Статья - "Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном культурно-образовательном пространстве"
статья по теме

Андреева Влада Витальевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

 В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

В.В. Гольцева, студентка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»,

г. Шахты

Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Об этом много пишется и говорится. Духовное разложение коснулось не только городов, но и сельских глубинок. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания молодого поколения становится важнейшим приоритетом не только образовательных учреждений, но и многих общественных обрганизаций  и государственных структур.  

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены  усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции духовно-нравственного воспитания такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Многие педагогические сообщества и все участники образовательного процесса согласны  с этим.  Национальный воспитательный идеал является принципиальной основой социального партнерства, как способа взаимодействия между всеми  субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентното гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего профессионального и высшего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  1. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности молодежи поступать согласно своей совести;
  2. формирование основ нравственного самосознания личности (совести)  способности молодежи формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  3. формирование нравственного смысла учения;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
  6. осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоятъ в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности;
  2. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  3. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  4. развитие навыков организации и осушествления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  5. укрепление доверия к другим людям:
  6. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  7. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  8. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. формирование отношения к семье, как основе российского общества;
  2. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  3. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание молодежи. Необходимо формировать и стимулировать стремление молодежи включиться в посильное решение проблем коллектива учащихся, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности подростков  и взрослых.  В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости подростков их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр,  телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью юношества  и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение  подростком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.

Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное  воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное  воспитание...

Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Презентация к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"

Приложение к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"...

Статья "Духовно - нравственное воспитание с первых дней ребёнка в школе"

Статья "Духовно - нравственное воспитоание с первых дней ребёнка в школе" рассказывает как создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исто...

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Леонид Владимирович Занков под  развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравстве...