Методические рекомендации по проведению самоподготовки в школе-интернат
методическая разработка
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке.
В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач вспомогательной школы — формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18» среднего (общего) образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Методические рекомендации по проведению самоподготовки в школе - интернате.
Автор: Мохова К.И. ,воспитатель
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке.
В условиях школы-интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач вспомогательной школы — формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:
1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.
2. Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, пробуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.
3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.
4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.
5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.
К задачам воспитателя при проведении самоподготовки относится также формирование у учащихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку, и определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание у них чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.
Перечисленные воспитательные цели и задачи связаны непосредственно с обязанностями воспитателя, которые определены в «Типовом положении о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)» и в «Уставе средней общеобразовательной школы»: воспитатель прививает детям любовь к труду, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и в разумной организации досуга.
Самоподготовка во вспомогательной школе-интернате по сути является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя — дать учащимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя — закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдать режим работы (вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий).
Успех выполнения домашнего задания в значительной мере зависит от качества его разъяснения на уроке.
Во вспомогательной школе высокое качество урока является важнейшим условием эффективной работы воспитанников в процессе самоподготовки.
Непременным условием и залогом успешного выполнения домашних заданий являются все описанные выше формы взаимосвязи в работе учителя и воспитателя.
Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка, домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, нервничают, приучаются к небрежности и безответственности. Во вспомогательной школе-интернате есть дети, которые нуждаются в индивидуальной дозировке домашних заданий, особенно в младших классах. Например, в тех случаях, когда у ученика нарушена моторика и он медленнее других пишет, объем письменного задания следует несколько уменьшить. Если ученик заторможен, слабо владеет счетом, ему нужно дать меньшее количество примеров, так как, не желая отставать от других детей группы, он в спешке будет делать много ошибок, переживать; в результате у него выработается отрицательное отношение к самостоятельной работе и к учению вообще,
Воспитатель осуществляет также в соответствии с рекомендациями учителя дифференцированный подход к ученикам в процессе самоподготовки.
При определении времени, необходимого для выполнения домашних заданий умственно отсталыми учениками, учитываются объем и сложность задания, степень изученности на уроке заданного учебного материала, функция домашних заданий (закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроке), а также использование наглядных пособий и дидактического материала.
Сложность домашнего задания не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объем задания должен составлять примерно одну треть объема учебной работы на уроке.
«Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)» установлена следующая продолжительность самоподготовки для учащихся различных классов:
I класс — в первом полугодии домашние задания не даются; во втором полугодии — 30—40 мин;
II—III классы — до 1 ч;
IV—V классы — до 1,5 ч;
VI—VIII классы — до 2 ч.
Эти сроки являются максимальными. У опытных воспитателей при условии реализации индивидуального и дифференцированного подхода большинство умственно отсталых школьников успевают выполнить домашние задания за более короткое время.
Решающее значение для эффективности проведения самоподготовки имеет строгое соблюдение режима дня, чередование труда и отдыха детей, достаточное пребывание их на воздухе, проведение физкультминутки.
Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе, что способствует формированию у них ответственного отношения к самоподготовке.
Опыт, накопленный вспомогательными школами-интернатами, показывает, что самоподготовку лучше всего проводить после прогулки, включающей игры и спортивные развлечения со средней нагрузкой.
Следует учитывать, что первоклассники, а во многих школах и дети II и III классов спят после обеда и прогулки. Поэтому оптимальное время для начала приготовления домашних заданий—16 ч 30 мин. Даже в тех случаях, когда к проведению, самоподготовки привлекается учитель, время, установленное для выполнения домашних заданий, не меняется. В противном случае продуктивность работы учащихся резко снижается.
Во время приготовления домашних заданий необходимо обеспечить такую организацию занятий школьников, при которой полностью сохраняется своеобразие этого вида работы как вполне самостоятельного и строго индивидуального.
В большинстве школ-интернатов домашние задания воспитанники выполняют в тех же классных комнатах, где проходят уроки, за своей партой. Класс или другое помещение для занятий должны быть чистыми и проветренными. За воспитанниками закрепляются постоянные рабочие места. Дежурные протирают парты, подметают пол, по указанию воспитателя развешивают карты, таблицы, картины, другие наглядные пособия, которые понадобятся при выполнении заданий. На специальном столе раскладывают справочники, дидактические материалы, запасные учебные принадлежности, книги для внеклассного и дополнительного чтения, которые заранее подбирают учитель и воспитатель.
Постепенно учащиеся, привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков на следующий день и заранее подготавливать все необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия они раскладывают в нужной последовательности, в соответствии с порядком выполнения заданий по учебным предметам.
Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя — создать условия для самостоятельной работы детей.
Однако изучение методов проведения самоподготовки в различных школах-интернатах показывает, что воспитатель часто подменяет учителя и превращает самоподготовку в урок: проводит фронтальное объяснение домашнего задания, после чего учащиеся приступают к его выполнению.
Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает, что он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создает рабочую обстановку в группе, закрепляет умения детей работать с учебником, пособиями, рационально распределять время, планировать работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, следит за их посадкой, приучает детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу.
В младших классах воспитатель постоянно контролирует воспитанников, пока они не овладеют всеми перечисленными умениями. В начале самоподготовки в I, II классах он спрашивает двух — четырех учеников, что им задано, просит показать строчки, которые нужно читать или переписывать, примеры, которые они должны решать, проверяет, правильно ли дети нашли задание в учебнике, заложили закладку. Воспитатель регулирует темп работы, устанавливает последовательность выполнения домашних заданий по предметам, проверяет индивидуальные задания, отмечает детей, которые быстро и хорошо подготовились к занятиям. Размер помощи воспитанникам со стороны воспитателя уменьшается по мере усвоения детьми навыков самостоятельной работы.
В процессе самоподготовки воспитателю приходится сталкиваться с различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей. В связи с этим главной задачей является развитие у них устойчивого внимания и целенаправленности, без которых вообще невозможно обучение и формирование навыков самостоятельной учебной работы.
Большинство учащихся вспомогательной школы, особенно в первое время, нуждаются в постоянном наблюдении. Воспитатель должен обладать педагогическим мастерством, чтобы научить детей готовить уроки, но самому не превратиться в опекуна, не воспитать у них иждивенческие привычки, потребность ежеминутно обращаться за помощью; нужно лишить воспитанников надежды на то, что воспитатель будет за них думать, выполнять их работу.
Самое опасное, когда помощь учащимся при выполнении домашних заданий выражается в натаскивании, подсказке. Совершенно недопустимо делать что-либо за ученика: приписывать, подрисовывать, читать ему задачу и т. п. В этих случаях воспитатель, сам того не желая, препятствует формированию у детей такого важнейшего качества, как самостоятельность. Поэтому не следует по первой просьбе приходить на помощь ученику, так как просьба может превратиться в требование, а помощь воспитателя — в привычку.
Если, воспитанник не справляется с заданием, воспитатель предлагает ему вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть в тетради аналогичный пример, задает наводящий вопрос, указывает на допущенную ошибку, обращает внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учеников следует постоянно подбадривать, внушать им уверенность в своих силах, учить их преодолевать трудности.
Если с домашним заданием не справляются многие ученики, то выполнение этого задания следует приостановить и на следующий день сообщить об этом учителю. Фронтальное объяснение учебного материала, как уже было сказано выше, воспитатель не проводит.
Воспитатель оказывает ученикам в основном индивидуальную помощь; ее характер зависит от психофизических особенностей каждого воспитанника, от причин, вследствие которых он не справляется с работой.
В формировании навыков самостоятельного выполнения домашних заданий помощь ученикам могут оказать правила (памятки), которые должны соблюдаться во время самоподготовки. Их вывешивают в классе на видном месте. Правила, предназначенные для младших школьников, должны быть краткими, конкретными по содержанию; они записываются крупными буквами и красочно оформляются. Приведем примеры таких правил.
Правила самоподготовки по чтению.
1. Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.
2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.
3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составлены учителем. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ снова.
Правила самоподготовки по родному языку.
1. Внимательно прочитай задание.
2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.
3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.
4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.
Правила самоподготовки по математике.
1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.
2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.
3. Повтори про себя условие задачи и, если что-либо забыл, прочитай еще раз.
4. Запиши сокращенно условие задачи.
5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.
6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.
7. Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.
8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.
9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.
Правила выполнения устных заданий по различным предметам.
1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.
2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.
3. Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.
4. Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.
5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.
6. Перескажи своими словами каждую часть.
7. Ответь на вопросы к тексту.
8. Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой, а по естествознанию — имеющимися наглядными пособиями.
По мере овладения письмом ученики со II класса начинают вести дневник, значение которого для успешного проведения самоподготовки трудно переоценить. Во II классе ученики пишут еще медленно, но и домашние задания им даются несложные; они записывают в дневниках номера страниц учебника, упражнений, задач, примеров. Учитель внимательно проверяет сделанные записи.
Ведение дневника способствует воспитанию у учащихся самостоятельности, чувства ответственности, выработке навыков самоконтроля. Дети уже не рассчитывают на то, что воспитатель перед началом самоподготовки напишет на доске домашнее задание.
Своеобразие самоподготовки в отличие от учебной деятельности в классе состоит в том, что в процессе этой работы в наибольшей степени проявляется самостоятельность воспитанников. И чем старше дети, тем выше уровень их самостоятельности при выполнении домашних заданий.
В I—III классах воспитатель устанавливает продолжительность и последовательность выполнения заданий по различным предметам. Наблюдая за работой учащихся, он фиксирует производительно затраченное время и сообщает детям полученные результаты. Одни воспитатели во время самоподготовки ставят часы на видное место, другие устанавливают или подвешивают к классной доске деревянную или картонную модель часов и через каждые. 10 мин передвигают стрелки. Это способствует развитию у детей чувства времени, приучает их дорожить временем, экономить его. Однако при использовании описанных приемов необходимо соблюдать индивидуальный подход, так как некоторые ученики постоянно торопятся и выполняют задания небрежно, с ошибками. Таких детей следует сдерживать, учить работать не спеша и внимательно.
В IV—VIII классах ученики становятся более самостоятельными. Большинство из них умеют планировать свою работу, распределять время, отведенное на выполнение заданий, между учебными предметами. Закончив выполнение одного задания, они самостоятельно переходят к следующему заданию и сами устанавливают последовательность выполнения заданий, однако воспитатель контролирует их, определяет, насколько эта последовательность целесообразна и отвечает требованиям рациональной организации учебного труда.
С какого предмета следует начинать выполнение домашнего задания?
Опыт и исследования показывают, что умственно отсталые дети, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда. Эту особенность следует учитывать. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно начинать выполнение домашнего задания с предмета средней трудности, а потом переходить к самому трудоемкому заданию. В одних случаях это может быть математика, в других — родной язык. Как правило, дети выполняют сначала письменные задания, а затем устные. Но можно их и чередовать в зависимости от объема и содержания задания, наличия наглядных пособий и дидактического материала.
Задача воспитателя — приучить детей, приступая к выполнению домашнего задания, повторять правила на заданную тему, просматривать аналогичную письменную работу, пользоваться правилами (памятками), а также научить их работать с учебником.
Учащиеся I—III классов работают без перерыва, так как все учебные задания ими должны быть выполнены не более чем за один час. В IV—VIII классах время, отведенное на самоподготовку, составляет больше одного часа. Поэтому после завершения определенного этапа работы, примерно через 40—45 мин после начала занятий, устраивается небольшой перерыв.
Как степень помощи воспитанникам, оказываемой воспитателем, так и виды контроля за выполнением домашних заданий изменяются по мере овладения детьми навыками самостоятельной работы.
Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя. От умения школьников проверить выполненное задание в значительной степени зависит эффективность самоподготовки. Поэтому воспитатель продумывает и включает в план занятий не только содержание, формы и методы оказания помощи ученикам, но и различные способы проверки, которые будут использованы во время самоподготовки.
Например, осуществляя контроль за выполнением грамматических упражнений, дети проверяют написание отдельных слов и предложений по букварю, учебнику, орфографическому словарю. При решении примеров для проверки ответов ученики производят обратные вычисления, а при решении задач сравнивают полученный результат с ответом в учебнике. Проверяя правильность ответов на вопросы по географии, естествознанию, истории, следует обращаться к картам, таблицам, иллюстрациям и т. п.
С приемами самоконтроля учащихся в первую очередь знакомят на уроке, а воспитатель постоянно закрепляет их умение контролировать свою работу, подчеркивает важность самопроверки, ее необходимость.
Неумение проверить домашнее задание часто связано у умственно отсталых детей с невнимательным чтением; они механически прочитывают слова, не фиксируя внимание на их написании. Воспитатель показывает с помощью доступных примеров, что самопроверка помогает лучше запоминать правила. Пользуясь интересом детей к проверке работы товарищей, он объясняет им, что, после того как они научатся проверять свои работы, можно будет организовать взаимопроверку.
Взаимопроверку воспитатель организует сначала по устным предметам среди сильных и средних учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга, отвечают на вопросы к статьям. Часто даются задания творческого характера: найти в тексте описание природы, выделить сравнения, подобрать подпись к иллюстрации в учебнике и др. Такого рода задания способствуют выработке навыков самостоятельной работы. В процессе взаимопроверки эти навыки, закрепляются особенно успешно. Дети становятся внимательнее, возрастают их активность и интерес к занятиям. Они учатся критически относиться к своей работе и к работе одноклассников.
Систематическое проведение взаимопроверки способствует воспитанию у детей привычки помогать друг другу, доброжелательного отношения к товарищам. Поэтому воспитатель прикрепляет более сильных учеников к слабоуспевающим.
Контроль со стороны воспитателя — это, прежде всего систематическое наблюдение за работой детей. Воспитатель просматривает письменные работы учащихся; с теми детьми, которые слабо читают, .занимается индивидуально, по устным предметам проверяет правильность ответов на вопросы, которые даны в учебнике или составлены учителем. Воспитателю самому не следует составлять вопросы к текстам, так как необдуманные формулировки вопросов могут привести к односложным ответам, к снижению уровня усвоения материала. Не следует также заставлять учащихся учить текст статей дословно. В тех случаях, когда было дано задание докончить или сделать какую-либо практическую работу или рисунок, воспитатель характеризует качество выполненной работы, но не ставит оценку.
Следует иметь в виду, что в связи с индивидуализацией домашних заданий, а также в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого, учитывая индивидуальные наклонности и интересы учеников, заранее подбирают различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием.
После окончания самоподготовки воспитатель подводит итоги работы, что всегда вызывает особый интерес у воспитанников. Он отмечает тех, кто быстрее и лучше других справился с работой, оценивает поведение учеников, демонстрирует грамотно и красиво выполненные задания, поощряет похвалой лучших учеников, подбадривает слабоуспевающих.
Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени работы группы.
Перед уходом из класса школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....
Методические рекомендации по проведению коллективных познавательных и ролевых игр
Тип: проведения: ролевая и познавательная игра....
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания.
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания...
Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.
Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната
Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната...