Рабочая программа по курсу "Я- исследователь"
рабочая программа
РАбочая программа по курсу "Я - исследователь" предназначена для внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya-issledovatel_4_klass.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной начальной школы, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Рабочая программа разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района на 2021-2026 годы (утвержденная приказом от 31.08.2021 №317)
Программа является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи авторской программы А.И.Савенкова, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Рабочая программа по предмету «Я - исследователь» ориентирована на пособие для учащихся общеобразовательных организаций:
Автор/авторский коллектив | Название учебного пособия | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
Савенков А.И. | «Я – исследователь» | 4 | Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» | Протокол № 6 от 17.05.2021г. МО учителей начальных классов |
Учебник – тетрадь Савенкова А.И. предназначен для учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 6 от 17.05.2021 г).
В образовательной части учебного плана МБОУ «СОШ № 1» п.г.т. Уренгой Пуровского района в 2021-2022 учебном году на изучение предмета «Я - исследователь» отводится 17 часов – 0,5 часа в неделю за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому- либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Количество часов, отводимых на практическую часть и контроль |
1 | Тренинг | 10 | |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 4 | |
3 | Мониторинг | 3 | 3 |
Итого | 17 | 3 |
Формы организации учебной деятельности
Программа предусматривает проведение интегрированных уроков, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основные виды учебной деятельности
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Контрольно – оценочная деятельность
№ урока | Раздел, тема | Виды контрольно-оценочной деятельности | Количество практических работ | Сроки проведения |
15- 17 | Мониторинг | Защита проектов- | 3 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
Раздел « Тренинг» - 10 часов | ||||||
1. | Культура мышления | Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания -тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | Текущий контроль | |||
2. | Методы исследования | |||||
3. | Научная теория | |||||
4. | Научное прогнозирование | |||||
5. | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | |||||
6. | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | |||||
7. | Ассоциации и аналогии | |||||
8. | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | |||||
9. | Умение выявлять проблемы | |||||
10. | Как подготовиться к защите | |||||
Раздел «Самостоятельная исследовательская практика» - 4 часа | ||||||
11. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ. Использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. | ||||
12. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
13. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
14. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
Раздел «Мониторинг» – 3 часа | ||||||
15. | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство и др. | ||||
16. | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | |||||
17. | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...
Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:·...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является механизмом интеграц...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью. Она явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.
"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...