Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_1_klass_2019-2020.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЗАРАЙСК,
д.ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

Утверждаю:

ИО директора МБОУ «Ерновская основная школа»

____________/Мартынов С.В./

«___»_______________2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Путешествие по стране Этики»

1класс

2019 – 2020 учебный год

Составитель: Маслова Елена Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране этикета» для 1 класса составлена на основе  программы  А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» М.: «Школа-Пресс», 2013 г. и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • осознавать роль эстетического общения;
  • соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;
  • культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре, в команде);
  • овладеть нормами речевого этикета и культуры поведения;

согласно    правилам    этикета    здороваться    и прощаться с людьми 

  • усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие,   себялюбие,   грубость,   наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души. -применять  "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  •     соотносить   выполненное   задание   с   образцом, предложенным учителем;
  • планировать    свои    действия    в    соответствии    с поставленной задачей и условиями реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
  • предложения и оценки для создания нового

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
  • справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков        

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
  • монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
  • позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
  • ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Содержание программы

1 класс – 33 часа

 Этика общения (7 часов)

Доброе слово,  что ясный день. Ежели вы вежливы. Да здравствует мыло душистое. Когда идёшь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Подарок коллективу.

Этикет (8 часов)

Простые правила этикета. Повседневный этикет. Весёлые правила хорошего тона. Сказка об этикете. Продолжение сказки об этикете. Путешествие в страну этикета. Просим к столу.

Этика отношений с окружающими (9 часов)

Путешествие в волшебную сказку. Я могу быть волшебником. Маленькое дело лучше большого безделья. Любимый уголок родной Отчизны. У каждого героя свои герои. Мы соберём большой хоровод. Я люблю маму милую мою. Поздравляем наших мам. Люби всё живое.

Этика отношений в коллективе (9 часов)

Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья. Самолюб никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек. Путешествие в мир добрых мыслей. Доброта что солнце.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Этика общения

7

2

Этикет

8

3

Этика отношений с окружающими

9

4

Этика отношений в коллективе

9

Итого

33

Формы и методы работы

 Методы работы

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения (конкурсы, познавательные, ролевые игры, выставки, праздники;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
  • Словесные методы (рассказ, беседа о культуре поведения, объяснение правил проведения игр,  дискуссии по темам, работа с книгой, метод примера).
  • Наглядные методы (использование экспонатов, просмотр фотографий, мультфильмов, картин, плакатов, рисунков).
  • Практические методы (ролевые игры, изготовление предметов, выполнение рисунков, экскурсии)
  • Методы контроля (практические задания)
  • Метод создания положительной мотивации (ситуации успеха, поощрение, свободный выбор задания, создание ситуации взаимопомощи, проблемных ситуаций, создание ситуаций эмоционального переживания,    занимательных       ситуаций,       ситуаций познавательной новизны)

Формы и виды деятельности

  • игровая;                                                    
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в театр;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Календарно – тематическое планирование

(1 час в неделю, всего – 33 часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Этика общения (7 часов)

1

Доброе слово, что ясный день

Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Игра «Волшебный цветик - семицветик».

12.09.2019

2

Если вы вежливы

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

19.09.2019

3

Да здравствует мыло душистое

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

26.09.2019

4

Когда идёшь по улице

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

03.10.2019

5

Узнай себя

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

10.10.2019

6

Нам счастья не сулит обида чья-то

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

17.10.2019

7

Подарок коллективу

Урок-сюрприз. Игры

24.10.2019

Этикет (8 часов)

8

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

31.10.2019

9

Повседневный этикет

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

14.11.2019

10

Весёлые правила хорошего тона

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

21.11.2019

11

Сказка об этикете

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

28.11.2019

12

Продолжение сказки об этикете

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

05.12.2019

13

Путешествие в страну этикета

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

12.12.2019

14-15

Просим к столу

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Чаепитие

19.12.2019

26.12.2019

Этика отношений с окружающими

 (9 часов)

16

Путешествие в волшебную сказку

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

16.01.2020

17

Я могу быть волшебником

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

23.01.2020

18

Маленькое дело лучше большого безделья

Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах.

30.01.2020

19

Любимый уголок родной Отчизны

Познавательная беседа. Экскурсия к памятным местам села. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

06.02.2020

20

У каждого героя свои герои

Познавательная беседа. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

13.02.2020

21

Мы соберём большой хоровод

Игра-праздник в форме хоровода.

20.02.2020

22

Я люблю маму милую мою

Чтение стихотворений Лившица «Разговор», Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Конкурс рисунков

05.03.2020

23

Поздравляем наших мам

Праздник. Выставка рисунков

12.03.2020

24

Люби всё живое

 Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

19.03.2020

Этика отношений в коллективе

(9 часов)

25

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

02.04.2020

09.04.2020

26

Мой класс – мои друзья

Познавательная беседа. Игра. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

09.04.2020

27

Самолюб никому не люб

Познавательная беседа. Игра «Светофор». Чтение рассказа В.Осеевой «Долг».

16.04.2020

28

Путешествие по станциям этикета.

Игра-путешествие

23.04.2020

29

Поиграем и подумаем

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

30.04.2020

30

О дружбе мальчиков и девочек

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

07.05.2020

31-32

Путешествие в мир добрых мыслей

Создание книги мудрости.

14.05.2020

14.05.2020

33

Доброта что солнце

Игры. Песни. Конкурсы

21.05.2020

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ урока

Дата

Тема

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________   /Лебедева Л.Н. /

СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________   /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 30.08.2019 г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...