ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья (2 класс)
В статье сообщается о необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников образовательного учреждения интернатного типа во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malenko_n.g.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES WHEN CARRYING OUT SELF-STUDY UNDER THE CONDITIONS OF THE BOARDING SCHOOL
Malenko Natalia Gennadievna, educator
GKOOU sanatorium boarding school №21
s. Podluzhnoe, Izobilnensky district
The article reported on the need to preserve and strengthen the health of inmates of boarding institutions of education in their free time.
Keywords: protection and preservation of health; self-education; educational technology; game; fizminutki; therapy.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Маленко Наталья Геннадьевна, воспитатель
"ГКООУ санаторная школа-интернат № 21"
с. Подлужное, Изобильненский район
В статье сообщается о необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников образовательного учреждения интернатного типа во внеурочное время.
Ключевые слова: охрана и сохранение здоровья; самоподготовка; педагогические технологии; игра; физминутки; сказкотерапия.
Забота о сохранении здоровья учащихся-воспитанников санаторной школы-интерната – это важнейшая обязанность школы, отдельного педагога и самого ребенка. Общеизвестно, что школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться, усваивать знания. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Здоровье должно быть не самоцелью, как утверждает Н. Ф. Петрова, а средством для хорошего, радостного самочувствия, для реализации всех заложенных в человеке возможностей. Если человек осознаёт, что самое ценное – жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления [5 ].
В связи с вышесказанным, сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма. В последнее время, в нашей школе-интернате стало традиционным проведение «Дней здоровья», воспитательных часов, бесед, диспутов, круглых столов в рамках здоровьесбережения. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы доктора Айболита», «Вредные привычки», ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы и множество воспитательных мероприятий данной тематики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством воспитателя. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие [1; 2]. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, воспитатель не достигнет желаемого результата, если он не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, в том числе, здоровьесберегающие.
В моей практике, перед началом выполнения детьми самоподготовки, использую тренинг-настрой: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам поработать дружно, открыть для себя что-то новое».
В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные и динамические паузы, кинестетические упражнения, игры-путешествия. Считаю, что значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимает усталость. Важен и положительный психолого-эмоциональный климат в детском коллективе.
«В детском возрасте, подчёркивал А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, а также является элементом здоровьесберегающей технологии [4; 6 ].
Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости учащихся провожу смену деятельности – физминутки, игры на внимание, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания на достаточно высоком уровне.
Особой популярностью у моих воспитанников пользуется сказкотерапия, как метод, который имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту [3].
На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Дети фантазируют, вспоминая старые давно знакомые сказочные образы и придумывая новые. Внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Здесь же используются элементы двигательной активности.
Мои дети очень любят гулять на свежем воздухе. Прогулка - это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Нередко воспитатели допускают большую ошибку, считая, что прогулки - это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам. На самом деле, задача воспитателя – не только обеспечить надзор и профилактику травматизма, но и, в первую очередь, обеспечить двигательную активность, насыщенность организма кислородом.
При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно- гигиенических требования: проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.
Я глубоко убеждена в том, что здоровьесберегающие технологии в процессе самоподготовки играют важную роль в сохранении здоровья детей.
Литература
1. Воспитательное пространство продлённого дня. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2002.
2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 кл. – Ростов на Дону: Феникс. - 2008.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. - Москва «ВАКО». - 2004.
4. Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина В.Н., Зюзюкина Н.В. Современные технологии воспитательной работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель». - 2009.
5. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - №1 (50). – 2015. – С. 113-115.
6. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- М. Учитель. - 2009.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
в работе III Всероссийской научно-практической конференции
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) | Маленко Наталья Геннадьевна |
Предполагаемая секция | Секция Петровой Н.Ф. |
Название статьи | Здоровьесберегающие технологии при проведении самоподготовки в условиях школы-интерната |
Количество страниц | 3 (три) |
Ученая степень, ученое звание | - |
Должность и организация | Воспитатель; ГКООУ «СШИ №21» с. Подлужное |
Контактный телефон | 89614455682 |
Почтовый адрес с индексом для отправки сборника материалов конференции | 356133 Ставропольский край, Изобильненский район, с. Подлужное, ул. Калинина, № 200 |
Источник информации о конференции (коллеги, Интернет, информационный стенд организации и др.) | Коллеги: профессор Петрова Н.Ф. |
Дополнительная информация (если нужно) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Деятельность воспитанников в школе-интернате.
о деятельности воспитанников в школе-интернате....
специфика проведения самоподготовки в коррекционной школе-интернат
Самоподготовка - это форма закрепления и повторения изучаемого на уроках материала, форма развития навыков самостоятельности учебного труда....
«Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях школы-интерната Высшей школы музыки»
Формирование у детей привычки здорового образа жизни актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрас...
Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната
Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната...
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...
Методические рекомендации по проведению самоподготовки в школе-интернат
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствова...