Статья "Проектная деятельность в воспитательном процессе"
статья

Самойлова Елена Анатольевна 104

В статье приводятся теоретические сведения о проектной деятельности учащихся. приводятся примеры проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_v_nachalnoy_shkole.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

ФГОС предъявляют новые требования к  воспитанию  в начальной школе. Необходимо искать  новые подходы к организации воспитательного процесса. Одним из этих подходов может быть проектная деятельность.

Проект – это специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В ходе работы над  проектом всегда  решается  какая-то проблема. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно применят свои  знания на практике, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть предметными.

Работа по методу проектов предполагает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Главная идея метода проектов – направленность познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, и структуру. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Воспитатель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Стадии работы над проектом:
  Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Виды проектов могут быть следующие:

-по количеству участников: личные, групповые, коллективные.

-по количеству затраченного времени: краткосрочные (в рамках одного урока), средней продолжительности (2-3 недели), долгосрочные. (Портфолио)

-По типу деятельности: творческий, исследовательский, практико-ориентированный, информационный.

-по количеству предметов: монопредметный и межпредметный.

Правила  организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения; 
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. 
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. 
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
2. Далее  необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи взрослого (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Руководитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
6. Защита проектов. 
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

У нас в начальной школе  активно используется метод проектов, как в урочной деятельности, так и в воспитательной работе.

 Так  учащиеся приняли активное участие в проекте «Книга памяти».

Учащиеся собирали  сведения о родственниках участниках Великой Отечественной войны, записывали эти сведения, приносили в класс фотографии. Все полученные данные переносились в компьютер, обрабатывались. Ученики создали обложку книги.

 Ко  дню снятия Блокады Ленинграда учащиеся собирали книгу стихов о войне. В ходе подготовки к  Литературной гостиной, дети получили задание найти и выучить стихотворение о войне. Все дети рассказали стихи и приняли участие в конкурсе чтецов. На занятии по  рисованию дети иллюстрировали выученные стихотворения, затем все листы собрали в одну книгу.

Учащиеся 3 класса  участвовали в проекте «Моя семья». Собирая сведения о своих предках дети делали древо семьи в виде домиков.

Очень часто в начальной школе учащиеся решают проектные задачи. Это задача, в которой через систему заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Решение проектных задач носит групповой характер. Сложность проектных задач возрастает от класса к классу.. Так например в 1 классе решается задача «Конструирование детской площадки для детского сада» Дети по группам по определённым правилам конструируют площадку из геометрических фигур В 4 классе «Математика на планете Сириус», где учащиеся по группам создают справочник по математике для жителей планеты Сириус.    

Недостатки проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. 
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат. 
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах

Данная работа была представлена в окружной панораме воспитательных систем классных руководителей начальной школы, проводимойОкружным методическим центром ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы....

Презентация к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"

Презентация - сопровожение к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"....

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющей, саморазвивающей личности школьника»

Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проб...

Развивающая технология; "Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой личности школьника"

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес...