«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющей, саморазвивающей личности школьника»
проект (3 класс) на тему

Бакулина Лариса Владимировна

Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы все мои воспитанники были вовлечены во внеклассную деятельность, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя.Ведущее место среди таких методов в моей педагогической практике принадлежит сегодня методу проектов.Считаю, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в воспитательном процессе

как способ формирования творческой, самоопределяющей, саморазвивающей личности школьника»

Из опыта работы

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к воспитанию детей в общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию  на развитие  личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы все мои воспитанники были вовлечены во внеклассную деятельность, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов в моей педагогической практике принадлежит сегодня методу проектов. 

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: 
- Общение 

- Деятельность 

- Познание 

- Рефлексия 

     Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

     А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Проектировочную деятельность можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного похода к образованию.

Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.

Именно начальная ступень школьного воспитания и обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Главной идеей метода проектов является направленность познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности. Над формированием своих убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Проект выходит за пределы класса, входит в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают. В одном лице мы становимся и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития творческих способностей и познавательных. Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Выводит процесс воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Проектная деятельность позволяет учащимся выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

     Проектный метод способствует привлечению к активной творческой деятельности всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителя и родителей.

     Считаю, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

     Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности  будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.  

     Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем:

     Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных  отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например,  как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

    Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки.  Это  и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

    А также, проекты  - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив класса.

     Таким образом, внутренний результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

     Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.        

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности  посредством методов социального проектирования.

ЗАДАЧИ:

-         способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

-         создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-         формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

-         предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этапы работы

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта;

б)определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Плановые работы

а)определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта;

г)установление процедур и критериев оценки процесса работы;

д)распределение обязанностей членов команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации.

Формулировка выводов, оформление результатов.

Анализируют информацию.

Оформляют результаты.

Наблюдает, советует.

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивая свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия участников проекта, креа-тивность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА:

Критерии

Самооценка

Класс

Кл. руководитель

Итог

Достигнут конечный результат

 

 

 

 

Доступность и наглядное представление информации

 

 

 

 

Оригинальность оформления

 

 

 

 

Умение заинтересовать

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

       - Молодцы!                     - Хорошо.                       -  Работай лучше.   

Ожидаемые результаты

проектной деятельности в воспитательном процессе

Предполагается, что применение проектной деятельности будет способствовать формированию у воспитанников следующих компетентностей:

 - Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

- Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

- Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

      В заключении хочется отметить, что проектная деятельность предоставляет классному руководителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам воспитательной деятельности.

D:\Лариса\Мои документы2\Все документы Лариса\документы Лариса\воспит работа новая\фото 1б кл 2-12-2013\проект по окр миру 1 кл 2012г\1 кл 031.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

Развивающая технология; "Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой личности школьника"

Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес...