) и т.д. По просьбе учителя учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Так, учитель загадывает загадки, а ученики должны найти картинку-отгадку или предлагает решить выражение, а на карточках, расположенных на стенах, найти ответ, или дает задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещенных в разных местах классной комнаты.
Вариант №2
Расширения зрительно-пространственной активности учащихся - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Во весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1 см - овал, "восьмерка", волна, зигзаг, спираль. Такой плакат размещается в любом удобном месте. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Например, в начале любой фигуры прикрепляется кораблик и предлагается проследить, как он будет плыть по заданной траектории.
Рис. 1.Образцы траекторий
Вариант №3
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
Рис. 2 Веселые человечки
Например, на доске расставлены фигурки:
- Пирамидки (5-6 штук). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто (Рис. 3.).
Тарелки с разноцветными кружками. Задания:
\
Найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется и др.
- Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий
- различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырехугольников? Сколько треугольников? И т.п.
- Витражи в домике (задания аналогичные, что и в предыдущем пункте)
- Цветовые карточки, цветное табло на таблице или магнитном моделеграфе (задания аналогичные, что и в предыдущем пункте).
С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Можно использовать специальные упражнения для глаз, которые предложил профессор Э.С. Аветисов:
- Исходное положение - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Кратность повторений - 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза;
- Исходное положение - сидя. Моргать быстро в течение 20-30 секунд. Упражнение улучшает кровообращение.
- Исходное положение - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, однако его целесообразно выполнять дома, после мытья рук. Это требование важно выполнять ко всем упражнениям, выполнение которых связано с массажем.
- Исходное положение - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 секунд. Упражнение расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение.
- Исходное положение - стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Исходное положение - стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Вариант №4
Игры-упражнения в качестве ведущей цели определяют формирование умений, направленных на развитие и укрепление глазных мышц, мышц позвоночника и шеи, сохранение их оптимальной функциональности.
Игра "Мороз и солнце".
В начале игры детям объясняется, что при слове "мороз" все застывают, а при слове "солнце" - расслабляются и часто моргают глазами. В ходе игры детям даются следующие команды:
- Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови. Ведущий (учитель или один из учеников) тут же произносит слово "мороз", через 7-10 сек. произносит слово "солнце"
- Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок. Аналогично первой команде ведущий громко произносит слова "мороз" и "солнце" с интервалом 7-10 сек.
- Предложить увидеть левое ухо без поворота головы. Произносятся слова, как и в первых предыдущих ситуациях.
- То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо.
После данных упражнений, направленных на укрепление глазных мышц, можно предложить детям сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами.
Использование различных гимнастических упражнений для зрения не только обеспечивают оптимальную зрительно-двигательную активность, но и снимают синдром однообразия и привыкания, которые утомляют школьников. Тогда учащиеся с удовольствием будут выполнять все эти упражнения, которые способствуют повышению функциональных резервов зрения у детей и, тем самым, предотвращают возникновение патологических изменений глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...
Опыт работы по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»
В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:активного участия в этом процессе самих учащихся;создание здоровьесберегающей среды;высокой пр...