Курсовая работа по специальности : Преподавание в начальных классах
проект

Катунова Ангелина Сергевна

Курсовая работа по специальности "Преподавание в начальных классах" на тему: Педагогическая технология здоровьесберегающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛАЧИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(БПОУ КАТТ)

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах

 

по теме: Педагогическая технология здоровьесберегающего обучения

                                                                                        Выполнила студентка:

14 ОПн учебной группы

                                                              1 курса

                                                                                    Катунова Ангелина

                                                                   Сергеевна

                                                                    Проверил:

                                                                              Иванова Марина

                                                                      Николаевна,

                                                                          преподаватель 

Калачинск – 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                            

1. Теоретические аспекты исследования здоровьесберегающих технологий 

1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий

1.2 Значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе 

1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников 

2. Разработка здоровьесберегающих технологий в начальной школе 

3. Практика реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте.

 

  В сложных современных условиях развития России чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

   К концу года у многих школьников частота гипертонических реакций увеличивается в 2 раза, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55–83% учащихся школ. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков.

Цель:  изучить  здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Объект исследования: ученики начальной школы

Предмет исследования:  особенности организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Задачи исследования:

- определить понятие здоровьесберегающих технологий;

- описать значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе;

- представить условия здоровьесбережения младших школьников;

- провести мониторинг состояния здоровья учащихся;

- разработать блоки здоровьесберегающих технологий в начальной школе;

- предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Методы исследования:  анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Здоровье - состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Усилия работников ДОО сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.  

Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряженности проблема здоровья детей является особенно актуальной. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Исследования учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

1.1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

   Существует более 60 определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Академик В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая» .Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей образовательных учреждений (школ).

 Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. В технике, в промышленности технологии связаны с производственной деятельностью людей и позволяют получить продукцию с заданными параметрами. В медицине это – все разрешенные к применению методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, а также технические средства, медикаменты и т.д., способствующие эффективному оказанию медицинской помощи, имеющие своим основным результатом лечение тех ил иных заболеваний. В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса(при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В медицине технологии лечения описываются впротоколах лечениятех или иных заболеваний, а также в конкретных методиках.  Под здоровьесберегающими технологиямив широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий – формирование культуры здорового образа жизнииздоровьесберегающего поведения. Понятие «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) появилось в сфере педагогики. До сих пор это понятие воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» применяются в настоящее время не только в сфере педагогики, но и в сфере здравоохранения и в других сферах государственной политики охраны здоровья граждан. В сфере здравоохранения применение здоровьесберегающих технологий направлено на профилактику различных неинфекционных и инфекционных и заболеваний, риск возникновения которых связан с образом жизни людей. Функции здоровьесберегающих технологий:

- Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

- Информативно — коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

- Диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.

- Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами; -

- Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий

- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

-  разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

-  формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

-  реализация индивидуальных оздоровительных программ;

-  овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их в практической деятельности;

-  познание индивидуальных особенностей организма;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

-  создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения.

- создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения

- формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих технологий к конкретным сферам общественной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

 • принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

 • принцип доступности и индивидуальности;

 • принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

 • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

1.2 ЗНАЧЕНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

   На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.

 

  Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

 

 Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма. здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

1.3 УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Важность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.

   

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

 

 Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

 

 Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.

Физкультура – урок важный

 

 По ФГОС НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

 

 Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

- Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.

- Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. Использование разнообразных методов и форм обучения.

- Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.

- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.

- Разумное использование наглядности.

- Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.

- Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.

- Стимулирование положительной мотивации к обучению.

- Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

   Представим принципы организации здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.

Как уже отмечалось, понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы.

Приоритет заботы о здоровье обучающегося — каждый момент урока должен быть проанализирован с позиций влияния на психофизиологическое состояние школьников.

 

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке.

Ребёнок – субъект применяемых технологий и их непосредственный участник. Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка. Учителя, психологи и доктора должны действовать совместно, как единый механизм влияния на развитие ребёнка. Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы. Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.

2.РАЗРАБОТКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Предлагаемые виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: направленные на соблюдение гигиенических требований; организующие рациональную физическую активность; другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

От того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность. Но кроме этого, большое значение имеет соблюдение гигиенических условий.

Приведём основные критерии, которым должны соответствовать уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе. В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание. Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к детям и к учителю от обучающихся.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки. уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Второй блок: организуем обучение и физическую активность

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно - значит неутомительно! Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психических функций между двумя полушариями. Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы. Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях. Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствовует здоровьесбережению.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность.

Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение: игровые технологии; обучающие интерактивные программы; оригинальные задания и задачи; введение в урок отступлений. Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной деятельности; тонкий юмор.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни. Применение личностно-ориентированного подхода.

Задача школы – сохранить и укрепить здоровье

Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз отметим, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей, входящих в новый учебный ритм, это особенно важно. Работать без перерыва в течение 45-ти минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью.

Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 12-20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урока. Продолжительность 2-3 минуты.

Физкультминутки

Роль физкультминуток на уроке:

- Положительно влияют на деятельность мозга,

- сердечно - сосудистую и дыхательную системы,

- улучшают кровоснабжение внутренних органов,

- улучшают работоспособность нервной системы,

- помогают снижению умственного переутомления.

Требования к физкультминуткам:

- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

- Проводятся на начальном этапе утомления.

- Упражнения должны быть разнообразны.

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Физкультминутки включают:

- Гимнастику для глаз

- Упражнения для кистей рук

- Упражнения для профилактики нарушения осанки

- Упражнения для профилактики плоскостопия

- Дыхательные упражнения

- Психогимнастику

- Игровой самомассаж

- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Рассмотрим несколько видов физминуток:

Гимнастика для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Физминутки для рук и пальцев

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Упражнения для улучшения осанки

  1. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его.
  2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Физминутки для младших школьников желательно проводить на каждом уроке. Чередовать нужно примерно так:

- урок математики – физминутка с цифрами и счетом (напр. Веселая зарядка);

- чтение – упражнение с глазной гимнастикой (Пугливый енот);

- письмо – для снятия напряжения с кисти рук и пальцев (Кошечка, Стрекоза);

- рисование – упражнения, поднимающие настроение и бодрящие (Крокодил, Веселая зарядка или музыкальные физминутки).

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15% детей рождаются физиологически зрелыми; 30–35% поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

И в заключение, заметим, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.
  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) Учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 416 с
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Примерная внеурочная программа спортивно – оздоровительной деятельности подростков. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Тема: Личностные факторы в становлении одарённости младших школьников. Секция: Методика преподавания в начальных классах. Выступление c элементами презентации видов работ.

Известны слова Л.Н. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ни­чему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут,...

Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных   классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...

Мастер-класс для студентов специальности "Преподавание в начальных классах"

laquo;Проектная деятельность в начальной школе»Каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему  необходимо ...

«Преподавание курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» Из опыта работы Анисимовой В.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №16

Во всем мире дети в первую очередь изучают культуру и духовную традицию той страны, в которой живут. Изучение основ православной культуры - это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным це...