Просветительско-профилактическое интерактивное мероприятие для детей младшего школьного возраста
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бимаева Елена Александровна

Мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста и разработано для проведения в школах. Все практические элементы реализуются в игровой форме при непосредственном контакте с юными участниками дорожного движения и предполагают 100% охват всех участвующих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просветительско-профилактическое интерактивное мероприятие

для детей младшего школьного возраста

Цели занятия:

Снижение рисков среди пешеходов и велосипедистов при перемещении в городской среде.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

- закрепить знания знаков дорожного движения, предназначенных для пешеходов и велосипедистов;

- познакомить с системой оснащения велосипедов, обеспечивающей безопасное перемещение;

- обучить правилам безопасного перемещения на велосипеде и пешком.

2. Воспитательные:

- содействовать формированию установки на безопасное поведение юных пешеходов и велосипедистов;

-  сформировать чувство ответственного отношения к передвижению в городских условиях и к собственной безопасности в целом.

3. Развивающие:

- развить навыки распознавания опасностей и прогнозирования действий других участников дорожного движения при перемещении на велосипеде и пешком;

- обеспечить соответствие самооценки и реального уровня знаний и навыков безопасного поведения при перемещении в городских условиях;

- развить умение планировать свои действия.

Методические указания к проведению мероприятия:

Мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста и разработано для проведения в школах. Все практические элементы реализуются в игровой форме при непосредственном контакте с юными участниками дорожного движения и предполагают 100% охват всех участвующих.

Условия достижения поставленной цели и решение выделенных задач предполагает наличие у обучающихся элементарных знаний ПДД и владение навыками управления велосипедом.

В результате проведенного мероприятия детей должны усвоить систему раннего обнаружения опасностей, научиться взаимодействовать с другими участниками дорожного движения с помощью звуковых, световых сигналов, жестов, изучить особенности скорости движения и нахождения возле пешеходного перехода (например, не следует стоять у пешеходного перехода, если не планируется пересечение дороги), расположение на проезжей части участников движения, узнать, где нужно двигаться пешеходам в случае отсутствия тротуаров, как переходить в случае отсутствия пешеходных переходов, достаточно ли соблюдать ПДД, насколько важно использовать световозвращающие элементы и средства защиты при езде на велосипеде.

Мероприятие включает 3 параллельно проводимых на 3-х различных площадках 15-ти минутных занятия.

Максимальный охват участников составляет группу из 45 человек, делимую на 3 подгруппы, каждая из которых занимает одну из рабочих зон. Затем через 15 минут подгруппы меняют площадку, что позволяет за мероприятие в 45 минут посетить все три зоны.

Занятия проводится с участием тренеров по защитному вождению (3 человека) и аниматоров (2 человека).

Оборудование:

- 1 зона (локация) - асфальтированная площадка размером 10 х 10 метров, стол-макет, набор масштабных машинок – 2 набора, набор макетов людей – 2 набора, набор знаков настольных – 2 набора, светофоры настольные – 3 шт.;

- 2 зона (локация) - макет велосипедиста ростовой магнитный – 1 шт., макет велосипеда ростовой магнитный – 1 шт., макет шлема – 1 шт., макет налокотников - 1 шт., макет наколенников – 1 шт., макет перчаток – 1 шт., макет зажимов для штанов – 1 шт., макет световозвращающих наклеек на велосипедиста – 1 комплект, макет клаксона – 1 шт., макет катафотов – 1 комплект, макет фликеров на спицы колеса – 2 комплекта, макет фонаря и фары – 1 комплект, шлем велосипедный – 1 шт., налокотники – 1 шт., наколенники – 1 шт., зажим на штаны – 1 шт.

- 3 зона (локация) - светофор – 1 шт., вешки с номерами – 4 шт., мел – 1 упаковка, конусы разметки – 30 малых и 20 больших, знаки дорожного движения: пешеходный переход, пешеходная зона, конец вело пешеходной дороги, вело дорога, пересечение равнозначных дорог; вело шлемы – 4 шт., велосипеды – 3 шт. (малые), велосипед – 1(большой), велосипед 3х колёсный – 1 шт.

Описание зон (локаций):

Первая зона (локация 1) – Стол-макет 

Учебная локация, рассматривающая систему раннего обнаружения опасностей. Занятие проводится на стол–макете.

Цель локации - участники, на примере моделирования типовых ситуаций, знакомятся с принципами оценки и прогнозирования рисков.

Предполагаемая площадка для проведения мероприятия – детские сады и школы. Занятие длится 15 минут.

Условия проведения локации предполагают асфальтированную площадку размером 10 х 10 метров для установки макет – стола и размещения участников.

Для проведения мероприятия задействуются тренер - воссоздаёт на стол–макете типовые сложные ситуации, аниматор - совместно с детьми обсуждает и ищет пути решения.

Примерный, рекомендательный сценарий проведения:

Тренер собирает участников мероприятия у стол–макета. В режиме диалога он задает детям вопросы о ПДД, получая тем самым возможность оценить уровень знаний. Вопросы подбираются в зависимости от возраста участников.

Каждый верный ответ сопровождается имитацией ситуации с применением данного правила с использованием стол–макета.

Примеры ситуаций:

  • Выход из-за препятствия

Моделируется ситуация с затруднённым осмотром, с невозможностью раннего выявления опасностей водителем (стоящий автомобиль вблизи места перехода, арки, движение вдоль обочины, кусты, высокие ограждения вдоль дороги). Ограничение возможностей обнаружения.

  • Пересечение вело - пешеходной дороги со въездами во двор

Приоритет при пересечении, система распределения внимания между направлением движения и поиском опасностей.

  • Опасность проезда, прохода мимо поворотов (въезды, заезды на прилегающие территории…).

Контроль зеркал, преимущество при движении по дороге.

  • Объезд препятствий на дороге

Контроль зеркал и система выявления опасностей: велосипедист часто не смотрит назад, совершая маневры.

  • Движение велосипедистов в потоке

Попутное следование по дороге, ограничения ПДД.  

  • Преимущество движения в разных ситуациях (при движении по тротуару, проезжей части).
  • Расположение на проезжей части участников движения. Где положено двигаться пешеходам в случае отсутствия тротуаров. Как переходить в случае отсутствия пешеходных переходов. Достаточно ли соблюдать ПДД.

Проезд пересечений вместе с автомобилями (для велосипедистов).

  • Переход дороги с велосипедом

Необходимость спешиваться с велосипеда, ПДД, система контроля рисков при переходе дороги.

  • Сигналы коммуникации

Взаимодействие с другими участниками дорожного движения с помощью звуковых, световых сигналов, жестов, а также скорости движения и расположения (например, не стоять у пешеходного перехода, если не планируете переходить).

В игровой форме тренер разъясняет участникам правила дорожного движения, отвечая на вопросы и объясняя сложности их применения.

Выводы тренера подводят участников к необходимости правильно распределять внимание и оценивать риски.

Вторая зона (локация 2) - световозвращающие элементы и оборудование велосипеда

Цель локации - в игровой форме познакомить участников с системой оснащения велосипеда с позиции безопасности.

Предполагаемая площадка для проведения мероприятия –школа, начальные классы. Занятие длится 15 минут.

Условия проведения локации предполагают асфальтированную площадку размером 10 х 10 метров для постройки макетов велосипеда, велосипедиста и размещения участников.

Для проведения мероприятия задействуются тренер и аниматор.

Примерный, рекомендательный сценарий проведения:

Обсуждая возможности обнаружения угроз, тренер разъясняет необходимость использования световозвращающих элементов и средств защиты велосипедиста.

Тренер:

  1. Обсуждает с участниками наиболее распространенные виды травм, которые могут быть получены при падении с велосипеда, а также рассказывает о системе настройки руля и седла по высоте с точки зрения безопасности.
  2. Предлагает участникам закрепить на магнитной доске необходимые части защиты велосипедиста (дает разъяснения к каждому элементу):

- Шлем. Значительная часть травм при падении с велосипедов приходится на голову. При падении, даже опираясь на руки, человек не может удержать голову. Шлем велосипедиста изготовлен из прессованного пенопласта строго определенной формы. В момент падения он смягчает удар за счет внутренней деформации. Шлем является средством одноразовой защиты, который необходимо менять после каждого падения. Он имеет размер и регулировку, после настройки ремня шлема он не должен стеснять движения или придавливать подбородок.

- Перчатки. При падении велосипедист неосознанно выставляет вперед руки. При падении на асфальт это приводит в самом легком случае к сильным ссадинам. Для защиты рук используются специальные перчатки с закрытой ладонью и налокотники. Перчатки подбираются по размеру таким образом, чтобы защищающие элементы располагались в правильном положении и не стесняли движение.

- Наколенники. Ноги велосипедиста защищают наколенники. Наиболее эффективными считаются удлиненные версии с защитой голени. Наколенники подбираются по размеру таким образом, чтоб защищающие элементы располагались в правильном положении и не стесняли движение.

Важно помнить, что все элементы защиты должны подбираются под конкретного человека.

Кроме того, для лучшей защиты и исключения вероятности попадания штанов во вращающиеся детали можно использовать зажимы для брюк.

Выбирая стиль одежды для прогулки на велосипеде, стоит остановиться на зауженных, эластичных и закрытых моделях.

Наличие световозвращающих элементов значительно повышает уровень защиты.

  1. Предлагает снарядить необходимые элементами пассивной защиты велосипед, комментируя наиболее значимые элементы защиты.

- Клаксон – не должен иметь резкого звука, это может напугать других участников и спрогнозировать их дальнейшие действия будет сложно. По звуку он должен отличаться от автомобильного, так как пешеходы не реагируют на автомобильный клаксон находясь на тротуаре.

- Катафоты – как элемент раннего обнаружения, для определения направления движущегося велосипедиста используется специальная цветографическая схема. Спереди устанавливаем белый отражатель, по бокам и на колесах желтые, на задней части красные.

- Фонари и фары – для лучшего обнаружения фонарь и фара должны иметь функцию мерцания. Мерцающие огни в разы сильнее привлекают внимание. Спереди устанавливаем белую, позади красную. Использование сверх ярких диодов может привести к ослеплению, поэтому лучше, если фара снабжена рассеивателем. Направляем фару вниз таким образом, чтобы она освещала примерно 6 – 8 метров. При движении в темное время суток риск попасть в яму увеличивается, при этом если фара освещает всего 5 метров вперед, то при скорости 15 км/ч у велосипедиста будет чуть больше секунды на принятие решения.

- Зеркала – должны быть с большой площадью отражения, расположены как можно шире. При настройке необходимо расположить зеркала таким образом, чтобы в крае зеркала был виден локоть. Нужно помнить, что при повороте руля картинка смещается в сторону, поэтому контроль зеркала должен осуществляться до поворота руля. Сначала посмотреть, затем сделать. Это возможно лишь при заранее спланированном пути, в связи с этим для велосипедиста особенно важно смотреть в даль.

- Настройка велосипеда. Настраивая велосипед перед поездкой, необходимо учесть возможность быстро спешиться без травм.

Высота сиденья настраивается, исходя из роста велосипедиста. При настройке необходимо учитывать возможность опереться на ногу в случае остановки. Верхняя точка сиденья должна соответствовать длине ноги опирающейся на землю стопой. Руки велосипедиста должны быть в полусогнутом положении, при этом расположены на руле в положении максимальной доступности управляющих элементов.

Третья зона (локация 3)  - Малый вело городок

Мероприятие рассчитано на участников с широким возрастным диапазоном.

Цель локации - в игровой и обучающей форме познакомить участников с техникой безопасного управления велосипедом и системой распознавания типовых опасных ситуаций.

Предполагаемая площадка для проведения мероприятия – школы, начальные классы.

Занятие длится 30 минут.

Условия проведения локации предполагают асфальтированную площадку размером 70 х 50 метров для постройки вело городка.

 Для проведения мероприятия задействуется тренер по защитному вождению.

Во время проведения мероприятия участники проходят последовательно ряд постановочных задач по управлению велосипедом и применению правил дорожного движения.

Задания по управлению велосипедом:

1.        Сужающаяся прямая

2.        Змейка с переменным шагом

3.        Квадрат

Задания по Правилам Дорожного Движения:

1.        Переход через регулируемый пешеходный переход. Система осмотра.

2.        Движение по пересечениям пешеходных дорог и проезжих частей

3.        Переход дороги с велосипедом

Примерный, рекомендательный сценарий проведения:

Группа из 15 человек собирается в зоне старта локации. Тренер встречает участников в составе группы, предлагая им пройти несколько задач по маневрированию.

Первая задача - Сужающаяся прямая:

Необходимо проехать по прямой ограниченной ширины с последующим сужением. Данное упражнение направленно на обучение системе применения тормозной системы велосипеда. Участник произвольно выбирает скорость движения, затем старается остановиться в наиболее узком месте на упражнении. Необходимо выполнить остановку в заданной точке, предварительно не касаясь земли ногами. На этом упражнении так же отрабатываются навыки не вербальной коммуникации для людей, управляющих велосипедом, а именно сигналы рукой о смене направления и остановке.

Тренер обращает внимание участников на сложности, возникающие при запоздалом решении о торможении, объясняет, как правильно спешиться при остановке. Рассматривает ситуации, когда необходимо начинать торможения, используя подсказки для наблюдения.

http://www.creammagazine.com/wp-content/uploads/4-cyclist-public-domain-@2x.jpg

Вторая задача - Змейка с переменным шагом

Необходимо проехать мимо препятствий, расставленных с ограниченной шириной и переменным шагом. Тренер просит участников выбрать оптимальный маршрут. Направляя велосипед за взглядом, участник не может полноценно осматривать боковые зоны, где расположены вешки с цифрами. После проезда тренер просит назвать все цифры, которые удалось запомнить.

Данное упражнение наглядно показывает участнику о необходимости изменения радиуса поворота в зависимости от ширины проезда и заблаговременным началом маневра при объезде дорожных препятствий. Данные навыки позволят сократить необходимое место для объезда и избежать выезда на траекторию движения автомобиля. Тренер указывает на обязательность использования зеркал для раннего обнаружения опасности.

Третья задача – Поворот:

Данная задача развивает навыки:

  • Системы контроля опасностей при проезде перекрестков
  • Тактики работы с зеркалами при проезде перекрестка
  • Установления приоритета движения
  • Построение верной траектории поворота при проезде перекрестка
  • Вовремя распознавать знаки и опасности, связанные с ними

Необходимо проехать по траектории квадрата с учетом особенностей поворота на велосипеде. На первом повороте необходимо правильно выбрать траекторию движения с учетом геометрии поворота велосипеда, при этом посмотреть в зеркало (еще на прямой) и запомнить цифру, указанную на стойке. На втором повороте необходимо остановиться и полностью осмотреться (налево – направо – налево - назад). На третьем повороте добавляется знак пешеходная зона, тренер поясняет значение этого знака и говорит о тех местах, где опасно играть. На четвертом повороте добавляется знак конец вело пешеходной дорожки, на котором тренер поясняет, где юному велосипедисту опасно кататься.

Четвертая задача - Проезд мимо выезда (пересечения):

Необходимо проехать мимо импровизированного выезда, на котором встречается автомобиль. Тренер рассказывает об опасностях геометрии дороги и ландшафта на пересечении выездов и пешеходных зон, обращает внимание участника на необходимость спешиться и осмотреться при проезде подобных мест, о приоритете и особенностях применения данных правил в придворовой зоне.

Главное затруднение большинства велосипедистов заключается в неправильном распределении внимания, сложностью распределения внимания между направлением велосипеда и иными опасностями, что мешает объезду препятствий. Тренер демонстрируем тему «движение за взглядом», акцентируя внимание на том, что раннее обнаружение опасностей с помощью планирования пути и раннее прогнозирование ситуации является неотъемлемой частью безопасного велосипедиста.

Задача 5 - Пересечение дороги вместе с велосипедом:

Тренер вместе с участниками подъезжает к макету перехода и на конкретном примере рассказывает о тех местах, где можно пересекать проезжую часть, о различиях мест пересечения, типовых опасностях при переходе дороги.

На примере схемы тренер рассказывает о необходимости выполнения заранее спланированных действий, упоминая при этом, что велосипед при маневре слабоуправляем и попытка повернуть руль может закончится падением, поясняя опасность отвлечения внимания использованием наушников и других вещей, ограничивающих обзор.

Тренер рассказывает о видах пешеходных переходов, (регулируемый, не регулируемый, пересечение с вело дорогой), делая максимальный акцент на большей защищенности регулируемого пешеходного перехода, напоминая о том, что движение детей по дороге опасно и запрещено ПДД:

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Рассказывает о приоритете в момент пересечении пешехода дороги, ссылаясь на п. 4.5. ПДД «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Тренер акцентирует внимание на то, что при выборе места перехода стоит осмотреться и, в первую очередь, обратить внимание на наличие регулируемого пешеходного перехода, в случае его отсутствия, на наличие не регулируемого перехода.

Рассказывает правила перехода через дорогу для велосипедистов:

- подойдя к переходу, велосипедист должен спешиться до подхода к переходу (демонстрирует опасности на примере экспериментов);

- подойдя к краю проезжей части:

1.        Регулируемый переход.

Осмотреться и определить дальность перехода, примерно представить, какое время это займет, есть ли на пути островки безопасности, которыми можно воспользоваться (с учетом что рядом велосипед). Затем посмотреть на светофор, наиболее опасным будет переход на ранний зеленый сигнал и его окончание. Если зеленый сигнал горит давно, стоит подождать следующего цикла. В момент начала зеленого сигнала светофора не спешить на дорогу, а дождаться пока все приближающиеся автомобили остановятся. Внимательно прислушаться к происходящему, если есть пугающие звуки, например, визг резины, необходимо осмотреться вновь и лишь затем приступить к переходу. При пересечении дороги с велосипедом его необходимо вести справа от себя. Переход выполнять не задерживаясь.

При возникновении опасности велосипед стоит бросить и действовать в целях личной безопасности.

2.        Нерегулируемый переход.

Пересекать дорогу на таком переходе необходимо строго спешившись. Подойдя к месту перехода стоит помнить, что водитель не всегда готов к появлению пешехода и в случае внезапного появления может приступить к экстренному маневру. Таким маневром может стать как торможение, так и ускорение. Поэтому подойдя к переходу вместе с велосипедом, убедитесь в отсутствии загораживающих факторов, таких как рядом стоящий автомобиль, забор, кусты… Не спешите на дорогу, дождитесь, пока все приближающиеся автомобили остановятся. Внимательно прислушайтесь к происходящему, если есть пугающие звуки, например, визг резины, осмотритесь вновь. Важно помнить, что, если Вам уступает дорогу один водитель, то это совсем не значит, что тем же образом поступят и другие. Убедитесь, что все автомобили затормозили и лишь затем приступайте к переходу. При пересечении дороги с велосипедом его необходимо вести справа от себя. Переход выполняйте не задерживаясь.

При возникновении опасности велосипед стоит бросить и действовать в целях личной безопасности.

3.        По краю проезжей части.

Водители в меньшей степени ожидают пешеходов вне перехода. Поэтому действия велосипедиста должны стать максимально понятны водителям. Ни в коем случае нельзя пересекать дорогу на велосипеде, поскольку водитель позади может совершить резкий поворот перед велосипедом, и у велосипедиста не будет возможности на это отреагировать.

Тренер, подводя итог сказанного еще раз обращает внимание:

- на, что при пересечении дороги на велосипеде полноценный осмотр невозможен, поскольку управление этим транспортным средством требует постоянной концентрации внимания на направлении движения (при повороте головы в сторону велосипед движется в направлении взгляда и становится слабо устойчивым).

- на необходимости остановиться – спешиться – подойти – осмотреться (налево – направо – налево) – принять решение и незамедлительно иди.

- на то, что нельзя бездумно переходить дорогу. Указывая, что в опасной ситуации пешеход значительно манёвреннее, чем наездник на велосипеде. Пешеход имеет возможность в опасной ситуации сделать шаг назад, велосипедист может лишь тормозить и отворачивать, что не дает ему шанса избежать столкновения. Необходимо всегда помнить, что водитель равно, как пешеход и велосипедист, реагирует на опасность только с момента обнаружения. Поэтому важно правильно выбирать место перехода, обращать внимание на просматриваемость и обзорность, покрытие на дороге и обязательно помнить, что если в зоне видимости есть пешеходный переход, то пересекать проезжую часть можно лишь по нему. В моменте пересечения помнить об опасности первых и последних секунд зеленого сигнала светофора.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста

В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....

Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрена работа над проектами,...

Интерактивные методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

Воспитание гражданина является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа. В данной статье рассмотрены интерактивные методы ...

Интерактивная Игра - Викторина для детей младшего школьного возраста "Мой любимый город"

Игра проводится в виде викторины. Участвуют две команды. Викторина состоит из 5 раундов,. Вопросы викторины включают в себя задания о городе Энгельсе,его достопримечательностях. Во время музыкаль...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Интерактивные игры для детей младшего школьного возраста

Был уйын балаларҙың телмәрен үҫтереүҙә ярҙам итер....