ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (из опыта работы)
методическая разработка
Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т.д. В статье описаны пути экономического воспитания и образования в условиях детского дома через деятельность социального магазина «Домовёнок» и реализацию программы «Семь шагов в мир экономики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eni_t.yu_._ekonomicheskoe_obrazovanie_v_d.d.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
(из опыта работы)
Т.Ю. Ени,
заместитель директора по учебно-методической работе
МОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. В обществе явно ощущается потребность в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества. Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т.д.
Поэтому на сегодняшний день экономическое образование – один из важных источников формирования поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры», принятия «на веру» той или иной системы ценностных установок и ориентаций. Такое образование, в отличие от изучения многих иных областей знания, всегда и везде нужно любому, ибо оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека незащищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Экономическое образование особенно важно для детей-воспитанников детских домов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость получить практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах детского дома.
Первой попыткой и удачной педагогической находкой коллектива детского дома «Семья» в воспитании социально-экономических отношений явилось создание социального магазина «Домовёнок», который открылся в октябре 2002 года. Социальный магазин был создан с целью формирования у воспитанников всех категорий (различных возрастов, интеллектуальных способностей, девиантных детей) правильных представлений о товарно-денежных отношениях, умения накапливать средства, планировать и распределять их. А также повышения дисциплинированности и ответственности детей (См. «Детский дом» №1(26) январь-март 2008 год статья «Все не понарошку»).
Кроме того, государство ежемесячно выделяет воспитанникам детских домов на личные расходы двести рублей, так называемые «карманные деньги». Карманные деньги – это тоже инструмент, помогающий научить детей распоряжаться деньгами. Воспитатели учат тратить деньги разумно и в пределах своих возможностей. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе проводятся экскурсии в магазин. Здесь происходит реальное знакомство с экономическими понятиями: «цена», «товар», «потребности», «возможности», обращается внимание воспитанников на качество, срок годности (для продуктов).
И все же, проанализировав актуальное состояние социально-экономического воспитания в МОУ детский дом «Семья», мы пришли к выводу, что необходима четкая система в экономическом образовании воспитанников детского дома. В 2008г. Методическим советом детского дома было принято решение принять к реализации программу «Семь шагов в мир экономики» Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых». Главная цель программы «Семь шагов в мир экономики» - познакомить учащихся младшего и среднего школьного возраста с основными экономическими понятиями и показать ценность образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни общества. Программа включает в себя семь тем-разделов:
- «Наши семьи»
- «Наш микрорайон»
- «Наш город»
- «Наш регион»
- «Наша страна»
- «Наш мир»
- «Личная экономика».
К программе предложен полный учебно-методический комплект: методическое руководство для педагога с подробными конспектами занятий, наглядные пособия, материалы и разработки для повторения и закрепления тем, включенных в программу и т.д.
Данная программа получила одобрение и поддержку Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Деятельность МОО «Достижения молодых» курирует Президент НРЦ «Курчатовский институт» академик Е.П. Велихов.
Методической службой детского дома был разработан календарно-тематический план к каждой теме, которая рассчитана на 1 год. Реализуется данная программа в годовом плане воспитательной работы по направлению «Основы экономического просвещения» в рамках воспитательного часа на базе семьи (группы) – 1 раз в неделю. Поскольку в семьях(группах) МОУ детский дом «Семья» разновозрастной состав воспитанников, то воспитатель дифференцирует работу по теме занятия в соответствии с возрастом воспитанников и умственными способностями. В обучении экономике педагоги сочетают теоретические формы проведения занятий с практическими: решение экономических задач, проведение тренингов, деловых игр, форм и методов интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д. Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы воспитателя и воспитанников. Задача педагога – поддержать интерес от занятия к занятию, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.
Некоторые темы занятий адаптированы воспитателями к условиям детского дома и реальным потребностям. Так, в разделе «Наш регион» были добавлены темы по профориентации воспитанников с целью ознакомления с профессиями, которые востребованы в Ямало-Ненецком округе (См. Таблица № 1).
Таблица № 1
Учебно-тематический план
к программе «Семь шагов в мир экономики»
раздел «Наш регион»
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I Повторение пройденного | ||||
1-2 | Повторение пройденного по программе «Наш город»: как живет наш город сегодня. Изготовление панно ко Дню города «Ноябрьску – 35 лет» | 2 | 1 | 1 |
3 | Повторение. Заочная экскурсия по коммерческим предприятиям Ноябрьска | 1 | 1 | |
4 | История предпринимательства со времен Петра I | 1 | 1 | |
II Наш регион | ||||
5 | Введение в тему «Наш регион» | 1 | 1 | |
6 | Ресурсы кондитерской фабрики | 1 | 1 | |
7 | Мое будущее предприятие | 1 | 1 | |
8-9 | Мы - исследователи. Проведение мини-исследования по выявлению ведущих предприятий региона | 2 | 1 | 1 |
10 | История нашего региона. | 1 | 1 | |
11 | Учимся работать с географическими картами. Карта региона. | 1 | 1 | |
12 | Население и природные ресурсы региона. | 1 | 1 | |
13 | Сырьевые ресурсы и промышленность региона | 1 | 1 | |
14 | Топливные ресурсы. Промышленность. | 1 | 1 | |
15-16 | Доходы и расходы производства | 2 | 1 | 1 |
17 | Строительство домов | 1 | 1 | |
18 | Как работает предприятие | 1 | 1 | |
19 | Путешествие товара | 1 | 1 | |
III Конкурс-ярмарка семейных компаний | ||||
20-25 | Подготовка к конкурсу-ярмарке семейных торговых компаний | 6 | 1 | 5 |
26 | Конкурс-ярмарка семейных торговых компаний | 1 | 1 | |
27-28 | Мой личный бизнес-проект | 2 | 1 | 1 |
IV Экономические игры | ||||
29 | Игра «Экономический калейдоскоп» | 1 | 1 | |
30 | Игра «Бешеные деньги» | |||
31 | Игра «Экономическая десятка» | 1 | 1 | 1 |
32 | Игра «Книжная фабрика» | 1 | 1 | |
33 | Игра «В гостях у Скруджа» | 1 | 1 | |
34 | Игра-конкурс «Остановка по требованию: Рекланая» | 1 | 1 | |
VI Поговорим о профессиях | ||||
35 | Поговорим о профессиях. Экономист | 1 | 1 | |
36 | Поговорим о профессиях. Нефтяник | 1 | 1 | |
37 | Поговорим о профессиях. Менеджер | 1 | 1 | |
38 | Поговорим о профессиях. Спасатель | 1 | 1 | |
39 | Поговорим о профессиях. Военнослужащий | 1 | 1 | |
40 | Подведение итогов. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 40 | 19 | 21 |
В рамках реализации программы «Семь шагов в мир экономики» воспитанники получают не только теоретические, но практические навыки, которые успешно демонстрируют во время участия в ежегодной Городской ярмарке школьных компаний. Для начала был разработан бренд компании - «Русский торговый дом СемьЯ». Соответственно вся продукция, выпускаемая данной компанией, придерживается русских народных традиций, а также традиций русского Севера. Ассортимент товара достаточно разнообразен: изделия из бисера и стекляруса, вязаные изделия (варежки, носки, тапочки), изделия из соленого теста (обереги, магниты), вышивки, швейные изделия (грелки на чайник, фартуки, косынки, сухарницы), обереги из кожи и меха в традициях коренных народов Севера, мыло и магниты в форме мамонтенка Любы, которого в 2007 году нашли на Ямале в вечной мерзлоте, а также ягель, кедровые шишки как сувенирная продукция.
Команда воспитанников детского дома «Семья» начала участвовать в городской Ярмарке школьных компаний с началом реализации программы «Семь шагов в мир экономики». Цель проведения Ярмарки школьных компаний: пропаганда экономических знаний о предпринимательской деятельности среди учащихся образовательных учреждений города, побуждение к участию в цивилизованных экономических отношениях и выработке активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам. В 2009 году состоялось первое («пробное») участие торговой компании детского дома «Русский торговый дом СемьЯ», но и оно оказалось результативным: победа команды в номинации «Лучшая выставка-ярмарка». В марте 2010 года команда детского дома победила в городской Ярмарке школьных компаний с присвоением титула «Лучшая школьная компания» и была направлена на XI Всероссийскую Ярмарку школьных компаний в г. Тула, где также стала победителем в номинации «Лучшая школьная компания». В ноябре 2010 года компания «Русский торговый дом СемьЯ» снова становится абсолютным победителем городской Ярмарки школьных компаний с присвоением титула «Лучшая школьная компания» г. Ноябрьска и направляется в г. Тула на XII новогоднюю Ярмарку школьных компаний, где становится победителем в номинации «Лучшая техника торговли». Кроме того, компанией «Русский торговый дом СемьЯ» запланирована и реализуется благотворительная деятельность через социальный магазин «Домовёнок». В рамках благотворительной акции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., компания «Русский торговый дом «Семь Я» подготовила подарки для ветеранов. А также в социальном магазине воспитанники детского дома могут приобрести за «полярки» понравившиеся сувениры или предметы быта для личного пользования или подарка своим друзьям.
В процессе подготовки команды к такого рода мероприятиям, образовался коллектив единомышленников из воспитателей и воспитанников, которые ощутили не только трудности подготовки в изучении экономических терминов, разработке бизнес-плана, подготовке ассортимента продукции, но и сладкий вкус победы и единство в достижении цели.
Следует отметить, что по условиям участия в Ярмарке школьных компаний, команда участников должна состоять из 4 человек, следовательно, остальные воспитанники детского дома принимают участие только в подготовке к конкурсу и в составе группы поддержки. Методическим советом детского дома было принято решение проводить Ярмарку семейных торговых компаний детского дома между семьями(группами). Согласно календарно-тематическому плану (См. Таблица № 1), работа по подготовке к Ярмарке запланирована в годовом плане воспитательной работы детского дома и имеет практический выход в виде конкурса между семьями.
Опыт экономического образования и воспитания детского «Семья» наглядно показывает, насколько важно для воспитанников не только приобретать теоретические знания по общеэкономическим дисциплинам, но и иметь возможность проверить их на практике, почувствовать востребованность своих навыков и умений, он наглядно иллюстрирует активный интерес и инициативу воспитанников в изучении основ рыночной экономики и формировании навыков организации собственного бизнеса, что работает на успешную социализацию и адаптацию выпускников в самостоятельной жизни. Так, из стен детского дома «Семья» в самостоятельную жизнь вышло 67 воспитанников, из них:
- высшее образование имеют – 5 чел.(7%)
- учатся заочно в ВУЗах – 8 чел.(12%)
- учатся в ССУЗах – 5чел.(7%)
- трудоустроены – 31 чел.(46%)
На момент выпуска из детского дома каждый воспитанник обязательно имеет базовое образование, соответствующее интеллектуальным способностям и состоянию здоровья, профессию, постоянное место работы, жилье и предметы первой необходимости, счет в банке, стабильный доход (заработную плату, стипендию, льготы, пособия).
Можно считать, что большинство выпускников детского дома «Семья» адаптировались успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...
Технология здоровьесбережения в условиях детского дома
краткое описание применяемой технологии...
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы
Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (из опыта работы)
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников интернатных учреждений должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...