Статья - "Духовно-нравственное воспитание молодежи в современном культурно-образовательном пространстве"
статья по теме
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
В.В. Гольцева, студентка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»,
г. Шахты
Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Об этом много пишется и говорится. Духовное разложение коснулось не только городов, но и сельских глубинок. Поэтому задача духовно-нравственного воспитания молодого поколения становится важнейшим приоритетом не только образовательных учреждений, но и многих общественных обрганизаций и государственных структур.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции духовно-нравственного воспитания такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Многие педагогические сообщества и все участники образовательного процесса согласны с этим. Национальный воспитательный идеал является принципиальной основой социального партнерства, как способа взаимодействия между всеми субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель— воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентното гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего профессионального и высшего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности молодежи поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности молодежи формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоятъ в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осушествления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям:
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье, как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание молодежи. Необходимо формировать и стимулировать стремление молодежи включиться в посильное решение проблем коллектива учащихся, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности подростков и взрослых. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости подростков их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью юношества и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение подростком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.
Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное воспитание...
Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды
Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...
статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"
Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской азбу...
Презентация к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
Приложение к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Статья "Духовно - нравственное воспитание с первых дней ребёнка в школе"
Статья "Духовно - нравственное воспитоание с первых дней ребёнка в школе" рассказывает как создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исто...
Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Леонид Владимирович Занков под развитием личности понимал, как целостное достижение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравстве...