РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
методическая разработка по музыке по теме

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) – хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т.д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально – теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detskimi_kollektivami.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) – хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т.д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально – теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой. Точками соприкосновения указанных дисциплин являются важные положения, а также комплекс знаний, умений, навыков как необходимых составляющих инновационного потенциала будущих профессиональных музыкантов и любителей музыкального искусства.

Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:

        - соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

        - связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

        - комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

        - постоянство требований и систематическое повторение действий;

        - сочетание единства требований и уважение к личности каждого воспитанника;

        - увлеченность и интерес;

        - активность, сознательность и самостоятельность учащихся;

        - учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

        Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:

        - единство эмоционального и сознательного;

        - единство художественного и технического;

         - единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.

        Основным фондом в работе с детским коллективом являются закономерные связи, определенные критериями всеобщности и повторяемости. Так всеобщность определяет проявление закономерностей в любом детском коллективе, а повторяемость – способность проявления закономерных связей в повторяющихся или аналогичных ситуациях. Немаловажным в работе являются и казусные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от непосредственной ситуации. Казусные связи естественны в своем существовании, так как детский коллектив представлен живым организмом, постоянно растущим и изменяющимся.

        Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:

        - зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;

        - осознание целей обучения;

        - значимость для детей усваиваемого репертуара;

        - сложность произведений;

        - профессионализм преподавателя.

        «Методика работы с детскими коллективами» подразумевает также и другие закономерности обучения:

        психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;

        социологические – зависимость каждого учащегося от всего коллектива;

        коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;

        организационные – зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.

        Работа с детскими коллективами опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики в работе с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

        В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов, а также совершенствование исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.

        Овладение методикой работы с детскими коллективами способствует следующим результатам:

        - воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский коллектив музыкальной школы есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами;

        - обучению детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыками игры (пения);

        - развитию музыкально – эстетического вкуса учащихся и эстетического отношения к музыкальному искусству.

        Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.

        Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий.

        Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

        Цель обучения – приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров, а также для получения среднего и высшего музыкального образования.

        Основные задачи:

        - ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;

        - развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля, оркестра;

        - повышение требований в отношении музыкально исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи.

Используемая литература:

1. Готсдинер А. дидактические основы музыкального развития учащихся. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, № 1.- М.,1980.

2. Давыдов В. В. проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

3. Киященко Н. И. цели, задачи и принципы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание: теория и практика. – М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в детском коллективе

   Основным критерием  эффективности работыклассного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечени...

Работа с детским коллективом в 1 классе.

Формирование личности младшего школьника через создание коллектива....

Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.

Одним из главных направлений  воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее....

Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования

Краткая аннотацияСтатья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы...

Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 2 « В» КЛАССА

План воспитательной работы с детским коллективом2 « В» класса...