«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)
методическая разработка по математике (4 класс)

Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения

 в области экономических отношений. Учащиеся в этом возрасте понимают, что деньги играют очень важную роль в жизни человека. Через игру происходит знакомство с названиями денежных единиц стран мира, формирование финансового поведения на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В поисках клада»

Интерактивная игра

по финансовой грамотности

 (в форме игры «Своя игра»)

Автор: Ильиных Лидия Михайловна,

учитель начальных классов,

г.Нягань 2023

Технологическая карта урока (занятия)

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение города Нягани «Средняя общеобразовательная школа № 6» имени Августы Ивановны Гордиенко, почётного гражданина города Нягань

Возрастная категория обучающихся/, класс

Для 3-4 классов

Актуальность

Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения

 в области экономических отношений. Учащиеся в этом возрасте понимают, что деньги играют очень важную роль в жизни человека. Через игру происходит знакомство с названиями денежных единиц стран мира, формирование финансового поведения на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

Тема

Интерактивная игра по финансовой грамотности «В поисках клада» в форме игры  «Своя игра»

Цель

Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • Способствовать формированию экономического образа мышления.
  • Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.
  • Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.
  • Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.
  • Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение  кругозора учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: 

  • осознание себя как части семьи, общества;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Предметные: 

  • представление о роли денег в обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов;

Метапредметные: 

а) познавательные

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

б) регулятивные

  • развивать умение работать в группе,
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

в) коммуникативные

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Основные понятия

Деньги, номинал

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Игровая технология, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.

Работа в группе

Средства обучения

компьютер, интерактивная доска, презентация к игре (переключения на нужную страницу происходит по нажатия на стрелку. Чтобы узнать правильность ответа-нажмите на слова «Ответ») ключи, деньги разного номинала

Организационные условия

Участники игры делятся на 2 команды, проводится жеребьёвка

Учебно-методическое обеспечение

Презентация «В поисках клада»

Практическая значимость

 Данная игра может быть проведена для обучающихся другой возрастной группы, другими педагогами.

Этапы занятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

1. Организационный момент. Мотивация к игре

Приветствие учащихся.

Формирование групп.

Приветствие учителя.

Организация и настрой на игровую деятельность.

2.Актуализация  знаний.

Создает эмоциональный настрой.

Формулирует задание.

3. Сообщение  темы  и  цели.

Знакомит с правилами игры

Слушают

Информация понята. Начало игры

4. Интерактивная игра

 

Следит за правилами игры

Выбирают категорию вопроса, отвечают, получают выбранный наминал заработанных денег

Отвечают на все выбранные вопросы

5. Итог.

Подведение итогов

Подводит итог

Считают заработанные деньги Находят клад

Выявлены победители и призёры.

Награждение

Рефлексия

Выявляет мнение детей об игре

Высказывают свое мнение о игре

Анализ игры

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересная игра «В поисках клада» по финансовой грамотности.

В игре принимают участие две команды.

В игре, в которой много загадок и вопросов, требующих приложения умственных усилий.

Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд имеет право выбрать направление из 4-х предложенных: «Угадай-ка», «Загадки старца», «Мульт-валюта», «В поисках золотого ключика», а также номинал вопроса в каждой номинации. (Приложение 1) Правила игры: если вы правильно отвечаете на задание, вашей команде зачисляются эти деньги и вы продолжаете игру. Если команда не отвечает – право ответа предоставляется команде-сопернице.

Итак, за правильное выполнение заданий каждая из команд получит бумажные деньги. На заключительном этапе игры, считается количество заработанных денег и определяется победитель.

Игра будет длиться 40 минут. В конце игры будут подведены итоги и проведено награждение. Ну что, ребята, вы хотите поиграть? Команды готовы? Тогда давайте представимся! (Представление команд и проводится жеребьёвка).

«Угадай-ка» (слайды 14-19)

 20 руб. - Кому из героев принадлежат следующие слова: "Средства у нас есть. У нас ума не хватает"(Кот Матроскин из "Простоквашино")

40 руб.- Кому из героев принадлежат следующие слова: "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться" (Скрудж Макдак из "Утиных историй")

60 руб. – Кому из героев принадлежат следующие слова: "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")

80 руб. – Кому из героев принадлежат следующие слова: "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")

100 руб. - Кому из героев принадлежат следующие слова: "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")

«Финансовые загадки» (слайды 2-7)

Ведущий: В волшебных сказках богатство буквально сваливается на героев с неба. Не то, что в жизни, где каждый рубль приходится зарабатывать трудом, а тратить – с умом. Чему тут нас могут научить сказочные персонажи! – скажут многие.  Проверим, хорошо ли вы помните знакомые сюжеты по сказкам А.С. Пушкина.

20 руб. - «В «Сказке о рыбаке и рыбке» старый рыбак отпускает пойманную волшебную рыбку, не попросив ничего взамен. Узнав, что золотая пленница обещала выполнить любое желание, жена рыбака послала его к рыбке с просьбой. Какой по счету была последняя просьба старухи?» (пятой)

40 руб.- Имущество, которое родители невесты дают ей к свадьбе, называют приданым. Своенравная царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» получила в приданое волшебное зеркальце, умевшее определять, кто «на свете всех милее, всех румяней и белее». А какое приданое ждало ее падчерицу, молодую царевну, сосватанную за королевича Елисея?

(7 городов и 140 теремов)

60 руб. – В «Сказке о золотом петушке» мудрец избавил царя Дадона от набегов соседей с помощью волшебного петушка. Золотая птица, сидя на высокой спице, издалека видела опасность и предупреждала о ней  царя. В качестве платы за эту услугу царь пообещал выполнить любое желание старика. Что попросил мудрец у Дадона? (Шамаханскую царицу)

80 руб. – В «Сказке о попе и о работнике его Балде» поп искал себе дешевого универсального работника, который одновременно был бы…Кем? (повар, конюх и плотник)

100 руб. - В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон завел на своем острове дивную ручную белку, которая целыми днями грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Жители острова из золотой ореховой скорлупы отливают монеты, из ореховых ядер делают бусы и продают по всему свету, ядра-изумруды собирают и отправляют в кладовые, а приказный дьяк (чиновник) считает все орехи. Что из перечисленного не верно? (Не делают бусы и не продают по всему свету)

«Мульт-валюта» (слайды 20-25)

Ведущий: Зачем нужны деньги, если можно заключить пари и выиграть его? Командная игра — вот ключ к победе! Добытчицы и добытчики! Мультфильмы, где столкнувшиеся с нуждой персонажи отправляются на заработки тем или иным способом и с тем или иным успехом. Попробуйте узнать какую валюту имеют герои, из этих они мультфильмов.

20 руб. - Назовите мульт-валюту и название книги «…Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо  мою новую азбуку...

- С картинками?

- С ччччудными картинками и большими буквами.

- Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал четыре сольдо…» (Сольдо, Приключение Буратино)

40 руб.- Назовите мульт-валюту и название книги «ПИАСТРЫ! Пиастры!» - так кричал попугай пирата Джона Сильвера и смысл воплей птицы разбойника всем понятен: болтовня пустая надоела – гони монеты. А мне крик этот напоминает о постоянно употребляемом нынче модном слове – «пиар», смысл которого сводится к тому же самому – деньгам». (Пиастры, Остров сокровищ)

60 руб. Назовите мульт-валюту и название книги «Вот последние динары, так?! Вот на них я покупаю двух ослов покрепче, так?! Вот топор потверже, так?! Там где за день двух людей не встретил От людей и лошадей ужасный ветер. Сорок конных безобразных ураган, Впереди их одноглазый атаман!» (Динар, Али-Баба и 40 разбойников)

80 руб. – Назовите мульт-валюту и название книги «За пятьдесят сантиков здесь можно было получить на ночь вполне удобный номер, что было чуть ли не вдвое дешевле, чем в любой другой гостинице». (Сантики, Незнайка на Луне)

100 руб. - Назовите мульт-валюту и название книги «Послушай, папа, — сказал вдруг Малыш — если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?» (Крона, Малыш и Карлсон)

        «В поисках золотого ключика» (слайды 8-13)

Ведущий: Буратино появился на свет в доме бедного шарманщика Карло, а в конце сказки он уже давал представления в собственном кукольном театре. Неплохо, не правда ли? И все же нужно признать, что с деньгами Буратино обращался не всегда грамотно и ответственно. Вспомним его приключения и проверим, кто лучше умеет считать деньги: ты или Буратино?

(в этой номинации выдаются золотые ключики за правильный ответ, который выделен голубым цветом)

20 руб. Сколько стоила Папе Карло азбука с красочными картинками для Буратино?

  • Одну льняную рубашку с вышивкой
  • Две луковицы
  • Одну старую куртку
  • Два сольдо

40 руб.- Сколько стоил билет в кукольный театр Карабаса Барабаса?

  • Пять тумаков
  • Два подзатыльника
  • Четыре сольдо
  • Колпачок с кисточкой Буратино

60 руб. В Стране Дураков Буратино попадает на Поле Чудес, где он рассчитывает вырастить дерево с монетами вместо листьев. Сколько монет закапывает Буратино на этом поле?

  • 2 золотых
  • 3 золотых
  • 4 золотых
  • 5 золотых

80 руб. – Сколько заплатил Карабас Барабас Коту Базилио и Лисе Алисе за поиски сбежавшего Буратино?

  • 5 золотых
  • 8 золотых
  • 10 золотых
  • Ни копейки

100 руб. - Что из описанного ниже действительно происходило с героями сказки А. Толстого «Золотой ключик»?

  • Герой вложил последние деньги в сомнительный финансовый проект.
  • Друзья героя собирали деньги на новое предприятие.
  • Герой продал свое имущество, чтобы оплатить питание своей семьи.
  • Узнав, где находятся сокровища, герой передал эту информацию полиции.

Подведение итогов:

Все команды собираются вместе, волонтеры подсчитывают жетоны – монеты и объявляется победитель.

Ведущий: Право войти в сокровищницу предоставляется команде, которая набрала большую сумму и нашла большее количество золотых ключей

        Интернет-источники  и литература

1.        Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

2.        Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.

3.        А.С.Пушкин Сказки, Просвещение/Дрофа, 2006 г

4.        Толстой А.Н. «Приключения Буратино, или Золотой Ключик», Малыш (АСТ)-2021.-128с.

Интернет – источники:

1.        https://fmc.hse.ru/ - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);

2.        http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;

3.        http://fingram34.ru/– сайт регионального центра финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Своя игра"

Игра-викторина сделана по принципу телеигры "Своя игра". Ребёнок или команда выбирают раздел и вопрос на определённое количество баллов. Ответив на него, зарабатывает баллы, если не ответил, то баллы ...

Интеллектуальная игра "Своя игра"

Игра проводиться во  внеурочное время, для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Загадки подобраны по темам: "Животные", "Растения", "Явления ...

Финансовая грамотность "Как умно управлять своими деньгами"

Презентация по финансовой грамотности...

Конструкт классного часа в форме игры "Своя игра"

Конструкт классного часа в форме игры "Своя игра" для обучающихся 3 класса...

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению в форме игры "Своя игра"

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку и литературному чтению в форме игры "Своя игра"...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...