Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Жизнь без опасности"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Гидаятханова Лариса Ивановна

Раздел программы по воспитанию школьников для группы продленного дня "Жизнь без опасности" для работы в группе продленного дня с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_bez_opasnostey.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать умения предвидеть возможность экстремальных ситуаций, выработать навык их правильного  

             анализа и адекватного поведения, грамотных действий в тех условиях, которые могут быть на жизненном пути.

Задачи: 1. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил личной безопасности;

                 2. ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и  

                 чрезвычайных ситуациях; изучение методов и приемов защиты.

               3. воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

       Раздел

Тема

Количество часов

I четверть

 «Жизнь без опасностей»

В мире опасных предметов.”

1

 

16 часов

“Электроприборы.”

1

Огонь в лесу друг или враг?

1

“Пожар.”

2

Главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной.

1

“Огонь- судья беспечности людей.”

2

“Как избежать опасности во время грозы.”

2

“Лекарственные растения.”

2

“Ядовитые растения.”

2

В мире опасных предметов.”

2

II четверть

“Съедобные и несъедобные грибы.”

2

14 часов

“Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.”

2

“Знаки важные, дорожные.”

2

“Если чужой приходит в дом.”

2

“Будь внимательным и осторожным.”

2

“Безопасность на льду.”

2

Д/игра “ Поле безопасных чудес.”

2

III четверть

“Отчего может возникнуть пожар.”

2

20 часов

“Правила электробезопасности.”

2

Решение ситуативных задач  по  электробезопасности.

2

“Бездомные собаки и кошки. Как вести себя с ними.”

2

“О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.”

2

“Я - Пешеход.”

2

 Конкурс – игра “Безопасность на воде.”

2

“Ожоги.”

2

“Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения.”

2

“Меры безопасности на льду весной.”

2

IVчетверть

“Правила поведения на воде.”

2

18 часов

“Я - Пассажир.”

2

“Поражение электрическим током и молнией.”

2

“Что делать при пожаре.”

3

“Первая помощь при укусе змей.”

2

“Первая помощь при несчастных случаях на воде.”

3

“Твои действия при пожаре.”

2

“Правила поведения при встрече с насекомыми.”

2

ИТОГО

68 часов

Дата проведения

Тема

Цель

Содержание

Демонстративный                                           материал

1 четверть (16 часов)

1.В мире опасных предметов.”

Закрепить у детей представление об

опасных для жизни и здоровья предметах, с

 которыми они встречаются в быту, об их  

необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Сказка, игра”Нарисуй отгадку”,

cценка по ролям.

 

Плакат

“Опасные предметы.”

 

2.“Электроприборы.

Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении  

 для людей, о правилах

пользования ими.

Беседа об электроприборах,

рисование знаков “Нельзя,

осторожно”, формулирование

правил пользования

электроприборами , загадки.

Картинки с электроприборами.

.

3.Огонь в лесу друг или враг?

Учить осторожному обращению с

 Огнем  в лесу.

Рассказ воспитателя; беседа по

вопросам; рассматривание

картин с сюжетами на тему возникновения пожаров в лесу;

Картина, на которой изображен пожар в лесу.

4.“Пожар.”

Знакомить детей с правилами

пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

Рассказ воспитателя; беседа по

вопросам; рассматривание

картин с сюжетами на тему возникновения пожаров;

разъяснение правил пожарной безопасности ; чтение отрывка

из книги “Рассказ о неизвестном

герое”.

Картина, на которой изображен

пожар; книга Маршака;

картинки на тему возникновения пожара.

5.“Пожар.”

6. Главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной.

Знакомить детей с правилами

пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

7.“Огонь- судья беспечности людей.”

Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об

опасности шалостей с огнем (электроприборы,спички,зажигалки), об

опасных последствиях  пожаров в доме.

Рассказ воспитателя;  

рассматривание иллюстраций;

беседа с детьми; чтение стихотворений; пословицы и поговорки.

Фотоматериалы, иллюстрации,

карточки со словами “Пожар”,

“Огонь”,”01”.

 

8.“Огонь- судья беспечности людей.”

9.”Как избежать опасности во время грозы.”

Знакомить детей с правилами

 поведения во время грозы.

Рассматривание репродукций,

беседа с детьми на основе их

 наблюдений, чтение стихов,

загадки, беседа о признаках приближающейся грозы и о

правилах поведения во время

грозы.

 

Репродукции картин

“Дети бегут от грозы”,”Гроза”,

карточки со

словами “гроза” ,”гром” ,

”молния”

”потемнело небо” ,

”тучи” ,

”порывистый ветер ”.

10.”Как избежать опасности во время грозы.

11.“Лекарственные растения.”

Познакомить детей с

лекарственными растениями, дать

 знания о простейших способах

использования некоторых

лекарственных растениях для

лечения.

Рассматривание плаката ,беседа

 с детьми с использованием

стихов, загадок; игра “Что, где растет”.

Плакат “Лекарственные растения”,

картинки с изображением

 растений.

12.“Лекарственные растения.”

13. Ядовитые растения.”

Учить детей узнавать ядовитые

растения; дать знания о том, что

ядами этих растений человек может

 отравиться.

Игра “Распутай путаницу”,

загадки, чтение стихов,

 составление памятки “Что

надо помнить, когда гуляешь

в парке, в лесу.”

 

Иллюстрации с изображением

ядовитых растений, картинки с отдельными частями растений;

карточки со стихами.

14. Ядовитые растения.”

Учить детей узнавать ядовитые

растения; дать знания о том, что

ядами этих растений человек может

отравиться.

Игра “Распутай путаницу”,

загадки, чтение стихов,

 составление памятки “Что

надо помнить, когда гуляешь

в парке, в лесу.”

 

Иллюстрации с изображением

ядовитых растений, картинки с отдельными частями растений;

карточки со стихами.

15.В мире опасных предметов.

Закрепить у детей представление

 об опасных для жизни и здоровья

предметах, с которыми они

встречаются в быту, об их  необходимости

 для человека, о правилах пользования ими.

Игра «Путешествие к бабушке».,

Опасные предметы в быту и на улице.

 Плакаты, иллюстрации, дидактический материал

16. В мире опасных предметов.

2 четверть ( 14 часов)

1.“Съедобные и несъедобные грибы.”

Учить детей отличать съедобные

грибы от несъедобных; дать знания

 о том, что в пищу можно

употреблять съедобные грибы

 только после обработки

(варки ,засолки ).

Игра “Съедобный грибок

 положи в кузовок”, загадки,

чтение стихов,советы детям.

Иллюстрации с изображением

 разных грибов, грибов – двойников, пластилин,

 карточки со

словами “съедобные

грибы”, ”несъедобные грибы”, ”ядовитые

грибы”, ”грибы-двойники.”  

2.“Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.”

Предостеречь  детей от контактов с  незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Обсуждение и разыгрывание типичных опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми.

Ситуативные картинки, игрушки.

3.“Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.”

4.“Знаки важные, дорожные.”

Закрепить полученные ранее знания и представления о дорожных знаках.

Рассказ об истории возникновения дорожных знаков, беседа о группах  назначения дорожных знаков, дидактическая игра “Дорожные знаки.”

Показ дорожных знаков, иллюстрации с изображением дорожных знаков, игра “Дорожные знаки.”

5.“Знаки важные, дорожные.”

Закрепить полученные ранее знания и представления о дорожных знаках.

Рассказ об истории возникновения дорожных знаков, беседа о группах  назначения дорожных знаков, дидактическая игра “Дорожные знаки.”

Рассказ об истории возникновения дорожных знаков, беседа о группах  назначения дорожных знаков, дидактическая игра “Дорожные знаки.”

6.“Знаки важные, дорожные.”

Закрепить полученные ранее знания и представления о дорожных знаках.

7.“Если чужой приходит в дом.”

Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.

Беседа об опасности попадания в дом чужого человека, разыгрывание игровых ситуаций.

Ситуативные картинки, игрушки.

8.“Если чужой приходит в дом.”

9.“Будь внимательным и осторожным.”

Убедить учащихся в опасности несоблюдения правил дорожного движения.

Повторение пройденного, чтение стихотворения “Случай на мостовой’ Ю. Могутина, беседа по прочитанному.

Карточки с заданиями, стихотворение” Случай на мостовой” Ю. Могутина,

иллюстрации на дорожную тематику.

10.“Будь внимательным и осторожным.”

Убедить учащихся в опасности несоблюдения правил дорожного движения.

Повторение пройденного, чтение стихотворения “Случай на мостовой’ Ю. Могутина, беседа по прочитанному.

Карточки с заданиями, стихотворение” Случай на мостовой” Ю. Могутина,

иллюстрации на дорожную тематику.

11.“Безопасность на льду.”

Ознакомление учащихся с правилами и мерами безопасности на льду .

Вводная беседа, рассказ воспитателя о правилах перехода по льду, чтение сказки А. Иванова “Как неразлучные друзья в воде не тонули”, проговаривание действий провалившегося на льду.

Ситуативная картинка, сказка  А. Иванова “Как неразлучные друзья в воде не тонули”.

12.“Безопасность на льду.”

Ознакомление учащихся с правилами и мерами безопасности на льду .

Вводная беседа, рассказ воспитателя о правилах перехода по льду, чтение сказки А. Иванова “Как неразлучные друзья в воде не тонули”, проговаривание действий провалившегося на льду.

Ситуативная картинка, сказка  А. Иванова “Как неразлучные друзья в воде не тонули”.

13.Д/игра “ Поле безопасных чудес.”

Систематизировать знания

учащихся о причинах и

последствиях пожара, оказании первой помощи при ожогах.

Игровые задания, подведение

итогов.

Карточки с заданиями, иллюстрации на тему

“Пожар”.

14.Д/игра “ Поле безопасных чудес.”

3 четверть (20 часов)

 

1.“Отчего может возникнуть пожар.”

Разобрать причины, по кото-

рым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе; учить детей правилам безопасного обращения с огнем.

Беседа”Чем опасны пожары”,

 чтение и анализ стихотворения

Д. Лапиня “Не играй с огнем”,

подведение итогов занятия.

Иллюстрации с ситуациями,

поясняющими, отчего может возникнуть пожар.

2.“Отчего может возникнуть пожар.”

3.“Правила электробезопасности

Дать понятие общей логики пожаробезопасности и электробезопасности; научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

Игровые задания; разгадывание кроссворда; рассматривание иллюстраций на тему “Пожар”.

Карточки с заданиями, кроссворд, иллюстрации на тему “Пожар”.

4.“Правила электробезопасности

Дать понятие общей логики пожаробезопасности и электробезопасности; научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

Игровые задания; разгадывание кроссворда; рассматривание иллюстраций на тему “Пожар”.

Карточки с заданиями, кроссворд, иллюстрации на тему “Пожар”.

5. Решение ситуативных задач  по электробезопасности.

Анализ и решение и ситуативных задач; самостоятельная работа учащихся.

Карточки с ситуативными задачами, иллюстрации на тему “Пожар”.

6.Решение ситуативных задач  по электробезопасности

Дать понятие общей логики пожаробезопасности и электробезопасности; научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

Анализ и решение и ситуативных задач; самостоятельная работа учащихся.

Карточки с ситуативными задачами, иллюстрации на тему “Пожар”.

7.Бездомные собаки и кошки. Как вести себя с ними.”

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как

обращаться с ними.

Беседа по картинкам с использованием загадок, инсценирование стихотворения “Бездомная кошка”.

Картинки с изображением собак и кошек.

8.Бездомные собаки и кошки. Как вести себя с ними.”

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как

обращаться с ними.

Беседа по картинкам с использованием загадок, инсценирование стихотворения “Бездомная кошка”.

Картинки с изображением собак и кошек.

9.“О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.”

Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Беседа “Какое зло может причинить незнакомый человек и как научиться разбираться в людях”.

Ситуативные картинки.

10.“О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.”

11.“Я - Пешеход.”

Закрепление учащимися знаний

 правил дорожного движения и навыков

их соблюдения.

Выполнение заданий учащимися самостоятельно.

Карточки с заданиями.

12.“Я -Пешеход.”

Закрепление учащимися знаний

 правил дорожного движения и навыков

 их соблюдения.

Выполнение заданий учащимися самостоятельно.

Карточки с заданиями.

13.Конкурс – игра “Безопасность на воде.”

Закрепить ранее полученные знания  о правилах  поведении на воде.

Беседа о правилах поведения на воде; рассматривание ситуативных картинок; зачитывание , что можно и что нельзя делать на воде.

Ситуативные картинки.

14.Конкурс – игра “Безопасность на воде.”

15.“Ожоги.”

Ознакомить учащихся с причинами получения ожогов, степенью их тяжести; обучить действиям по оказанию первой помощи при ожогах.

Вводная беседа; беседа о первой помощи при ожогах; подведение итогов занятия.

Плакат-характеристика ожогов.

16.“Первая помощь при ожогах.”

Ознакомить учащихся с причинами получения ожогов, степенью их тяжести; обучить действиям по оказанию первой помощи при ожогах.

Вводная беседа; беседа о первой помощи при ожогах; подведение итогов занятия.

Плакат-характеристика ожогов.

17.“Системы оповещения при пожаре.

Закрепить знания о противопожарных объектах в здании – пожарных щитах, огнетушителях, запасных выходах; формировать умения

 ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара .

Вводная беседа, рассказ воспитателя о “Системах оповещения при пожаре. Средствах  пожаротушения.” , рассматривание плана эвакуации  школы, подведение итогов.

Картинки” Средства  пожаротушения”, показ плана эвакуации  школы.

18.  Средства пожаротушения.”

Закрепить знания о средствах пожаротушения

Средствах  пожаротушения.” , рассматривание плана эвакуации  школы, подведение итогов.

Картинки” Средства  пожаротушения”, показ плана эвакуации  школы.

19.“Меры безопасности на льду весной.”

Ознакомление учащихся с правилами и мерами безопасности на льду весной.

Вводная беседа, чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова “Дядя Степа”; беседа по прочитанному.

Ситуативные картинки.

20.“Меры безопасности на льду весной.”

4 четверть ( 18 часов)

1.“Правила поведения на воде.”

Познакомить детей с правилами поведения  на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

Знакомство учащихся с правилами поведения на воде; упражнение-разминка; игровое упражнение; игровые ситуации и обсуждение их; игра”Водолазы.”

Ситуативные картинки.

2.“Правила поведения на воде.”

3.“Я - Пассажир.”

Закрепление учащимися знаний

 правил дорожного движения и навыков их соблюдения.

Выполнение заданий учащимися самостоятельно.

Иллюстрация “Пассажиры”,

карточки с заданиями.

4.“Я - Пассажир.”

5.“Поражение электрическим током и молнией.”

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражением электрическим током и молнией; ознакомить со способами оказания первой помощи при электротравме.

Отгадывание загадок, беседа “Как оказать первую помощь при электротравме”, обсуждение материала, рассказ “Что такое молния и как вести себя во время грозы”, самостоятельная работа по карточкам.

Ситуативные картинки, карточки с заданиями.

6.“Поражение электрическим током и молнией.”

7.“Что делать при пожаре.”

Выработать представления о способах тушения пожара; закрепить знания о вызове пожарной службы 01.

Беседа “Отчего может возникнуть пожар”; отработать правила поведения при пожаре; подвести итог занятия.

Плакат”Пожарная служба 01”.

8.“Что делать при пожаре.”

9. Что делать при пожаре.

10.“Первая помощь при укусе змей.”

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации при встрече со змеей; обучить действиям по оказанию первой помощи при укусе змеи.

Беседа о разновидностях змей, в том числе и ядовитых; рассказ  об оказании первой помощи при укусе змеи.

Картинки с изображением различных змей.

11.“Первая помощь при укусе змей.”

12.“Первая помощь при несчастных случаях на воде.”

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации на воде; обучить действиям по оказанию первой помощи при несчастных случаях на воде.

Беседа о правилах поведения на воде; рассказ об оказании первой помощи при несчастных случаях на воде; рассматривание иллюстраций, показывающих как правильно нужно делать искусственное дыхание.

Картинка “На пляже”, иллюстрации, показывающие как правильно нужно делать искусственное дыхание.

13.“Первая помощь при несчастных случаях на воде.”

14.“Первая помощь при несчастных случаях на воде.”

15.Викторина “Твои действия при пожаре.”

Закрепить знания о способах тушения пожара и о вызове пожарной службы 01.

Занятие проводится в форме викторины.

Плакат”Пожарная служба 01”, ситуативные картинки.

16.Викторина “Твои действия при пожаре.”

Закрепить знания о способах тушения пожара и о вызове пожарной службы 01.

Занятие проводится в форме викторины.

Плакат”Пожарная служба 01”, ситуативные картинки.

17.“Правила поведения при встрече с насекомыми.”

Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Игра”Кто где живет”, отгадывание загадок, чтение стихотворений”Муравьишко”, рассказ о народных приметах и о правилах поведения при встрече с насекомыми.

 Картинки с изображением разных насекомых, картинки с изображением среды обитания.

18.Правила поведения при встрече с насекомыми.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

Программа учебно-воспитательной работы в группе продленного дня

 Программа учебно - воспитательной работы в группе продленного дня. составлена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком"

Раздел рограммы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой"

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Я и мир вокруг"

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Я и мир вокруг" для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки" для группы продленного дня дл детей с тяжелыми нарушениями речи....