ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (из опыта работы)
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Ени

Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т.д. В статье описаны пути экономического воспитания и образования в условиях детского дома через деятельность социального магазина «Домовёнок» и реализацию программы «Семь шагов в мир экономики».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eni_t.yu_._ekonomicheskoe_obrazovanie_v_d.d.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

                                                     (из опыта работы)

Т.Ю. Ени,

заместитель директора по учебно-методической работе

МОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, что экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. В обществе явно ощущается потребность в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества. Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т.д.

Поэтому на сегодняшний день экономическое образование – один из важных источников формирования поведения человека,  понимания и признания им определенных «правил игры», принятия «на веру» той или иной системы ценностных установок и ориентаций. Такое образование, в отличие от изучения многих иных областей знания,  всегда и везде нужно любому, ибо оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека незащищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Экономическое образование особенно важно для детей-воспитанников детских домов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается  на примере мамы и папы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Отсутствие жизненного опыта у детей является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни, поэтому возникает необходимость получить практические знания по курсу товарно-денежных отношений в стенах детского дома.

Первой попыткой и удачной педагогической находкой коллектива детского дома «Семья» в воспитании социально-экономических отношений явилось создание социального магазина «Домовёнок», который открылся в октябре 2002 года. Социальный магазин был создан с целью  формирования у воспитанников всех категорий (различных возрастов, интеллектуальных способностей, девиантных детей) правильных представлений о товарно-денежных отношениях, умения накапливать средства, планировать и распределять их. А также повышения дисциплинированности и ответственности детей (См. «Детский дом» №1(26) январь-март 2008 год статья «Все не понарошку»).

        Кроме того, государство ежемесячно выделяет воспитанникам детских домов на личные расходы двести рублей, так называемые «карманные деньги». Карманные деньги – это тоже инструмент, помогающий научить детей распоряжаться деньгами. Воспитатели учат тратить деньги разумно и в пределах своих возможностей. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе проводятся экскурсии в магазин. Здесь происходит реальное знакомство с экономическими понятиями: «цена»,  «товар», «потребности», «возможности», обращается внимание воспитанников на качество, срок годности (для продуктов).

        И все же, проанализировав актуальное состояние социально-экономического воспитания в МОУ детский дом «Семья», мы пришли к выводу, что необходима четкая система в экономическом образовании воспитанников детского дома. В 2008г. Методическим советом детского дома было принято решение принять к реализации программу «Семь шагов в мир экономики» Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых». Главная цель программы «Семь шагов в мир экономики» - познакомить учащихся младшего и среднего школьного возраста с основными экономическими понятиями и показать ценность образования, его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни общества. Программа включает в себя семь тем-разделов:

  • «Наши семьи»
  • «Наш микрорайон»
  • «Наш город»
  • «Наш регион»
  • «Наша страна»
  • «Наш мир»
  • «Личная экономика».

        К программе предложен полный учебно-методический комплект: методическое руководство для педагога с подробными конспектами занятий, наглядные пособия, материалы и разработки  для повторения и закрепления тем, включенных в программу и т.д.

        Данная программа получила одобрение и поддержку Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Деятельность МОО «Достижения молодых» курирует Президент НРЦ «Курчатовский институт» академик Е.П. Велихов.        

Методической службой детского дома был разработан календарно-тематический план к каждой теме, которая рассчитана на 1 год. Реализуется данная программа в годовом плане воспитательной работы по направлению «Основы экономического просвещения» в рамках воспитательного часа на базе семьи (группы) – 1 раз в неделю. Поскольку в семьях(группах) МОУ детский дом «Семья» разновозрастной состав воспитанников, то воспитатель дифференцирует работу по теме занятия в соответствии с возрастом воспитанников и умственными способностями. В обучении экономике педагоги сочетают теоретические формы проведения занятий с практическими: решение экономических задач, проведение тренингов, деловых игр, форм и методов интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д. Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы воспитателя и воспитанников. Задача педагога – поддержать интерес от занятия к занятию, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.

        Некоторые темы занятий адаптированы воспитателями к условиям детского дома и реальным потребностям. Так, в разделе «Наш регион» были добавлены темы по профориентации воспитанников с целью  ознакомления с профессиями, которые востребованы в Ямало-Ненецком округе (См. Таблица № 1).

Таблица № 1

Учебно-тематический план

к программе «Семь шагов в мир экономики»

раздел «Наш регион»

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

I Повторение пройденного

1-2

Повторение пройденного по программе «Наш город»: как живет наш город сегодня. Изготовление панно ко Дню города «Ноябрьску – 35 лет»

2

1

1

3

Повторение. Заочная экскурсия по коммерческим предприятиям Ноябрьска

1

1

4

История предпринимательства со времен Петра I

1

1

II Наш регион

5

Введение в тему «Наш регион»

1

1

6

Ресурсы кондитерской фабрики

1

1

7

Мое будущее предприятие

1

1

8-9

Мы - исследователи. Проведение мини-исследования по выявлению ведущих предприятий региона

2

1

1

10

История нашего региона.

1

1

11

Учимся работать с географическими картами. Карта региона.

1

1

12

Население и природные ресурсы региона.

1

1

13

Сырьевые ресурсы и промышленность региона

1

1

14

Топливные ресурсы. Промышленность.

1

1

15-16

Доходы и расходы производства

2

1

1

17

Строительство домов

1

1

18

Как работает предприятие

1

1

19

Путешествие товара

1

1

III Конкурс-ярмарка семейных компаний

20-25

Подготовка к конкурсу-ярмарке семейных торговых компаний

6

1

5

26

Конкурс-ярмарка семейных торговых компаний

1

1

27-28

Мой личный бизнес-проект

2

1

1

IV Экономические игры

29

Игра «Экономический калейдоскоп»

1

1

30

Игра «Бешеные деньги»

31

Игра «Экономическая десятка»

1

1

1

32

Игра «Книжная фабрика»

1

1

33

Игра «В гостях у Скруджа»

1

1

34

Игра-конкурс «Остановка по требованию: Рекланая»

1

1

VI Поговорим о профессиях

35

Поговорим о профессиях. Экономист

1

1

36

Поговорим о профессиях. Нефтяник

1

1

37

Поговорим о профессиях. Менеджер

1

1

38

Поговорим о профессиях. Спасатель

1

1

39

Поговорим о профессиях. Военнослужащий

1

1

40

Подведение итогов.

1

1

ИТОГО

40

19

21

        В рамках реализации программы «Семь шагов в мир экономики» воспитанники получают не только теоретические, но практические навыки, которые успешно демонстрируют во время участия в ежегодной Городской ярмарке школьных компаний. Для начала был разработан бренд компании - «Русский торговый дом СемьЯ». Соответственно вся продукция, выпускаемая данной компанией, придерживается русских народных традиций, а также традиций русского Севера. Ассортимент товара достаточно разнообразен: изделия из бисера и стекляруса, вязаные изделия (варежки, носки, тапочки), изделия из соленого теста (обереги, магниты), вышивки, швейные изделия (грелки на чайник, фартуки, косынки, сухарницы), обереги из кожи и меха в традициях коренных народов Севера, мыло и магниты в форме мамонтенка Любы, которого в 2007 году нашли на Ямале в вечной мерзлоте, а также ягель, кедровые шишки как сувенирная продукция.

        Команда воспитанников детского дома «Семья» начала участвовать в городской Ярмарке школьных компаний с началом реализации программы «Семь шагов в мир экономики». Цель проведения Ярмарки школьных компаний: пропаганда экономических знаний о предпринимательской деятельности среди учащихся образовательных учреждений города, побуждение к участию в цивилизованных экономических отношениях и выработке активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам. В 2009 году состоялось первое («пробное») участие торговой компании детского дома «Русский торговый дом СемьЯ», но и оно оказалось результативным: победа команды в номинации «Лучшая выставка-ярмарка». В марте 2010 года команда детского дома победила в городской Ярмарке школьных компаний с присвоением титула «Лучшая школьная компания» и была направлена на XI Всероссийскую Ярмарку школьных компаний в г. Тула, где также стала победителем в номинации «Лучшая школьная компания». В ноябре 2010 года компания «Русский торговый дом СемьЯ» снова становится абсолютным победителем городской Ярмарки школьных компаний с присвоением титула «Лучшая школьная компания» г. Ноябрьска и направляется в г. Тула на XII новогоднюю Ярмарку школьных компаний, где становится победителем в номинации «Лучшая техника торговли».  Кроме того, компанией «Русский торговый дом СемьЯ» запланирована и реализуется благотворительная деятельность через социальный магазин «Домовёнок». В рамках благотворительной акции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., компания «Русский торговый дом «Семь Я» подготовила подарки для ветеранов. А также в социальном магазине воспитанники детского дома могут приобрести за «полярки» понравившиеся сувениры или предметы быта для личного пользования или подарка своим друзьям.

        В процессе подготовки команды к такого рода мероприятиям, образовался коллектив единомышленников из воспитателей и воспитанников, которые ощутили не только трудности подготовки в изучении экономических терминов, разработке бизнес-плана, подготовке ассортимента продукции, но и сладкий вкус победы и единство в достижении цели.

        Следует отметить, что по условиям участия в Ярмарке школьных компаний, команда участников должна состоять из 4 человек, следовательно, остальные воспитанники детского дома принимают участие только в подготовке к конкурсу и в составе группы поддержки. Методическим советом детского дома было принято решение проводить Ярмарку семейных торговых компаний детского дома между семьями(группами). Согласно календарно-тематическому плану (См. Таблица № 1), работа по подготовке к Ярмарке запланирована в годовом плане воспитательной работы детского дома и имеет практический выход в виде конкурса между семьями.

        Опыт экономического образования и воспитания детского «Семья» наглядно показывает, насколько важно для воспитанников не только приобретать теоретические знания по общеэкономическим дисциплинам, но и иметь возможность проверить их на практике, почувствовать востребованность своих навыков и умений, он наглядно иллюстрирует активный интерес и инициативу воспитанников в изучении основ рыночной экономики и формировании навыков организации собственного бизнеса, что работает на успешную социализацию и адаптацию выпускников в самостоятельной жизни. Так, из стен детского дома «Семья» в самостоятельную жизнь вышло 67 воспитанников, из них:

  • высшее образование имеют – 5 чел.(7%)
  • учатся заочно в ВУЗах – 8 чел.(12%)
  • учатся в ССУЗах – 5чел.(7%)
  • трудоустроены – 31 чел.(46%)

        На момент выпуска из детского дома каждый воспитанник обязательно имеет базовое образование, соответствующее интеллектуальным способностям и состоянию здоровья, профессию, постоянное место работы, жилье и предметы первой необходимости, счет в банке, стабильный доход (заработную плату, стипендию, льготы, пособия).

        Можно считать, что большинство выпускников детского дома «Семья» адаптировались успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Технология здоровьесбережения в условиях детского дома

краткое описание применяемой технологии...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы

Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (из опыта работы)

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников интернатных учреждений должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...