Интерактивная игра с элементами арт - терапии "Корабль наших возможностей"
статья
В статье предложен опыт работы воспитателя ЦССВ с детьми с ТМНР, как один из методов воспитательной работы по социализации личности и самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_igra.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная игра с элементами арт – терапии
«Корабль наших возможностей»
Воспитатель ГБУ ЦССВ «Лесной»
Горохова Ольга Викторовна
Цель: использование социально – активных форм и методов воспитательной работы в процессе самопознания личности.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование положительной «Я - концепции» адекватной самооценки
2. Развивать креативность, самопознание, коммуникативные способности.
ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
- Название мероприятия на доске
- Определение понятия Ресурсы
- Большое изображение корабля человеческих возможностей на ватмане
- Листы формата А4 для упражнения Инструкция (по количеству воспитанников)
- Влажные салфетки для рук бумажные полотенца
- Листы для упражнения «Картина» (по количеству воспитанников)
- Фонограмма музыки П. Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник»
- Краски кисти вода
- Цветные кружочки трех размеров и трех цветов и звезды для упражнения «Мое окружение» по количеству участников
- Клей ПВА
- Мяч для проведения активатора «Апельсин»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Орг. Момент.
Игра активатор «Апельсин»
Дети становятся в круг. Перебрасывают друг другу мяч, представить, что бросаете апельсин, и сказать, какой апельсин вы бросаете. (Сладкий, круглый и т.д.). Не повторяться!
Введение в тему.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на необычном корабле, который является своеобразным символом каждого из вас. И вы – капитан своего корабля. Именно от личности капитана, от его способностей, особенностей характера, от команды, наконец, зависит насколько удачным и комфортным будет плавание.
И на нашем занятии я предлагаю каждому из вас узнать, насколько хорошим капитаном вы можете стать? - Есть ли у вас для этого внутренние ресурсы?
Для начала давайте вспомним, что мы с вами называли ресурсами человека? (ответы детей)
Да, ресурс – это личностное качество или свойство организма - это личностное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели.
Молодцы! Итак, мы отправляемся в плавание!
Основная часть.
Упражнение «Инструкция».
Как настоящий капитан своего корабля, вы ежедневно получаете массу инструкций, которые нужно исполнять. И, естественно, вы должны уметь четко следовать полученной инструкции. Иными словами, капитан должен уметь слушать и слышать.
Сейчас мы выясним, насколько четко вы умеете следовать инструкциям.
Возьмите лист и положите его перед собой.
Возьмите краски, кисть и нанесите на свою ладонь краску одного цвета.
Сделайте отпечаток ладони листе бумаги.
А теперь дорисуйте свой отпечаток так, чтобы получился законченный рисунок.
Теперь разместите свои отпечатки на корме нашего корабля. Посмотрите, что у нас получилось.
Обсуждение:
-Скажите, у всех одинаково получилось?
-Какие цвета использованы? Почему вы выбрали именно этот цвет?
-А сами отпечатки получились одинаковые? Нет, они разные (положение пальцев, размещение на листе и т.д.)
-Одинаковы ли ваши ассоциации, которые переросли в образы?
-Почему же так получилось?
Вывод: выполняя одни и те же задания, каждый пришел к неповторимому результату.
Каждый выявил и реализовал свой внутренний ресурс (художественный,творческий,логический,эмоциональный,ориентационно-пространственный и т.д.)
Упражнение «Картина»
-Любой капитан должен уметь правильно оценить возникшую критическую ситуацию, чтобы предпринять необходимые меры. Мы не будем сталкиваться с айсбергом или устраивать шторм в отдельно взятом кабинете. Я предлагаю вам иную ситуацию.
- Вам предстоит выполнить следующее задание. Я включу музыкальное произведение. Вы его послушаете и нарисуете то, что вы увидели, слушая музыку. (Слушают музыку). На рисование вам дается не более 5 минут. (Музыку можно включить повторно во время рисования).
-Теперь обязательно дайте название вашей картине, подпишите ее.
И разместите свои картины на доске (на парусах нашего корабля).
-Какие необычные названия вы дали своим картинам (зачитать названия).
А рисовали вы под музыку П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».
Обсуждение:
-Повлияло ли ваше внутреннее состояние, ваше настроение на то, что вы изобразили (ответы).
-Значит, наше настроение влияет на наши ресурсы. А что еще оказывает влияние на то, как мы воспринимаем (эмоции, характер).
Вывод:
- Верно, люди по характеру эмоциональные и люди по характеру уравновешенные по-разному видят, слышат и воспринимают одно и тоже. Так и капитаны, попав в одну и ту же ситуацию, по-разному поведут себя с учетом особенностей своего характера.
-Вам хотелось бы что-то изменить в нем (ответы).
Вывод: именно близкие люди помогают развивать нам наши внутренние ресурсы, стимулируют нас, поддерживают, помогают, оберегают нас.
Рефлексия
Упражнения « Мое окружение»
-Человек не может реализовать себя, свои возможности вне общества, вне окружения. Назовите, кто вас окружает (друзья, родные, семья, одноклассники, взрослые, малознакомые и т.д.) (записать на доске)
-О капитане корабля судят по его команде. Я для вас приготовила не совсем обычное задание. Возьмите себе по одной звездочке, подпишите ее и прикрепите в любом месте на волнах нашего моря (подписывают, прикрепляют)
-Мы с вами перечислили ваше окружение. Исходя из значимости лично для себя и цвета, создай свой островок тех, кто значим для тебя. И эту значимость вырази не только размером, но и цветом (таблица на доске).
-Посмотрите на свое окружение: бывают и шторм, и штиль, и легкий бриз, но не смотря ни на что, мы набираем опыта в использовании своих ресурсов: развиваем способности, совершенствуем характер, учимся строить отношения с окружающими нас людьми.
-Итак, дорогие капитаны вы с честью прошли испытания и выполнили ряд заданий. А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному в начале занятия: хороший ли вы капитан и есть ли в вас внутренние ресурсы, необходимые для этого.
-Давайте представим, что каждый из вас - некий сосуд, до краев наполненный возможностями человека, определенными ресурсами. Отметьте, насколько вы используете свои ресурсы на данном этапе, заштрихуйте эту часть. Приклейте свои сосуды на доску.
Притча «Инструменты душевной гармонии»
-И в заключении мне хотелось бы рассказать одну историю.
-Я так несчастен…Наверное, я-плохой человек, - жаловался ученик учителю.
-Ты не плохой человек, но тебе нужно измениться.
-Как же так?! Если я-не плохой, то зачем мне меняться
-Давай-ка лучше я тебе покажу, - посоветовал учитель.
Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило.
-Видишь, что получается, - сказал Учитель. – А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но…
Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.
Вывод: в тебе есть все, что необходимо. Оно может казаться плохим, но лишь потому, что ты еще не умеешь извлекать из него гармонию. Когда ты научишься гармонично управлять мыслями и волей, своими ресурсами, тогда в руках твоей души эти инструменты станут послушными. Тогда ты поймешь, что недостатки - не что иное, как твои самые яркие добродетели, твои возможности, которыми ты пока не научился пользоваться.
На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за работу!
Использованная литература:
- Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989
- Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – Спб.: Питер, 2007
- Практикум по арт –терапии / Под редакцией А.И. Копытина. – Спб., 2000
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение с элементами окружающего мира «Наши древние предки – славяне» (Исторический рассказ в переложении З. И. Романовской. По системе Л. В. Занкова)
Нестандартный урок с применением презентации....
Интерактивное обучение. Интерактивные игры.
Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....
Интерактивная игра "Птицы наших лесов".
Интерактивная игра "Птицы наших лесов" предназначена для учащихся младших классов и тематический объединений в дополнительном образовании.Можно использовать как для закрепления полученных зн...
Дидактический материал "Интерактивная приключенческая игра с элементами квеста"Остров сокровищ"", для учащихся в дополнительном образовании
Игра создана в программе PowerPoint. В игре используются элементы квеста. Квест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому игрокам предстоит решить определенные зада...
«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)
Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений. Учащиеся в этом...
Программа внеурочной деятельности, 3 класс, Подвижые игры(с элементами баскетбола и с элементами волейбола)2023- 2024уч.г
Цель конкретизирована следующими задачами:пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;популяризация баскетбола как вида спо...
Интерактивная игра « Наша речь »
Интерактивная игра « Наша речь » УМК «Школа России»...