Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа
Данная программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. , авторской программы Р.С.Гайсиной «Природа родного Башкортостана» для учащихся начальной школы, авторской программы А.А.Плешакова «Экология для младших школьников» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа содержит планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochka_yunyy_ekolog.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. , авторской программы Р.С.Гайсиной «Природа родного Башкортостана» для учащихся начальной школы, авторской программы А.А.Плешакова «Экология для младших школьников» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели курса:
−формирование картины мира окружающей природы как единой целостности и осознание занимаемого в нем места человеком на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
Программа ориентирована на решение следующих задач:
−формирование у младших школьников знаний о многообразии и уникальности природы своей местности;
−оказание содействия видению ребенком на материале своего края единства человека и природы;
−становление внутреннего мира индивидуума, осознающего свою ответственность перед грядущими поколениями за состояние окружающей среды;
−развитие познавательной и эмоциональной сферы учащихся, расширение их кругозора;
−формирование экологической культуры младших школьников.
Программа формирования экологической культуры младших школьников в начальной школе направлена на формирование базовых ценностных ориентиров:
−природа своего края во всем многообразии ее проявлений;
−патриотизм, выражающийся в любви к своему краю, России;
−труд и творчество как естественные условия человеческого существования и деятельности в окружающей среде;
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
-гражданственность, как личная сопричастность идеям правового государства гражданского общества по охране окружающей среды.
Продолжительность: в течение учебного года 2 раза в месяц ( 17 ч).
Программа курса «Юный эколог» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с природой родного края.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего села.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название гор, леса, родника, речки, животных, растений, птиц).
- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии в природе.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
- экологические праздники, КТД;
- конкурсы плакатов на экологическую тему, экологические мастерские;
- устные журналы, экоуроки;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- практические работы;
- экологические акции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты реализации программы
Метапредметным результатом изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
−выявлять и формулировать цели изучения природы родного края;
−учиться работать по плану;
−учиться контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
−выполнять поиск краеведческой информации;
−делать выводы на основе полученной информации;
−сравнивать и группировать предметы природы и их образы;
-классифицировать объекты природы.
Коммуникативные УУД:
−связно излагать свои мысли;
−слушать других;
−сотрудничать в ходе познавательной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Предметными результатами изучения данного курса являются:
−представления о неживой и живой природе своего края, о существующих связях в природных сообществах;
−представления об экологических проблемах своего края;
−умения оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.
Личностные результаты, ожидаемые при освоении курса:
-чувство любви к родному краю;
-развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды;
-формирование нравственно-этического общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе.
Основными формами организации деятельности являются занятия в классе, праздники, акции, практические работы, игры. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. За учителем остается право на самостоятельный подбор конкретного содержания, методов и форм в зависимости от интересов и пожеланий учеников, природных особенностей своей местности.
Формы оценки образовательных результатов - организованный просмотр выполненных работ (выставка, презентации). Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.
Содержание курса (17ч.)
Что такое экология? Экологическая ситуация в нашем селе. (1 ч.) Беседа. Экология –наука о связях между живыми существами и окружающей средой. Обзорная экскурсия по селу, выявление экологической ситуации села .
Акции «Чистый родник», «Чистый двор», «Собери макулатуру-спаси дерево», «Чистый берег» (4 ч.)Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность.
Изготовление кормушек для зимующих птиц. ( 2 ч.)Практическая работа.
Новогодняя почта «Сохраним ёлочку!».(1 ч)Составление обращения к родителям о сохранение елей перед новогодними праздниками, предупреждение их вырубки.
Мастерская «Вторая жизнь отходов»(2 ч.)Изготовление поделок из отходов.
Заповедники нашей республики.(1ч.)Знакомство со способами охраны природы. Заочное путешествие по заповедникам нашей республики.
Встречаем птиц. Операция «Скворечник».(1ч.) Беседа о прилете птиц. Развешивание скворечников вместе с родителями.
Поговорим о березе.(1ч.) Беседа о ранах, которые наносит человек березе.
Сохраним первоцветы (1ч.). Знакомство с раннецветущими растениями : какие растения обитают в нашем краю, как сохранить численность растений, где растут. Бережное отношение ко всему живому.
Экологические праздники (3 ч.) «День земли», «День воды», «Мы- друзья природы».
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата провед. | Форма занятия |
1 | Что такое экология? Экологическая ситуация в нашем селе. | 1 | 2.09 | Беседа. Экскурсия по селу |
2 | Акция «Чистый родник» | 1 | 16.09 | Поход к роднику «Шункеево» |
3 | Акция «Чистый двор» | 1 | 30.09 | Экологический субботник во дворе школы |
4 | Акция «Собери макулатуру –спаси дерево» | 1 | 14.10 | Сбор макулатуры |
5 | Акция «Чистый берег» | 1 | 11.11 | Поход к пруду деревни |
6,7 | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | 2 | 25.11 9.12 | Практическая работа |
8 | Новогодняя почта «Сохраним ёлочку!» | 1 | 23.12 | Изготовление листовок |
9, 10 | Мастерская «Вторая жизнь отходов» | 2 | 20.01 3.02 | Практическая работа |
11 | Встречаем птиц. Операция «Скворечник». | 1 | 17.02 | Вывешивание скворечников |
12 | Поговорим о березе. | 1 | 3.03 | Беседа |
13 | Экологический праздник «День воды». | 1 | 17.03 | Праздник |
14 | Сохраним первоцветы. | 1 | 7.04 | Беседа |
15 | Экологический праздник «День Земли». | 1 | 21.04 | Праздник |
16 | Заповедники нашей республики. | 1 | 5.05 | Просмотр видеофильма |
17 | Экологический праздник «Мы-друзья природы». | 1 | 19.05 | Праздник |
Список использованной литературы:
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
3.Р.С.Гайсина «Сохраним природу Башкортостана».Учебно-методическое пособие по экологическому образованию младших школьников.-Уфа:Китап,2007.-108 с.
4. Р.С.Гайсина «Природа родного Башкортостана». Учебное пособие для младших школьников.-Уфа: Китап,2009.-176 с.
5. Плешаков, А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение,2012.-160 с. ил. - (Зеленый дом).
6.Плешаков, А.А. Зелёные страницы. Кн. для учащихся нач. кл.-М.: Просвещение,2017.-223 с. ил.-(Зелёный дом)
7.Плешаков, А.А. Экология для младших школьников. Факультатив. курс для нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2002. - 44 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"
Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...