Методическая разработка "Детям начальной школы о ВОВ"
методическая разработка (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_detyam_nachalnoy_shkoly_o_vov.docx | 10.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему:
«Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне»
Содержание
1. Аннотация………………………………………………………………. 2
2. Введение…………………………………………………………………2
3. Основная часть…………………………………………………………. 3
4. Психолого-педагогическая результативность………………………...5
5. Заключение………………………………………………………………6
6. Список использованных источников…………………………………..7
Аннотация.
Методическая разработка «Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне» направлена на особенности изложения познавательного материала о Великой Отечественной войне, который может использоваться в различных методах обучения с целью формирования представления о данном историческом событии, формировании чувства патриотизма у школьников. В данной методической разработке, пойдет речь о том, как правильно рассказать школьникам о войне 1941-1945 годов, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг наших предков и понимали, как тяжело далась победа. Данная методическая разработка была разработана на основе обзора профессиональной литературы и интернет–ресурсов, отражающих теоретические знания и практический опыт по данной тематике.
Введение
С окончания Великой Отечественной войны прошло уже много времени, практически не осталось в живых ветеранов и участников той страшной войны. Каждое последующее поколение все больше отдаляется во времени от тех ужасных событий. Какие найти слова, чтобы передать ужас и страдания русского народа? Как вызвать осознание значимости подвига русского народа и вызвать чувства патриотизма, сострадания и оставаться гордостью для будущих поколений? Почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения?
На эти вопросы поможет ответить данная методическая разработка, адресованная учителям, педагогам, чья деятельность направлена на всестороннее развитие личности ребенка, в том числе на патриотическое воспитание. Большое место в работе занимает рассмотрение такого страшного события, как Великая Отечественная война, с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Главное внимание обращается на способ подачи материала, чтобы заинтересовать и просветить, а ни в коем случае не напугать. Очень важно знать о тех далёких событиях и владеть достоверной информацией о том, что же произошло 76 лет назад.
Цели методической разработки:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения урока по изучению темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и учащихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использование современных педагогических технологий.
Задача: познакомить педагогов с особенностями формирования представления о Великой Отечественной войне у младших школьников.
Основная часть.
В преддверии 76-ой годовщины Великой Победы, важно поразмышлять об условиях формирования у школьников предпосылок гражданско-патриотической позиции. Специалисты в области образования едины во мнении, что воспитывать в детях чувство патриотизма невозможно в отрыве от истории. В работе с младшими школьниками важно подчеркнуть, что без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств. Педагоги призваны помочь ребёнку осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со своим народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение фактов, связанных с прошлым страны, даёт возможность ребёнку приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне.
Единого возрастного критерия для формирования данного понимания здесь нет. Это зависит от разных факторов: от региона проживания ребёнка, от его социального окружения, семейных традиций, посещает ли образовательное учреждение. Наличие интереса - вот критерий психологической готовности ребёнка к восприятию информации.
Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно объяснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду. Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой». Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления: говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх. Можно поговорить с учащимися, почему война так называется - Великая Отечественная. Великой её назвали потому, что не видел ещё мир такой огромной и такой разрушительной войны. Никогда ещё не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. А Отечественной называют её потому, что защищали в той войне наши солдаты своё Отечество, то есть свою Родину, то место, где они родились — родные поля, дома, своих близких людей. Защищали свободу родной страны от злых врагов - фашистов. А кто такие фашисты? Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди. Такой вот страшный враг пришел к нам с войной летней ночью 22 июня 1941 года. У врага был план: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы, нашей столицы – самого главного города, и покорить ее, разрушить. Наша мирная страна не хотела покоряться фашистам. Насмерть встали на границе русские солдаты. По всей стране мужчины, способные воевать, уходили на фронт, а женщины и дети вставали вместо мужчин к заводским станкам, работали в полях, растили хлеб и строили танки. Весь народ решил бороться с врагом. Но враг всё наступал и наступал. Трудно пришлось нашей армии. Долго отступали наши солдаты, и только когда за спиной оказалась Москва - столица и сердце нашей Родины, всем стало ясно: дальше некуда отступать, Москву нельзя отдать врагу. Ценой страшных, тяжёлых боев, ценой своих жизней остановили солдаты фашистские полчища недалеко от Москвы.
После этой великой битвы наши солдаты теснили фашистов, гнали с родной земли, освобождали захваченные города и людей. До самого Берлина гнали захватчиков, и весной 1945 года ворвались в этот далёкий город и одержали полную, окончательную победу. 8 мая 1945 года побеждённые фашисты сдались, а 9 мая стало великим праздником — Днём Победы. И теперь в этот день вся Россия празднует освобождение страны от захватчиков-фашистов. Это великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших прадедушек, прабабушек, за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. Подвиг этот никогда не должен быть забыт.
В младшем школьном возрасте можно уже более подробно рассказывать о войне: о том, как и где, воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах, можно читать рассказы о войне для детей, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады в честь Дня Победы, посещать памятные места, музеи. Всё это обогатит представления учащихся о войне и приобщит их к знанию истории своего народа. Можно рассказать, в чём состоял подвиг героя, память о котором увековечена в названии улицы. Такие уроки полезны для зарождения гражданских и патриотических чувств.
Какую бы тему не выбрали педагоги, всем известно, что дети легче понимают и усваивают её через беседы на наглядно-иллюстративной основе.
Можно поговорить о жизни детей в период войны. Помогут наглядные материалы: архивные фото, особенно из семейных архивов. Важно обратить внимание детей на то, что их жизнь сегодня мало сравнима с жизнью детей их возраста того времени. Многие дети остались сиротами, тяжело болели, голодали, выполняли тяжёлую физическую работу, чтобы выжить или помочь взрослым. В раннем возрасте им уже приходилось работать. Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины.
Знакомя учащихся начальной школы с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие задачи. Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность, заботятся о раненых на войне солдатах.
В разговоре с детьми не стоит подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Основная задача – не напугать ребёнка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны.
Психолого-педагогическая результативность.
Дети станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, а понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для них фразой из книги. По моему мнению, с помощью изучения художественной литературы, просмотра документальных и художественных фильмов о войне, мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Заключение
Тема урока «Великая война и Великая Победа» выбрана неслучайно: священная российская земля стала вечной свидетельницей бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины, и посвящена 76-летию Великой Победы.
Учащиеся должны понимать, что судьба России – это их судьба. Они отвечают за неё перед предками, своими родителями, своими будущими детьми. А для этого необходимо быть сильным, умным, здоровым, честным.
Данное мероприятие соответствует требованиям времени и поставленным задачам и формирует чувство сопричастности к нашей истории, народу и Отечеству.
Учебное занятие охватывает огромный объём работы, потому следует в организационном моменте объявить весь план предстоящих заданий, создать атмосферу творчества, определенный эмоциональный настрой.
Растёт новое поколение. Но живы в памяти людей дни Великой Отечественной войны. Это помогает нам бороться с величайшим злом, которое есть на планете - с забвением. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Мы помним тех, кто не дожил до светлого Дня Победы, кто ценой своей жизни подарил жизнь нам, и чтим их память.
9 мая - великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших прадедушек, прабабушек за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, а отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. Подвиг этот никогда не должен быть забыт!
Список использованных источников:
1. Е. П. Арнаутова «Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне», 2015 г.
2. Л. Ф. Шкафенко «Жить – родине служить». Эксперимент и инновации в школе, №2/2015.
3. Сайт «Инфоурок»: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-rasskazyvaem-detyam-o-vojne-4075754.html
4. Интерактивный плакат: https://view.genial.ly/605b3bb1c0b5020d75c538cd/interactive-image-moj-novyj-interaktivnyj-plakat-vov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ и планирование методической работы начальной школы
Представлены материалы работы методического объединения учителей начальной школы....
план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290
План работы методического объединения начальной школы....
План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год
Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...
Итоговое методическое объединение начальной школы
Итоговое методическое объединение начальной школы....
Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»
В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...
методическая копилка начальной школы
Мы рады сегодняшнему дню!Мы рады встрече друг с другом!Мы рады познавать себя и окружающий мир!...
методическая копилка начальной школы
Мы рады сегодняшнему дню!Мы рады встрече друг с другом!Мы рады познавать себя и окружающий мир!...
- Мне нравится (1)