К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе
статья по теме
Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
girkina_statya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы разные и мы вместе.
Воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений
в детском коллективе.
Л.Е.Гиркина, учитель начальных классов
ГБОУ гимназия 631 Приморского района
Санкт-Петербурга.
Две важнейшие жизненные задачи решает первоклассник. Первая – овладение учебной деятельностью, которая постепенно становится ведущей, сменяя игру. Эта задача очевидна для родителей, именно поэтому они уделяют столь много внимания подготовке к школе: дети посещают Центры раннего развития, различные образовательные программы. Но есть еще одна задача, решать которую современным детям с каждым годом все труднее. Речь идет о навыках общения, взаимодействия с учителем и в детском коллективе. Прежде всего, это касается необходимости решать конфликт между «хочу» и «надо», осознать свой новый социальный статус «ученика» с вытекающей отсюда необходимостью подчинения распорядку школьной жизни и требованиям педагогов. Важно и уметь соотнести свои потребности и желания с потребностями и желаниями других детей, научиться принимать и соблюдать правила поведения, в том числе и в игре со сверстниками. Если ребенок до школы посещал детский сад, то проблем, как правило, не возникает. Но с каждым годом в нашей гимназии возрастает число первоклассников, которые по разным причинам не посещали дошкольные учреждения, кроме того, такие дети могут быть единственными в семье, часто поздними. Если при этом оба родителя заняты на работе, то наблюдается дефицит общения и с взрослыми, и со сверстниками.
Работая в начальной школе 30 лет, могу сказать, что число «особенных» детей возрастает. Под словом «особенный ребенок» я понимаю ребенка с отсутствием навыков адекватной коммуникации. Такой ребенок не только «доставляет много хлопот» учителю, но и вызывает сначала удивление и недоумение, а затем раздражение и отторжение других детей. Такова реальность. Свою миссию, как учителя и воспитателя я вижу именно в том, чтобы помочь этим детям адаптироваться в детском коллективе. Я верю в то, что каждый ребенок стремиться быть частью целого, и если у него по каким-то причинам не получается быть принятым, получать позитивное внимание со стороны взрослых и сверстников, он будет стремиться «взять» это внимание любой ценой, ведя себя самым «чудовищным» образом, только бы его заметили.
Младшие школьники стремятся «быть хорошими», им важно заслужить одобрение значимого взрослого – учителя. Я стараюсь создать такие условия, чтобы у каждого ученика класса была возможность проявить себя: свою доброту, заботу о ближнем, внимание, понимание, сострадание. Для этого существует «Копилка добрых дел». Каждый год она оформляется по-разному. Это может быть клумба, где добрые дела каждого ученика - цветок, на который садятся бабочки. Чем больше добрых дел отмечают одноклассники или замечает учитель, тем больше бабочек на цветке. Очень важно, чтобы дети не увлеклись «внешней формой» и «делание добрых дел» не превратилось в соревнование, не стало формальным. Как сделать, чтобы доброта шла от сердца, из внутренней сущности ребенка? Я часто замечаю, что когда дети сталкиваются с другими детьми, чье поведение, внешний вид кажется им странным, они становятся злыми. Враждебное отношение вызывает ребенок агрессивный, неряшливый, больной, слишком активный, слишком тревожный и т.п. Я убеждена, что враждебностью дети реагируют на поведение, потому что оно их пугает. «Право другого быть другим» - это тот внутренний ориентир, который я даю детям. Он помогает им принять ситуацию.
Первая ступенька в нашей «Лесенке толерантности» - это осознание собственной уникальности и неповторимости, не похожести на других. Весь первых класс мы с ребятами «осваиваем» первую ступеньку «Лесенки». Пережить чувство собственной уникальности и неповторимости, предъявить себя одноклассникам помогают праздники «День именинника». Их четыре: осень, зима, весна и лето. Вторая ступенька – осознание уникальности и неповторимости каждого из своих одноклассников. Праздники «А ну-ка девочки» и «А ну-ка мальчики» помогают почувствовать различие мальчишеских и девчоночьих миров. Эта тема развивается в третьем классе в «Рыцарском турнире» и конкурсе девочек «Аленушки». И, наконец, в 4 классе «женский» и «мужской» миры встречаются в игре «Любовь с 1001 взгляда». Я убеждена, что такое узнавание и постижение внутреннего мира другого человека и является истоком добрых чувств по отношению к нему. Если добрые чувства не возникают, а такое бывает нередко, то тогда в силу вступает «правовой регулятор» взаимоотношений. «Дай другому право быть другим, пусть даже очень не похожим на тебя». Я строго слежу за соблюдением этого права.
На третьей ступеньке «Лесенки» мы переживаем опыт «такие разные друзья». Мы все очень разные, но для общего дела каждый делает то, к чему наиболее способен, в чем наиболее успешен. Можно попробовать себя в разных ролях, в том числе и в роли руководителя. Я использую технологию «Коллективных творческих дел». Для участия в празднике формируются команды, каждый раз новые, по жребию. А дальше – самостоятельность и инициатива ребят. Они выбирают командира (единственное условие – командиром нельзя быть дважды), готовятся к празднику, планируя дела и распределяя обязанности.
К окончанию начальной школы, мы поднимаемся на последнюю ступеньку «Лесенки». Итогом является переживание «Мы разные и это здорово!» Мальчики и девочки, высокие и не очень, с разными характерами, увлечениями, различной внешности, поведения. Вместе мы уже четыре года, мы можем делать «великие дела», и каждый из нас внесет свой уникальный и весомый вклад.
Хочется добавить, что вместе с детьми по нашей «Лесенке» идут наши родители. Они активно участвуют в каждом празднике, но главное – те внутренние изменения, которые происходят, наверное, в каждом. Все начинается с сильнейшего желания продемонстрировать уникальность своего собственного ребенка, показать его с лучшей стороны. Затем появляется интерес к другим детям и к другим родителям. И, наконец – радость от общения и совместного творчества. Эта дружба, сложившаяся в начальной школе, поддерживает моих учеников и их родителей на протяжении всей школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на ...
Урок СБО в 3 классе СКОШИ I вида "Основы взаимоотношений в коллективе".
Данная разработка урока социально-бытовой ориентировки в 3 классе СКОШИ I вида (конспект и карточки) представлена в виде игры-путешествия "Джунгли" и способствует воспитанию самосознания, осознанию св...
Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников
Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...
Родительское собраниеи .Взаимоотношения в детском коллективе.
Речь пойдет о взаимоотношении в детском коллективе сверстников.Педагогическое просвещение и помощь родителям....
Воспитание чувства эмпатии в детском коллективе.
Эффективность обучения и воспитания напрямую зависит от качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Данная работа описывает процесс формирования чувства эмпатии в детском кол...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Формирование социальных взаимоотношений в детском коллективе младших школьников имеет многоцелевую, целостно-системную и полифазную проблему, которая состоит из решения базисных задач: осознавать себя...
Влияние детского коллектива на воспитание личности
В статье рассматривается влияние детского коллектива на воспитание личности...