РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
методическая разработка по музыке по теме
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) – хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т.д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально – теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detskimi_kollektivami.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) – хоровой, оркестровый классы, ансамбль, детскую хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, специальный инструмент и т.д., синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными музыкально – теоретическими предметами – теорией музыки, сольфеджио, музыкальной литературой. Точками соприкосновения указанных дисциплин являются важные положения, а также комплекс знаний, умений, навыков как необходимых составляющих инновационного потенциала будущих профессиональных музыкантов и любителей музыкального искусства.
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- сочетание единства требований и уважение к личности каждого воспитанника;
- увлеченность и интерес;
- активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:
- единство эмоционального и сознательного;
- единство художественного и технического;
- единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Основным фондом в работе с детским коллективом являются закономерные связи, определенные критериями всеобщности и повторяемости. Так всеобщность определяет проявление закономерностей в любом детском коллективе, а повторяемость – способность проявления закономерных связей в повторяющихся или аналогичных ситуациях. Немаловажным в работе являются и казусные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от непосредственной ситуации. Казусные связи естественны в своем существовании, так как детский коллектив представлен живым организмом, постоянно растущим и изменяющимся.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;
- осознание целей обучения;
- значимость для детей усваиваемого репертуара;
- сложность произведений;
- профессионализм преподавателя.
«Методика работы с детскими коллективами» подразумевает также и другие закономерности обучения:
психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
социологические – зависимость каждого учащегося от всего коллектива;
коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;
организационные – зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.
Работа с детскими коллективами опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики в работе с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов, а также совершенствование исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.
Овладение методикой работы с детскими коллективами способствует следующим результатам:
- воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский коллектив музыкальной школы есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами;
- обучению детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыками игры (пения);
- развитию музыкально – эстетического вкуса учащихся и эстетического отношения к музыкальному искусству.
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий.
Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Цель обучения – приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров, а также для получения среднего и высшего музыкального образования.
Основные задачи:
- ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
- развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля, оркестра;
- повышение требований в отношении музыкально исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи.
Используемая литература:
1. Готсдинер А. дидактические основы музыкального развития учащихся. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, № 1.- М.,1980.
2. Давыдов В. В. проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
3. Киященко Н. И. цели, задачи и принципы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание: теория и практика. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы в детском коллективе
Основным критерием эффективности работыклассного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечени...
Работа с детским коллективом в 1 классе.
Формирование личности младшего школьника через создание коллектива....
Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»
Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...
Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.
Одним из главных направлений воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее....
Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
Краткая аннотацияСтатья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы...
Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 2 « В» КЛАССА
План воспитательной работы с детским коллективом2 « В» класса...