Модуль «Ключевые культурно-образовательные события» Модуль «Воспитание в детском коллективе»
учебно-методический материал

Cереда Ульяна Николаевна

Материал можно использовать как методическую рекомендацию для всех педагогов и заучей по воспитательной части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»

Модуль «Воспитание в детском коллективе»

       Будучи педагогами дополнительного образования, мы находимся в постоянном общении с учащимися, мы влияем друг на друга, учимся друг у друга. Это можно назвать модным словом Коллаборация, ( партнерство или  сотрудничество — совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия).    

      Педагог же должен стремиться идти с обучающимся рядом и чуть впереди, учить, воспитывая, быть соавтором в творчестве. Педагог сегодня – новатор, навигатор, мотиватор гражданской и социальной активности, которая понимается как готовность участвовать в различных социальных практиках.

      Воспитательная работа педагога на занятиях  в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.

Виды воспитательной работы:

 - духовно-нравственное воспитание,

-  профилактика наркомании,

- здоровый образ жизни,

- гражданско- патриотическое воспитание,

- экологическое воспитание,

- эстетическое воспитание,

- трудовое воспитание,

- профориентация, прочее

      Отвечая требованиям современности, в нашем Доме творчества складывается разнообразный спектр воспитательных практик, которые подходят для реализации в любой из направленностей. Стоит только определить тему и сформулировать цель. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

        Наиболее активно новые формы воспитательной деятельности были нами применены во время дистанционного обучения, которое пришлось на период самоизоляции и ограничительных мер. Это был яркий пример того, как педагогу необходимо быстро адаптироваться к меняющимся условиям и ответить на современные вызовы общества. Учебные занятия и наши традиционные мероприятия с применением платформы Ютуб, инстаграм, вконтакте, одноклассники где мы могли провести оф-лайн занятия, способствовали непрерывности воспитательного процесса, развили в учащихся способности к самостоятельной деятельности и организации этой деятельности. С учащимися в режиме онлайн проводились: челенджи,  конкурсы стихотворений, песенные фестивали,  флешмобы, так же мы проводили день открытых дверей и даже праздничные концерты, в ходе которых планировались совместные дела, разрабатывались положения, планировалась совместная работа учащегося и педагога. Так, например, прошло онлайн конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» , в котором приняло участие более 100 человек,где учащиеся рассказывали стихотворения героях ВОВ, о своих прабабушках и прадедушках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.  Формы интерактивного воспитания сейчас становятся неотъемлемой частью воспитательного процесса, педагогам необходимо учиться их продуктивно применять в своей практике.

Ключевые дела – это главные ежегодные традиционные мероприятия учреждения, организуемые педагогами для обучающихся и которые планируются, готовятся, проводятся совместно с детьми: участие в краевых и муниципальных фестивалях, конкурсах («Люблю тебя мой край родной», «Кореновская жемчужинка», «Пером и красками расскажем о войне», «Пасха в Кубанской земле», «Рождество Христово» , выставках, посвященных значимым культурно-образовательным событиям; и проведение ежегодных праздничных концертов(день Матери, День Учителя, 8 марта, 23 февраля), театрализованных представлений, творческие вечера в вертолетной части, отчетные концерты.

Ключевые дела способствуют

- включению в мероприятия большого числа людей;

- вовлечение в воспитательное пространство учреждения детей, не охваченных дополнительным образованием в районе.

Президент России в этом году сделал акцент на усиление блока воспитательной работы в образовательных учреждениях и введением режима повышенной готовности внедрение дистанционных форм. И в связи с этим организационно-массовый отдел предлагает вам новые формы воспитательной работы.

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»

 Творческие задания – эта форма воспитательной работы в которой раскрываются творческие способности детей. Второй год наши юные артисты не могут принимать участия в мероприятиях, проводимых на сцене. В основном все проводится дистанционно.  Организационно-массовый отдел на протяжении всего учебного года проводит много мероприятий в формате заочно. День матери, 8 марта, 23 февраля, день учителя – большинство концертов прошло онлайн на страницах наших социальных сетей. Творческие задания могут применяться в любых детских объединениях. Педагог и учащиеся вместе ищут материал, подбирают музыкальное сопровождение, выбирают тематические песни, стихи, танцы или просто слова поздравления, а результат выкладывается в родительских группах.

Если говорить про предметно-эстетическое воспитание, как один из модулей наших программ, то уже второй год в декабре учащиеся и педагог участвуют в конкурсе «Новогоднее настроение», где все вместе украшают свои кабинете. Здесь место фантазии и творчества.  

Онлайн-тайм. Традиционные мероприятия различных направленностей приобрели новый формат: мастер классы, творческие площадки, практикумы стали стрим-направлением, флешмобы, челленджи и т.д. Не только принимать участие, но совместно с учащимися создать страничку в социальных сетях – инстаграм. Безграничные возможности с помощью хештегов делиться результатами творческих достижений или самим процессом. Выкладывать важные события вашего объединения. День открытых дверей (записать информацию о своем педагоге, о том, как проходят занятия и т. д.

Модуль «Воспитание в детском коллективе»

Работа в детском коллективе ориентирована на :

- инициирование и поддержку участия учащихся в культурно-образовательных событиях

- сплочение коллектива через игры, экскурсии, квесты.

 - создание в детском коллективе традиций (украшение кабинетов на Новый год, поздравления в дни рождения)

 «Социальные акции». Социально-ориентированная деятельность – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. А с другой стороны- это плодотворная совместная работа с педагогом – выбор темы (патриотизм, профилактика здорового образа жизни, профилактика детского дорожно – транспортного травматизма    (пдд),            благотворительная акция, добровольческий труд, передача товаров, («Посылка солдату», «Помоги ветерану», «Помоги братьям нашим меньшим» и т.д) .и просто нести полезную информацию в люди. Затем все вместе определяют вид работы: ленты, цветы, открытки, подделки и т.д. И начинается работа с материалом. Конечный результат педагог и дети раздают прохожим людям с информацией – какова идея данной акции.

Примеры акций: (сбор батареек и макулатуры, проведение конкурса «Кормушка для птиц», выпуск стенгазет к знаменательным датам, организация трудового десанта «Поможем дворнику», участие воспитателей, родителей и детей в субботниках, а также возложение цветов к памятнику героям ВОВ)

«Круглый стол» (собрание вместе с детьми, педагогическое общение с детьми) - это беседа, в которой все участвуют «на равных». В ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Эта форма воспитательной работы больше подходит учащимся среднего и старшего звена. Педагог выбирает актуальную тему (вред и польза социальных сетей, обсудить вредные и полезные привычки, права детей, и разбирает ее с учащимися.

Кейс-технология в педагогике (кейс-стади, метод ситуаций) - техника обучения, воспитания, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Суть технологии довольно проста: для воспитательной работы в детском объединении используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - связанные с самосохранением и безопасностью человека, профилактика наркомании, здоровый образ жизни, роль семьи и семейные ценности, профилактика экстремизма в молодежной среде. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, собрать информацию самостоятельно, описать проблему, коллективно обсудить ее, приемлем свободный обмен мнений и с помощью накопленных или приобретённых знаний, возможно поделиться опытом, и найти различные пути выхода из этой ситуации.

День гения –данная форма содействует расширению представления молодых людей о неисчерпаемых возможностях человека. Цель проведения – познакомить с великими, гениальными, выдающимися людьми разных времен и народов, помочь понять им, что гениальность – это не только исключительные способности к какому-то виду деятельности, но и огромное терпение, целеустремленность, неустанный труд. День гения сочетает в себе комплекс ярких, содержательных мероприятий как познавательного, так и целостно-ориентировочного плана, которые проводятся в течение всего дня и посвящаются кому-нибудь из великих людей (подготовка соответствующих стендов, стенгазет, выставок; проведение устного журнала «Сорок пять минут с великим», тематического вечера, викторины, заседания, гостиной, постановка спектакля, концерт и т. п.)

 Заочное путешествие или кругосветное путешествие (онлайн экскурсия по музеям Краснодарского края, по заповедникам, по местам боевой славы, окунуться в мир животных, мир профессий, отправиться в путешествие в космос и т.д.) – проводится с целью более глубокого ознакомления с, культурой, наукой, историей т. п. Как своей, так и других стран, с помощью интернет технологий.

 

     Формы организации воспитательной деятельности детей обладают значимыми и эффективными воспитательными возможностями. Предоставляют возможность каждому ребёнку прийти к осмыслению своих жизненных ценностей, внести свой личный вклад в общую работу и проявить свои личностные качества. Они эмоционально привлекательны для детей, позволяют опираться на содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на ...

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...

Культурно-образовательное событие Тема: «Дружбой дорожить умейте!»

Цель: воспитание нравственных качеств обучающихся, укрепление знаний о доброжелательном и бесконфликтном отношении между людьми.Задачи: расширить представление о ценности дружбы;развивать навыков...

культурно-образовательное событие «Дружбой дорожить умейте!»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым – одна из главных и важных задач совре...

Выступление на МО классных руководителей «Программа воспитания 2022-2023, работа классных руководителей по новым рабочим программам. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Классный руководитель - это и работа, и увлечение, и образ жизни, и призвание. В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жиз...